Потребностях – Э. Фромм.
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Э. Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующей в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность – продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и культуру.
Фромм провел исторический анализ, начиная с конца Средневековья и почти до конца XX в., и пришел к выводу, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. С его точки зрения, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма – свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений или ее компенсация в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.
Фроммполагал, что пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными, связанными с другими людьми.
Фроммсчитает, что чувства одиночества, собственной незначимости, отчужденности, сопутствующие свободе, люди преодолевают различными путями.
Авторитаризм –тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Причем авторитаризм может проявляться как в мазохистских, так и в садистких тенденциях. При мазохистской форме люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, беспомощность. Садистская форма выражается в эксплуатации других, доминировании, контроле над ними. Причем Фромм утверждал, что у одного и того же человека присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре один и тот же индивидуум может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать подчиненных.
Деструктивность –второй механизм бегства от свободы. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм, любовь – примеры рационализации деструктивных действий.
Подчинение социальным нормам –человек становится как все, ведет себя как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть».
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1079;