СЕТЕВОЙ ТЕРРОРИЗМ НА ФОНЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

События 11 сентября 2001 г. заставили заговорить о транснациональном терроризме, о новой роли транснацио­нальных террористических организаций в системе междуна­родных отношений, произвели переворот в умах политиков


и экспертов, общественном сознании мира в целом. Совре­менный терроризм влечет за собой значительные политиче­ские, экономические и моральные потери, оказывает силь­ное психологическое воздействие на общество, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей. Являясь ра­дикальной реакцией на существующие политические отноше­ния и приобретая с течением времени все больший размах, терроризм представляет собой угрозу как для отдельных го­сударств, так и для всего международного сообщества.

Питательной средой для развития терроризма выступает политический экстремизм в самых разных его формах и обличьях, т. е. проявление таких крайних фундаменталист­ских взглядов, приверженцы которых не гнушаются приме­нением насильственных методов для достижения своих це­лей. Собственно, общепринятого определения терроризма по сей день не существует (количество возможных дефиниций зашкаливает за сотню).

Однако в наиболее широком смысле под терроризмом по­нимается применение насилия в отношении гражданских лиц, политических деятелей и символов того или иного го­сударства, направленное на достижение заранее определен­ных политических целей.

Существует несколько особенностей терроризма, которые очевидно отличают его от всех прочих форм политического и неполитического (криминального и др.) насилия. В их числе — использование террористических методов исключи­тельно для достижения определенной политической цели (целей); рассмотрение гражданского населения или симво­лов государственности как объектов воздействия; адресация террористических акций в конечном счете властям той или иной страны или стране в целом (та или иная конкретная террористическая акция может иметь и иных, «вспомога­тельных» адресатов; например, она может быть косвенным образом обращена к конкурирующим группировкам или да­же членам собственной организации — в целях ее радика­лизации или укрепления единства рядов).

Отличительной чертой терроризма по сравнению с любы­ми другими формами политически мотивированного наси­лия выступает его асимметричный характер. Терроризм — это оружие существенно более слабой с точки зрения параметров военно-политической мощи стороны в противо­стоянии с явно превосходящим противником. Асимметрия проявляется не только в очевидной разности потенциалов, но и в различных статусах сторон. Наиболее распространен­ная форма террористической активности связана с исполь­зованием террористических методов негосударственной группировкой для давления на государство с целью оказа­ния влияния на его действия посредством применения наси-


лия против гражданского населения, политических лидеров и символов государственности.

Ярким примером выступает столкновение США с терро­ристической сетью «Аль-Каида» после кровавого террорис­тического акта 11 сентября 2001 г. При сопоставлении ре­сурсов и возможностей «Аль-Каиды» и Соединенных Штатов сама мысль о столкновении этих двух несопостави­мых величин может показаться абсурдной. Проблема, одна­ко, в том, что «Аль-Каида» — это сетевая структура, не не­сущая никаких обязательств ни перед населением тех или иных стран, ни даже перед своими рядовыми членами, не ограниченная в выборе целей и средств. «Аль-Каида» не имеет какой-то единственной зоны базирования, ее финан­совые средства рассредоточены по разным географическим ареалам. Она до последнего времени имела возможность по­лучать скрытую поддержку от своих сторонников даже в США и в странах Западной Европы. В то время как США или любая другая страна мира — государство с широкими обязательствами как внутреннего (безусловное обеспечение безопасности собственной территории, граждан и т. д.), так и международно-правового плана, к тому же обремененное бюрократией, не склонной к международному сотрудничест­ву и придерживающейся традиционного бюрократического стиля ведения дел.

Применение насилия или угрозы применения насилия по отношению к гражданскому населению призвано компенси­ровать относительную военно-политическую слабость кон­кретной террористической группировки. Террористы пыта­ются навязать свою волю государствам и правительствам, пытаясь ударить по совершенно незащищенному, но при этом весьма чувствительному месту своего противника (ста­вя под угрозу жизнь простых граждан). В рамках автори­тарных или тоталитарных систем подобная угроза может игнорироваться или компенсироваться идеологически обус­ловленной массовой мобилизацией населения вокруг лозун­гов и программных установок партии и правительства. В рамках демократических систем, где роль и место электо­рата весьма существенны, террористы пытаются посредст­вом деморализации населения оказать косвенное влияние на правительство и под угрозой дестабилизации политической обстановки (угроза падения правительства, поражения пра­вящей партии на выборах и т. п.) добиться выполнения сво­их требований.

Выделяют два основных вида террористической активно­сти — внутренний и международный терроризм. Однако в современных условиях подобное деление утрачивает смысл. В традиционном смысле международным назывался такой тип террористической деятельности, который осуществлял-


ся и готовился на территории более чем одного государства или гражданами более чем одного государства. Совершенно очевидно, что на протяжении последних десятилетий XX в. даже те группировки, которые преследовали внутриполити­ческие цели, все чаще базировались, осуществляли сбор средств, вели пропагандистскую деятельность, проводили планирование и подготовку операций на территории сразу нескольких государств. Налицо, таким образом, размывание границы между внутренним и международным террориз­мом, интернационализация и транснационализация различ­ных аспектов деятельности террористических организаций и групп.

Связь современного международного терроризма и про­цессов глобализации прослеживается довольно четко. Так называемые «новые» международные террористические ор­ганизации смогли на удивление легко освоиться в меняю­щемся мире с проницаемыми границами и размывающимся государственным суверенитетом, усвоить новые приемы и методы организации, равно как и адаптироваться к стреми­тельному развитию коммуникационных и информационных технологий. Террористам удалось задействовать в своих це­лях растущие и слабо контролируемые трансграничные фи­нансовые потоки. Они неплохо адаптировались к передовым принципам самоорганизации, создав весьма обширные транснациональные сетевые организации. Террористические сети приспособлены к коррупционным практикам, к про­никновению в органы власти и управления, обладают устой­чивостью и способностью к регенерации. Они жизнеспособ­нее жестко централизованных организаций, построенных на принципах иерархической соподчиненности. В некоторых случаях можно вести речь и о финансовой самодостаточно­сти террористических сетей за счет фактического сращива­ния отдельных звеньев транснационального криминала и транснационального финансового бизнеса с террористичес­кими структурами. Сейчас в распоряжении мощных терро­ристических группировок имеются достаточные финансовые средства. Согласно опубликованным оценкам, совокупный бюджет в сфере террористической активности колеблется ежегодно от 5 до 20 млрд долларов.

Противодействие современному терроризму возможно только на основе более тесной, чем ныне, координации дей­ствий правительств, органов внутренних дел и служб безо­пасности различных стран мира. Одним из наиболее эффек­тивных методов борьбы с терроризмом является лишение его финансовой базы. В этом смысле возможности отдель­ных государств серьезно ограничены. Значительная часть финансовых ресурсов добывается террористическими сетями в результате легальной коммерческой деятельности, посред-


ничества в наркотрафике, а также за счет некоторых благо­творительных организаций и фондов, открыто базирующих­ся в ряде стран Запада и на Ближнем Востоке. При нали­чии транснациональных финансовых потоков очень сложно без международного сотрудничества проследить источники и схемы финансирования террористических организаций. С началом глобальной антитеррористической кампании рез­ко активизировалась работа по борьбе с отмыванием средств через банковскую сферу. Однако здесь еще много резервов для совершенствования взаимодействия. Кроме того, борьба с терроризмом невозможна и без скоординированной инфор­мационной политики в различных странах мира. Целью ан­титеррористических операций выступает изоляция террори­стов от общества и лишение террористических организаций доступа к внешним источникам снабжения. Основная слож­ность состоит в том, что подавить то или иное террористи­ческое движение можно лишь, если общественное мнение в стране (а ныне, в условиях глобализации, — и за ее преде­лами) считает террористов преступниками (а не борцами за свободу, жертвами империализма, тирании и т. п.) и фак­тически выступает на стороне, противостоящей терроризму (на стороне государства или группы государств). Плохо ско­ординированные действия в данной сфере могут свести эф­фективность контртеррористических операций практически к нулю. Активизации межгосударственного сотрудничест­ва, таким образом, нет альтернативы.

1111 Основные понятия:сети политические, терроризм, экс­тремизм.

|Ц§ Термины:субсидиарность.

От лат. subsidiarius — вспомогательный, резервный — «принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой социальной группы, первичных территориальных или профессиональных общностей имеют приоритет перед права­ми и интересами общностей более высокого порядка и госу­дарства. В политическом плане принцип субсидиарности или дополнительности означает выбор в пользу перераспре­деления ответственности снизу вверх, в отличие от процес­са децентрализации, делегирования полномочий сверху вниз. В соответствии с ним утверждается, что на вышесто­ящие уровни управления должны быть переданы только те функции, которые не могут в полной мере или достаточно эффективно выполняться низовыми структурами.

Проверьте себя

1) Что такое политическая сеть? 2) В каких сферах че­ловеческой деятельности наиболее активно проявляют себя


сетевые структуры? 3) Перечислите особенности и отличи­тельные черты современного политического терроризма. 4) В чем опасность террористических сетей?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сетевые формы организации получают все более ши­
рокое распространение, особенно среди неправительствен­
ных организаций. Какими именно свойствами политических
сетей вы могли бы объяснить популярность сетевого прин­
ципа организации?

2. Существует ли какая-либо взаимосвязь между глоба­
лизацией, информатизацией и распространением сетевых
форм организации? Обоснуйте свою точку зрения.

3. До сих пор достаточно широко распространено мнение,
согласно которому борьба с терроризмом является делом ис­
ключительно специальных служб и органов правопорядка.
Какова, на ваш взгляд, может быть роль гражданского об­
щества и отдельных граждан в противостоянии террористи­
ческой угрозе?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы американского социолога о сетевых струк­турах.

Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи). Социальная структура, имеющая сетевую основу, характери­зуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою слабансированность. Се­ти оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, осно­вывающейся на инновациях, глобализации и децентрализо­ванной концентрации; сферы труда с ее работниками и фир­мами, основывающейся на гибкости и адаптируемости; сферы культуры, характеризуемой постоянным расчлене­нием и воссоединением различных элементов; сферы по­литики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений; социальной ор­ганизации, преследующей своей задачей завоевание прост­ранства и уничтожение времени. Одновременно морфология сетей выступает в качестве источника далеко идущей пере­стройки отношений власти. Подсоединенные к сетям «ру­бильники» (например, когда речь идет о переходе под кон­троль финансовых структур той или иной империи средств информации, влияющей на политические процессы) высту­пают в качестве орудий осуществления власти, доступных


лишь избранным. Кто управляет таким рубильником, тот и обладает властью».

Касте лье Мануэль, Становление общества сетевых структур// Новая постиндустриальная волна на Западе.

Антология/Под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. —

С. 495—496.

Вопросы и задания к источнику. 1)Какова, по-вашему, сфера распространения сетей как организационного принципа? 2) Способ­ствует ли развитие сетевых структур демократизации общества или нет? Попытайтесь обосновать свой ответ.








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 821;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.