Модерн в гражданской архитектуре конца Х1Х — начала ХХ вв.
Стилевое направление в европейском и американском искусстве к. Х1Х – н. ХХ вв.
Поиск форм национальной самоидентификации во всех аспектах (Франция, Германия, Австро-Венгрия – неоготика, Россия – русско-византийский стиль) – некритическое, декоративное применение археологических мотивов, то, что не соответствует актуальным потребностям эпохи = недолговечное. Модерн среагировал на нервозность настроений переходного периода с XIX на XX век (мелениум), на взрыв в умах и настроениях мистики, гадания (в это время Фрейд открыл подсознание), во внешней политике – распад империй, отсюда протест против имперского стиля (классицизма, ампира) и поиск государствами основ национальной идентификации.
Разновидности модерна (стилевые направления):
БИДЕРМЕЙЕРВозник в Германии Австрии Швеции в 1815-1848, будучи реакцией на чопорный ампир, в первую очередь следовал требованиям удобства. Проявился в изогнутых линиях, овалах, мягких поверхностях.
АР НУВО Возрос на плодотворной почве неоготики и неоромантизма, эксплуатировал и трансформировал известные приемы: окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, остроконечные башенки. Ярчайший представитель этого направления – Антонио Гауди, его трактовка – «биоморфная».
Направление ар нуво – неоклассицистическое – та же система аллегорий стилизация, но в основе – архитектура Возрождения, выпестованная в свою очередь на древнегреческих и древнеримских образцах. В России – древнерусское зодчество, арх. Щусев.
Ар нуво – это причудливое смешение и взаимопроникновение всех стилей ( а также смешение архитектуры, литературы, музыки, изобразительного искусства), утонченная стилизация итоических архитектурных форм - не на уровне канона, а на эмоциональном всплеске.
СЕЦЕССИОН ( в к Х1Х в Вене, готические и восточные мотивы),
ЮГЕНДСТИЛЬ (отрицал случайность, нагромождение деталей, эклектизм предыдущего периода Бидермейера).
Рубеж Х1Х – ХХ в. (1890 – 1910) – стиль МОДЕРН – движение в архитектуре «изнутри наружу». Оно захватило все виды изобразительного и прикладного искусства, и это позволило заговорить о модерне как о большом стиле.
Ранний модерн разрабатывал альтернативные классике формы и декор, отказ от уравновешивающего венчания здания: карниз, парапет, фронтон (т.е. отказ от ордерных принципов).
Силуэт зданий динамичен: крутые несимметричные щипцовые завершения, рваные фронтоны, пинакли, башенные выступы с шатровым или купольным завершением (обычно в них вмонтировались лестницы), эркеры, балконы, кованные решетки, венчающие конек крыши, стальные ограждения балконов, открытых лестниц и т.д.
Открытое в к. Х1Х в. производство прокатной стали и большеразмерного стекла повлекло за собой крупные стеклопроемы оригинальных форм с оконными коробками и переплетами из гнутых металлических стержней. Рисунок получает характерные очертания «удар бича» (линия арх. Орта – визитная карточка модерна) и «изогнутого стебля» (линия арх. Г.Гимара)
вышивка Герман Обриста под названием «Удар бича»
арх. Виктор Орте
Фасад дома Тасселя Особняк Тасселя, оконные витражи, Бельгия
-
Настенный декор в доме Тасселя Интерьер модерна, Особняк Тасселя,
эталон стиля модерн Брюссель, (Архитектор Виктор Орта)
Интерьер холла дома Орта Интерьер комнаты в доме
(сейчас это музей Орта) (музее) Виктора Орта
линия арх. Г.Гимара (фр. Hector Guimard), Франция)
Мозайка на полу в доме Орта
. Г.Гимар (фр. Hector Guimard), Франция)
Подчеркнутая декоративность фасадов. Применялся скульптурный, или цветовой (мозаичный, керамический, фресковый) декор.
Антонио Гауди (Antoni Gaudí), Испания
Тематика: набегающая волна, перья, цветы, изогнутые пряди волос. Разнообразие орнаментального декора фасадов и интерьеров.
Цветовая гамма: светло-желтая, сине-голубая, лиловая, бурая.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1294;