Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощённые в архитектуре и скульптуре.

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Примерная тематика рефератов
    • Библиографический список
  • Курс лекций
    • Тема 1. Введение в курс «Право и история художественной культуры»
    • Тема 2. Роль права в жизни выдающихся деятелей культуры
    • Тема 3. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи
    • Тема 4. Отражение правосудия в изобразительном искусстве
    • Тема 5. Исполнение уголовных наказаний и творчество зарубежных и отечественных художников
    • Тема 6. Художественное отображение в живописи преступления, наказания и внесудебной расправы
    • Тема 7. Людвиг ван Бетховен и правовые идеи Великой французской буржуазной революции 1789 г.
    • Тема 8. Отображение проблем Отечества, права и государства в эпических произведениях М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»
    • Тема 9. Роль права в жизни и творчестве П. И. Чайковского
    • Тема 10. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени
    • Тема 11. Право и судопроизводство в произведениях русской классической литературы
    • Тема 12. Образы власти, государства и права, воплощенные в архитектуре и скульптуре
    • Тема 13. Художественные образы и правовая культура

Глоссарий

Назад

План:

1. Памятники архитектуры и скульптуры как источник изучения истории государства и права Древнего Египта.

2. Отражение полисной организации государства и общества в архитектуре и скульптуре стран Античности. Образы государства и власти в архитектуре и скульптуре Римской империи.

3. Московский Кремль – воплощение концепции «Россия – третий Рим».

1. Памятники архитектуры и скульптуры как источник изучения истории государства и права Древнего Египта.

Древний Египет был самой первой из известных человечеству цивилизаций, в рамках которой от общинной организации перешли к государственно-организованному обществу. Эта цивилизация оставила после себя немало загадок, веками будоражащих умы учёных и простых обывателей. К одной из них относится проблема становления и развития архитектурного искусства Древнего Египта, достигшего небывалого расцвета, тесно связанная с проблемой становления и развития государства и права Древнего Египта.

Около пяти тысяч лет назад в нижнем течении р. Нил возникло единое древнеегипетское государство. Изначально здесь сложилось около 40 протогосударств – номов, которые соперничали между собой. Процесс развития государственности в долине Нила привёл к образованию Верхнего и Нижнего царств, которые около 3000 г. до н. э. объединились под властью правителя Нижнего царства.

В своем развитии древнеегипетская государственность прошла 5 этапов:

1. период Раннего царства (около 3000 – 2778 гг. до н. э.), характеризовавшийся образованием протогосударств – номов и их объединением в составе централизованного государства;

2. период Древнего царства (2778 – 2263 гг. до н. э.), характеризовавшийся упрочением экономических связей между номами, становлением рабовладельческого уклада;

3. период Среднего царства (2160 – 1785 гг. до н. э.) после времени внутренних войн и децентрализации образуется новое централизованное государство, в котором преобладало уже не столько общинное, сколько царско-храмовое хозяйство (периоду Среднего царства предшествовало междуцарствие);

4. период Нового царства (1580 – 1085 гг. до н. э.) – образование и расцвет Египетской империи – первой мировой державы, объединившей Северную Африку и Ближний Восток;

5. период Позднего царства (1085 - 331 г. до н. э.) – упадок египетской государственности и завоевание Египта А. Македонским.

Почти всё время за исключением периода междуцарствий в Египте существовало централизованное государство. Этот факт находит объяснение, прежде всего, в особенностях географического расположения государства: растянутость земли, пригодной для проживания вокруг одного источника жизни – р. Нил. Несомненно, большую роль в централизации государства сыграло обстоятельство, отмеченное Л. Н. Гумилёвым: древнеегипетскую цивилизацию создавал один этнос – хамитские племена[1], что способcтвовало успешному поступательному развитию общества, государства и права.

Архитектура Древнего Египта. Сложная, полная драматизма история Древнего Египта нашла воплощение в искусстве, периодизацию развития которого исследователи связывают с периодизацией становления и развития древнеегипетской государственности. Ведущее положение в египетском искусстве с самых ранних времён заняла архитектура, и неслучайно, ибо монументальные архитектурные творения воплощали блеск, силу и величие государства, должны были внушить чувство подобострастия и преклонения подданных перед воплощением бога Ра на земле - фараоном. Жрецы выработали идеологию божественного перерождения бога Амона-Ра, воплощающегося в теле фараона, который вследствие этого обожествлялся, считаясь верховным правителем, законодателем, судьей и главнокомандующим армией. Он считался верховным собственником земли и верховным законодателем. Материальное отражение этого величия нашло воплощение в строительстве грандиозных пирамид-усыпальниц, заупокойных храмов и дворцов фараона.

Период Раннего царства весьма важен для истории искусства Древнего Египта, поскольку именно в это время во всех сферах творчества – архитектуре, живописи, скульптуре – произошло закрепление образных и изобразительных форм и средств, многие из которых появились ещё до образования единого государства и формирования правовой системы. Жилища бедняков в эту эпоху строили из тростника и глины, а дома богатых людей – из дерева и сырцового кирпича. Дворцы были огорожены стенами из кирпича-сырца, укреплёнными и декорированными плоскими прямоугольными выступами, которые получили название «лопатки». Уже по этим вещественным памятникам можно судить о различии правового и имущественного положения древних египтян.

В архитектурном облике гробниц царей и крупнейших вельмож Раннего царства закрепилась форма сооружения из кирпича и камня, включающего подземную и надземную части. Надземная часть строения была прямоугольная с наклонным профилем стен. В ней устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, т.е. изображением двери, ведущей в «вечное жилище» усопшего. Много позднее такие постройки арабы стали называть – «мастаба» (скамья), и это название прочно вошло в науку. В северной и южной части Египта – в некрополях Саккара, Абидоса и Негады подобные сооружения сохранились в большом количестве до наших дней. Чем значительней был правовой статус похороненного человека, чем большую должность он занимал в государственном аппарате, тем обширнее была мастаба, тем больше было в ней помещений, кладовых: от одной-трёх до сорока пяти, как, например, в гробнице главного визиря (чати) Хемака одного из царей I династии объединённого Египта.

 

Храм Хатшепсут в долине цариц в Луксоре

 

Строили в Раннем царстве и гробницы наземного типа. Из таких построек характерна гробница фараона Менеса в Негаде (около 3000 г. до н. э.), сохранившаяся до наших дней. К концу Раннего царства при гробницах стали строить заупокойные храмы, в которых совершали поминальные обряды в память погребённого, обличённого при жизни государственной властью. Сюда подданные регулярно приносили дары в виде пищи и одежды, обеспечивавшие «вечную жизнь» в потустороннем мире. В тайниках храмов и гробницах было найдено немало замечательных произведений скульптурного искусства. Это статуи и статуэтки богов, изображения погребённого фараона и членов его семьи, слуг, рабов. Выполняли их из гранита, известняка, кварцита, дерева, фаянса, кости, меди, золота.

Исполнение царских изображений уже тогда было подчинено определённым канонам: статуям придавали спокойные, статичные позы, исполненные величия. Такие изобразительные каноны возникли неслучайно, поскольку усопшие фараоны являлись не только символами высшей государственной власти, но и после смерти продолжали играть религиозно-ритуальную роль. Типична статуя фараона II династии Хасехема (начало Ш тыс. до н. э.), хранящаяся в Египетском музее (г. Каир), который изображён в плотно окутывающем тело плаще. Статуя символизирует «возрождение» состарившегося или больного царя, что египтяне связывали с праздником плодородия – «хет-сед».

Праздник «хет-сед» имел древнюю историю и был связан с магическим культом. Фараон после 30 лет правления становился «старым», и его по представлениям египтян следовало «заменять» на нового, молодого. Скорее всего, такие представления зародились ещё в родовую эпоху, когда состарившегося племенного вождя заменяли молодым. Однако фараон, как монарх, конечно, не заменялся на троне другим до самой своей смерти, иначе это противоречило бы принципу монархической власти: попросту проводился праздник «омоложения» владыки и по воле правящего фараона, согласованной со жрецами культа Амона-Ра, назначался соправитель – преемник фараона. Так религиозный обряд стал юридической процедурой, обеспечивавшей преемственность государственной власти. Такой же праздник с особым религиозным ритуалом проводили, если владыка был болен, или в стране случался мор, неурожай и прочие стихийные бедствия. Известно, что Рамзес IV праздновал «хет-сед» 24 раза.

Период Древнего царства – это время образования примитивного рабовладельческого общества и одновременно эпоха окончания формирования основных направлений древнеегипетского искусства. В период правления IV-V династий достигла апогея неограниченная власть фараонов, основанная на государственной собственности на землю и эксплуатации большого количества государственных рабов. Фараон обожествлялся, его титуловали – «бог благой», а заупокойный культ получил дальнейшее развитие. Однако к концу Древнего царства неограниченная власть фараонов была поколеблена усилившейся позицией чиновников и вельмож, которые в неограниченном количестве получали казённые земли с правом передачи владения по наследству, поэтому к концу данного периода роскошь стала признаком не только усыпальниц фараонов, но и знатных вельмож.

Желание фараонов всемирно утвердить свою власть нашло ярчайшее воплощение не только в создании прижизненного культа их личности, но и в стремлении сделать царские усыпальницы преобладающими по размерам над всеми остальными. Однако простое увеличение площади мастабы фараона очень скоро перестало служить задаче возвеличивания царской особы после смерти. От увеличения мастабы по горизонтали перешли к увеличению её по вертикали. Так возникли ступенчатые пирамиды. Одной из первых, вероятно, была ступенчатая усыпальница фараона Ш династии Джосера в Саккара (около 2800 г. до н. э.), созданная зодчим Имхотепом.

Пирамида Джосера в Саккара

 

Пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, что роднит её с традиционной мастабой. C большим мастерством выполнена кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к центру пирамиды и поэтому очень устойчивы. В украшении пирамиды Джосера впервые были использованы полуколонны с капителью в виде раскрытой верхней части папируса (папирусообразные), в виде стилизованного цветка лотоса (лотосообразные), а также в виде связки стеблей тростника (протодорические). Полуколонны были единым целым с каменными блоками кладки стен, они служили декорацией, изображая священные в Египте растения – папирус и лотос.

Но пирамида не одиноко возвышалась над песками пустыни, прикрывая своей кладкой, находящееся под ней царское погребение. Новаторство архитектора заключалось в том, что впервые на площади 1500 кв. м вокруг пирамиды были размещены дворы, в которых располагались молельни, заупокойные храмы, коридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё вместе образовывало цельный ансамбль, огороженный стеной из отесанных блоков белого известняка. Его оживляли «лопатки», выступавшие на равном друг от друга расстоянии. Построив это сооружение, Имхотеп навсегда вошел в историю мировой архитектуры, а сами древние египтяне почитали его как выдающегося зодчего, астронома и врача.

В знаменитых пирамидах в Гизе – усыпальницах фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (греки их называли Хеопс, Хефрен и Микерин) продолжалось совершенствование архитектурных форм, которые должны были передать величие земной и небесной власти фараонов. Пирамиды в Гизе являются памятниками архитектуры, формы и пропорции которых чётки, лаконичны и предельно выразительны.

Великая тройка пирамид в Гизе

 

Авторство самой значительной из них – пирамиды Хеопса – приписывают архитектору Хемиуному, который был племянником Хеопса.

Пирамида Хеопса в Гизе

 

Пропорциональные соотношения всех частей пирамиды Хеопса основаны на пропорциях «золотого сечения». Она имела 146,6 м в высоту и длина каждой из сторон основания составляла по 233 м. Эту пирамиду строили 20 лет, но сначала 10 лет прокладывали дорогу для подвозки каменных глыб из каменоломни. Время строительства пирамид в Гизе стало апогеем господства власти фараонов, периодом завоевательных войн, которые предоставляли неиссякаемый поток дешевой рабской силы, используемой на строительстве величайших сооружений древности – пирамид.

Зодчий, создавший пирамиду Хеопса, смело использовал преимущества камня и вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера здесь применили крупные блоки, безупречно пригнанные друг к другу. Пирамида Хеопса по египетской традиции создана без какого-либо связующего вещества, из блоков известняка около 2,5 т весом каждый, некоторые блоки весят по 30 т. Всего на сооружение пирамиды было употреблено более 2 300 000 блоков. Они плотно пригнаны друг к другу и держатся силой собственной тяжести, а поверхность пирамиды когда-то была покрыта отполированными известняковыми плитами.

Большой сфинкс в Гизе

 

Гранитный саркофаг с мумией царя был помещён в небольшой камере, очень маленькой по сравнению размерами самой пирамиды. В погребальную камеру, выложенную гранитом, ведут узкие коридоры от входа с северной стороны, а непосредственно к камере подводит Большая галерея в 50 м длиной. Чтобы защитить погребальную камеру от давления расположенных выше рядов кладки и равномерно распределить его был использован своеобразный технический приём: над потолком усыпальницы была устроена разгрузочная камера.

 

 

Помимо пирамиды – усыпальницы фараона, согласно сформировавшейся традиции, неподалёку находились заупокойные храмы, добраться до которых когда-то можно было вплавь по каналам, сейчас на месте каналов находится пустыня. Рядом с заупокойным храмом пирамиды фараона Хефрена находится знаменитый Большой сфинкс. Это уникальная статуя высотой около 60 м, имеющая человеческое лицо с фигурой льва. Высечена она из скального выступа и дополнена кладкой из известняка. Монументальностью пропорций, величавостью позы статуя вторит величию пирамиды. Сфинксы меньшего размера были установлены и у входа в нижний заупокойный храм Хефрена.

Пирамида Хефрена в Гизе

 

Ни один памятник древнеегипетского искусства не отразил так ярко основных, характерных черт древнеегипетской цивилизации, её общественного уклада, особенностей организации государственной власти, правовой культуры, мифологические представления о жизни и смерти, как пирамидальные гигантские надгробия. Каждая из пирамид Гизы – «вечное жилище» фараона – была окружена архитектурным ансамблем из небольших пирамид-усыпальниц цариц и вельмож. Однако строительство грандиозных пирамид IV династии сильно подорвало экономику страны. Фараоны новой, V династии, пришедшей к власти около 2700-х гг. до н. э. могли строить себе пирамиды только из небольших блоков камня, не более 70 м в высоту (например, Пирамида фараона Сахура в Абусире). Но зато в этот период увеличили размеры заупокойных храмов, на стенах которых помещали рельефы и росписи, увековечивавшие и обожествлявшие усопшего главу государства и верховного законодателя и судью.

Пирамида фараона Сахура в Абусире

 

Тот факт, что египтяне больше не строили столь великих по размерам пирамид как в период IV династии, до сих пор является научной загадкой. Значительная часть историков это связывает, как уже отмечалось, с экономическим упадком Древнего Египта. Но есть и другие версии, ставшие особенно популярными в начале XXI века. Одна из них состоит в попытке доказать, что пирамиды Гизы никакого отношения к древнеегипетской культуре не имеют, а были построены якобы другой более древней и историкам неизвестной цивилизацией, а египтяне всего лишь использовали бесхозяйные пирамиды для захоронения фараонов, поэтому последующие пирамиды, построенные египтянами, не смогли повторить архитектурных достижений прошлого и являются всего лишь слабой подделкой. В доказательство существовавшей ранее более древней, чем египетская, цивилизации приводятся косвенные факты о том, что слишком быстро в Египте от примитивного письма перешли к развитой письменности и от примитивных построек к высокоразвитому архитектурному искусству, к тому же до сих пор вызывает вопросы технология обработки огромных каменных блоков, использованных при строительстве пирамид и храмов в Гизе и доставка их к месту назначения.

Блоки пирамиды Хеопса в Гизе

 

Другой весьма важной загадкой является распространение пирамидальных построек в древности во многих странах мира. Известны ступенчатые пирамидальные храмы Шумера, так называемые «зиккураты», пирамидальные постройки ступенчатого типа находят в Древнем Китае, Индии, а также в Америке у племен майя и ацтеков, однако только в Древнем Египте такие постройки отличались стройностью форм, а в Гизе они были не ступенчатые, а классической пирамидальной формы. Таким образом, далеко не все загадки древней архитектуры до сих являются разгаданными. Представляется, что ответ, скорее всего, следует искать в том, что общество Египта было государственно организовано, имело жесткую централизованную структуру управления, стоявшую над общинами, поэтому при достаточном прибавочном продукте для содержания государственных рабов, которые занимались не полезным для общества трудом, а использовались для работ по возвеличиванию силы и мощи государства, вполне было возможно провести столь широкомасштабные строительные работы и создать великие пирамиды.

В Египте периода Среднего и Нового царств элементы заупокойного культа, доступные ранее только высшей знати, стали распространяться и на средние слои чиновников-рабовладельцев. Например, представление о перевоплощении умершего в бога Осириса, о слиянии усопшего с божеством, стало переноситься и на чиновников среднего ранга, что возвышало их среди остального населения.

Интересным и масштабным памятником этого периода стал заупокойный храм объединителя Египта после распрей и раздоров междуцарствия фараона Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахари, против Фив. Часть помещений храма вырублена в скальной породе. Композиция храма была сплетением традиций Древнего и Раннего царств. Зал храма был огромен, по фасаду и бокам проходили портики, а в террасы вели пологие подъёмы – пандусы. Колонны портика имели форму четырёхгранных столбов, на которых были высечены имена и титулы фараона Ментухотепа. Гробница фараона была вырублена под этим залом, а под полом открытого двора находились гробницы женщин семьи Ментухотепа . Помимо главного храма в скале был вырублен внутренний двор, окружённый колоннадой и крытый второй зал. В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижний храмик, от него к основному заупокойному храму вела мощёная дорога, длиной в 1200 м, ограждённая стенами, вдоль неё стояли каменные раскрашенные статуи фараона Ментухотепа.

 

Храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахари

 

В период Нового царства большое развитие получила храмовая архитектура, однако большинство храмов этого периода до нас не дошло. Представители XII династии продолжали осуществлять строительство пирамидальных комплексов по западному берегу Нила. Однако это были небольшие по размерам пирамиды, непрочны были их конструкции и материалы. Они были возведены не сплошной каменной кладкой, а кирпичными пересекающимися стенами, пространство между этими стенами засыпали обломками камня, щебнем, песком. К сожалению, даже известняковая облицовка не спасла эти пирамиды от разрушения.

В XIX-XVIII вв. до н. э. фараонам удалось укрепить государство и преодолеть независимость номархов – правителей областей. Особенно укрепилась царская власть при Сенусерте III и Аменхотепе III. От этого периода сохранился грандиозный погребальный комплекс Аменемхотепа III, включивший в себя кирпичную пирамиду и грандиозный заупокойный храм, площадью в 72 000 кв. м. Существует предположение, что именно этот храм греки и прозвали «Лабиринтом» от тронного имени Аменемхотепа III – Нимаатр, по-гречески – Лабир. Необычайное увеличение размеров заупокойных храмов и изображений фараонов было связано с тем, что в эту эпоху усилилось прижизненное возвеличивание владыки страны, а культ обожествлённого после смерти царя начали трактовать как культ общегосударственный, поскольку каждая область-ном должна была иметь в царском храме свою молельню, посвященную местному культу.

Скульптура Древнего Египта. В Древнем Египте большое развитие получила и скульптура, олицетворявшая единство тела и души человека. Египетских художников неслучайно называли «санх», т. е. «творящий жизнь»: египтяне были уверены, что, создавая пластическую форму, художник магически вызывает к жизни и душу усопшего. Стиль скульптуры сложился на основе заупокойного культа с его строгими канонами. Требовалось портретное сходство, статичность и строгость позы, фронтальность изображения фигуры, величественная торжественность образов. Статуи ставили в специальных нишах в мастабе или у стены внутри заупокойных храмов фараонов и знати.

Фигуры не служили для обозрения их со всех сторон, а должны были быть фоном архитектурной формы. Для статуй характерна симметрия, строжайшая уравновешенность левой и правой половины. Причём эти каноны сохранялись на протяжении всей истории древнеегипетской цивилизации. Каноны предписывали мужские фигуры изображать стоящими прямо с выдвинутой вперёд левой ногой, с опущенными вдоль тела руками. Женская фигура изображалась с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, а левая лежит на талии. У сидящих фигур также фронтальная постановка тела, колени сомкнуты, обе руки лежат на коленях.

В фигурах фараонов и знатных особ скульпторы подчёркивали физическую мощь и силу государственной власти. Художники создавали спокойные бесстрастные лица, могучие величаво-монументальные тела. Промежутки между руками и телом, или между ногами у каменных статуй не высечены, а закрашены в цвета пустоты (чёрный или белый). Тела мужских статуй окрашивали красновато-коричневой, а женских – светло-жёлтой охрой, передававшей цвет загорелой кожи. Статуи всегда изображались в одежде, которую окрашивали в белый цвет, волосы – в чёрный, глаза инкрустировали светлым и тёмным камнем. Подобные каноны, как полагают историки искусства, шли от мастеров г. Мемфиса, которые оставили в период Древнего царства замечательные произведения скульптурного искусства.

 

Изображения фараона Эхнатона и его супруги Нефертити

 

Разумеется, скульпторы очень часто по заказу изображали фигуры фараонов и членов их семей. Такова статуя фараона Джосера (г. Каир, Египетский музей), относящаяся к XXVII в. до н. э. Статуя восседает на куполообразном троне в парадном парике, на которой наброшен особый платок – символ царского сана. Статуя монументальна, от неё веет незыблемым величием. Такова же по стилю и статуя Хефрена (г. Каир, Египетский музей), датируемая XXVIII веком до н. э. Могучая, атлетически сложенная фигура фараона, крепко сжатый кулак правой руки, лежащий на колене, как бы утверждает мысль о бесконечном всесилии фараона и государства, о продолжении его власти даже после отхода в мир иной. Легкая улыбка полного удовлетворения величием трогает уголки рта и сквозит в выражении глаз, а прекрасная полировка поверхности статуи рождает игру световых бликов, выявляет богатство цветовой гаммы зеленовато-чёрного диорита.

 

Статуя фараона Хефрена

 

Торжественно и величественно изображение фараона Микерина из его заупокойного храма (г. Каир, Египетский музей), датируемое XXVII в. до н. э. У него мощное тело и спокойное округлое лицо под высокой царской короной. Он стоит между двумя богинями – богиней Хатор и богиней его родового нома. Такое расположение фигур показывает, что фараон – любимец богов, а зрительное увеличение статуи фараона за счёт высокой короны делает его выше богинь, что утверждает высшую степень власти фараона, а значит и государства, символом которого выступает образ фараона, над всеми смертными.

 

Статуя фараона Микерина

 

Интересны и скульптуры, изображавшие представителей государственной власти – чиновников и власти божественной - жрецов. Такова деревянная статуя жреца Каапера (г. Каир, Египетский музей) из его гробницы в Саккара, относящаяся к середине 3 тыс. до н. э. Второе название этой скульптуре было дано в XIX в., когда её обнаружили и по сходству с человеком, жившим в то время, назвали «сельский староста» («шейх эль Белед»). Древний скульптор с большой выразительностью передал полное лицо, тучность фигуры важного мужчины. Такой подход художника к образу жреца вполне закономерен, ибо в Древнем Египте власть светская и религиозная были тесно связаны: коллегии жрецов играли значительную роль в назначении преемника фараона и осуществлении придворных ритуалов, во внешней и внутренней политике государства. Неслучайно традиция приписывала при росписи гробниц рядом с фараоном изображать верховного жреца.

 

Статуя жреца Капера

 

В период Древнего царства была создана и замечательная пирамидальная скульптурная композиция, изображающая вельмож и чиновников. Фигуры сидят со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях. Наиболее значительной в этой группе является фигура правителя нома, писца при особе фараона – Каи (г. Париж, Лувр). Реалистично переданы черты лица, форма головы и всей фигуры человека с вялыми мускулами, ведущего сидячий образ жизни. Мастер блестяще передал напряженную фигуру писца, движение его приподнятой головы, устремлённой вперёд и чуть вверх сосредоточенный взгляд, руки на свитке папируса, одна из которых держит тростниковое перо, - готовность выполнить любое приказание фараона. В погребальный инвентарь мастаба знатных людей входили и скульптурные изображения слуг, занятых различными работами. Назначение их было «вечно» осуществлять своё дело на благо хозяина.

 

***

Таким образом, от древнеегипетской цивилизации осталось немало памятников архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. Помимо того, что они являются источниками по исследованию художественной культуры древней цивилизации, разумеется, они были «свидетелями» развития государства и права Древнего Египта. Великие гробницы, заупокойные храмы фараонов и членов царской семьи ярко иллюстрируют мысль о божественности высшей государственной власти. Они показывают, насколько гипертрофирован в Древнем Египте был культ фараона – воплощения бога Амона-Ра, и сколь велика и в то же время хрупка, зависима от жрецов была власть фараона. В этом отношении показательна история строительства города посвящённого богу Амону – новому божеству, культ которого попытался внедрить фараон Аменхотеп IV (Эхнатон)[2]. Город Ахетатон был построен в противовес старым столицам – Мемфису и Фивам, но смог просуществовать только 18 лет и после смерти фараона-еретика был разрушен по приказу жрецов бога Амона. Приемникам Эхнатона жрецы Амона не дали пойти по его стопам, а город Ахетатон был разрушен, как оплот еретического культа, несмотря на то, что являлся жемчужиной древнего искусства.

Гробницы и храмы Древнего Египта изобилуют сюжетами из истории государства. Нередко изображался двор фараона, встреча иностранных послов, деятельность государственного аппарата. В захоронениях находили свитки папирусов, в которых были запечатлены деяния усопшего фараона, вельможи или чиновника. Жемчужиной древнеегипетской литературы являются «Речение Ипувера» и «Книга мертвых», найденные в гробницах и являющиеся важнейшими письменными источниками по изучению истории государства и права. Раскопки гробниц дали богатейший материал по истории брачно-семейных и имущественных отношений, а также по правовому статусу отдельных социальных групп древнеегипетского общества.

2. Отражение полисной организации государства и общества в архитектуре и скульптуре стран Античности. Образы государства и власти архитектуре и скульптуре Римской империи.

Античная цивилизация с момента своего зарождения (рубеж III – II тыс. до н. э.) охватывала отдельные очаги, локализовавшиеся на о. Крит и южной части Балканского п-ва. Именно здесь сложились первые протогосударства Античности, которые развивались аналогично протогосударствам Древнего Востока. Развитие государственности в Древней Греции шло волнообразно, совпадая с волнами миграции древнегреческих племен (ахейцы, дорийцы). В Риме государственность возникла несколько позже - в конце II тыс. до н. э. и об этом периоде древнеримской истории известно пока очень мало.

Предметом научных споров является вопрос о причинах формирования на Балканском и Аппенинском п-вах особого типа цивилизационного развития – античной цивилизации, принципиально отличавшейся от древневосточных цивилизаций, имевшей более высокий уровень развития правовой культуры, большую мобильность общественной жизни. Изначально стартовая позиция была одинакова: и на Востоке, и на Западе основой развития являлась община. Как результат перехода от доклассового к классовому обществу возникают протогосударства, даже более того, общинный уклад на Западе существовал гораздо дольше, чем на Востоке. Чем же объяснить колоссальный рывок в общественном развитии, сделанный затем античными цивилизациями?

Ряд ученых объясняет его ролью, которую сыграл природно-климатический и географический фактор. С этой точкой зрения нельзя не согласиться, хотя, скорее всего, следует говорить о целой совокупности факторов, предопределивших особый путь развития античной цивилизации. Среди этих факторов следует обратить внимание на особую форму государства, господствовавшую в античном мире – полисную систему. Как известно, термин «полис» обозначает город-государство, объединяющее несколько сельских общин вокруг одного городского центра. Государство сложилось внутри полиса, устройство которого способствовало зарождению и развитию представлений о демократическом правлении, о возможности и обязанности каждого гражданина участвовать в управлении полисом, о республиканской форме правления. Иными словами полис – это государственно-организованная гражданская община. Господство на территории страны полиса как единственной формы организации общества и государства создает полисную систему.

Разумеется, можно выявить и черты сходства с древневосточными цивилизациями. Так в Древней Месопотамии тоже были полисы, но они не привели к возникновению республик и демократического строя, а общины Древней Индии хотя и были государственно организованы, но имели жесткую варно-кастовую структуру, которая препятствовала развитию демократических начал. В Древней Греции тоже изначально господствовала монархическая форма правления, которая к VIII в. до н. э. была заменена на республиканскую. Установлению демократического режима в Коринфе, Мегарах, Эфесе, Афинах предшествовала острая политическая борьба демоса и аристократии и свержение тиранических политических режимов. Вместе с тем, тирании способствовали ограничению произвола аристократии, политика тиранов укрепила мелкую частную собственность, на основе которой был создан класс мелких производителей - опора античной демократии.

Однако даже в эпоху расцвета полисной системы (V-IV вв. до н. э.) в Др. Греции не сложилось единого централизованного государства, хотя конфедеративные союзы древнегреческие полисы неоднократно создавали (Пелопонесский союз, Афинский морской союз). К началу IV в. до н. э. полисная система вступила в полосу кризиса: хозяйство исчерпало экстенсивный путь развития, развитие рабства достигло достаточно высокого уровня, вследствие чего практически каждый гражданин полиса был одновременно рабовладельцем, сузилась социальная опора демократии из-за уменьшения численности мелких городских и сельских собственников. Противостоять могучей централизованной державе А. Македонского, являвшейся северным соседом греческих городов-государств, полисы уже не могли, и в 336 г. до н. э. были покорены и вошли в состав греко-македонской державы. Однако близость культуры и языка греков и македонцев повлияла на судьбу греческих полисов: греки приняли активное участие в завоеваниях А. Македонского, а греческие государства получили некоторую автономию в управлении внутренними делами. Полностью политическую самостоятельность древнегреческие полисы-государства потеряли во II в. до н. э. после покорения Греции Римской империей.

Афинский Акрополь. Немыми свидетелями истории древнегреческих государств-полисов выступают памятники архитектуры и скульптуры. Наиболее значительным государством и культурным центром Древней Греции были Афины, издавна ставшие Меккой для художников, архитекторов, философов и поэтов. Жемчужиной Афинского государства издревле считали архитектурный комплекс Акрополя, который застраивался постепенно, но отточенный, законченный вид приобрел только к IV в. до н. э.

 

.

Афинский Акрополь

 

В 447 г. до н. э. начались большие работы по восстановлению и реконструкции после окончания греко-персидских войн центрального комплекса древнегреческой архитектуры – Афинского акрополя под руководством знаменитого скульптора и архитектора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие своего времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и другие.

Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 м над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 км от порта Пирея, издавна являлся крепостью жителей Афин. Размеры его по горизонтали – около 300м в длину и 130 м в ширину. Первые постройки здесь появляются ещё во П тыс. до н. э., в а VI-VII вв., которые предшествовали расцвету древнегреческих полисов, Акрополь уже служил военным, религиозным, общественным и государственным центром Афин. Здесь уже имелись храмы, но единого гармоничного архитектурного комплекса пока не существовало. Единый комплекс возник по замыслу Фидия как ассиметричный, вызванный неправильными очертаниями холма Ареса, различной высотой отдельных его частей и наличием на отдельных участках ранее построенных храмов.

В основу художественного замысла Фидия был положен принцип гармоничного равновесия отдельных сооружений в рамках комплекса, их сочетаемость и созвучие. Такой подход был, конечно, не случайным, а закономерным явлением, ведь вся аттическая культура была пронизана принципом равновесия и гармонии человека и природы.

Пропилеи (входные ворота), сооружённые с 437 по 432 г. до н. э. архитектором Мнесиклом, являлись общественным зданием. Высота колонн западного шестиколонного дорического портика сооружения – 8,57 м; ионические колонны, расположенные за ними по сторонам центрального прохода, несколько выше, их размеры составляют 10,25 м. Помимо западного и примыкающего к нему восточного портиков, через которые проходили поднимавшиеся на Акрополь, в состав Пропилей введены боковые, примыкающие к ним, крылья. Левое, северное – пинакотека – служило для собрания произведений живописи, а в правом, южном помещалось хранилище рукописей (библиотека). В целом возникла ассиметричная композиция, уравновешиваемая небольшим храмом Нике Аптерос (бескрылой богине победы Нике), возведённым архитектором Калликратом.

 

Пропилеи Афинского акрополя (реконструкция)

 

Храм Нике - один из шедевров древнегреческой архитектуры времени её расцвета, построен архитектором Калликратом, одним из двух авторов крупнейшего храма Акрополя – Парфенона, между 449 и 421 гг. до н. э. в ионическом стиле. Храм этот, имеющий форму амфипростиля, является изящнейшим творением античного зодчества. Размеры его минимальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м, в длину – 4,19 м, высота колонн – 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, в то же время он прекрасно воспринимается и с противоположной стороны, при спуске с Акрополя, на фоне безбрежных далей и линии гор.

После того, как поднимавшиеся на Акрополь проходили Пропелеи, перед ними открывалась панорама центральной части архитектурного комплекса. В отдалении, направо, на самом высоком месте Акрополя, возвышался величественный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (Афине-деве) и игравший ведущую роль во всем ансамбле. Левее можно было видеть не сохранившуюся, к сожалению, до нашего времени гигантскую статую Афины Промахос (Афины-воительницы), созданную Фидием. За ней вдали был виден храм – Эрехтейон. Таким образом, первое впечатление, полученное при входе на Акрополь, строилось на основе смелого контрастного сопоставления горизонтально протяжённых и вертикально направленных архитектурных и скульптурных памятников, находившихся на различных участках Акрополя.

Наиболее крупное сооружение Акрополя – Парфенон. Это здание из пентелийского мрамора, построенное в период с 447 по 432 гг. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Размеры его по верхней ступени – 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн – 10,5 м. Прежде чем увидеть главный, восточный фасад храма и войти внутрь здания, зрители должны были обойти храм снаружи и получить полное представление о его внешнем художественном решении.

 

Парфенон (современное состояние)

 

Внутри храма были целла и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорическом стиле, тем не менее, заметны черты ионического стиля. В это время в архитектуре Афин стала заметна тенденция выработки единого общегреческого (эллинского) стиля, что было связано с увеличением роли Афинского государства как общегреческого центра.

Сочетание дорического и ионического стиля проявилось двояко: или путём совмещения их в одном и том же сооружении, или путём изменения пропорций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изящества, что было сделано в Парфеноне, где колонны более лёгкие по своим пропорциям, чем, например, в храме Зевса в Олимпии. Такое же сочетание стилей присутствует и в Пропилеях, где в центральном проходе находится шесть ионических колонн. Тончайшая лепка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно найденные общие пропорции, выверенность всех малейших подробностей, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства – всё это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой и мировой архитектуры.

Парфенон олицетворял собой Афинское государство с его демократическими республиканскими традициями. Источником власти в полисе являлся народ (демос), поэтому главная идея общественного развития Афинского полиса – свобода и самосовершенствование афинских граждан, господство общественных интересов над личными, а общества над государственным аппаратом, легла в основу архитектурного решения Парфенона. Это идея - идея верховенства права и закона данного богами афинянам – присутствовала во всех сферах художественной культуры, в том числе и архитектуре.

 

Общий вид на Акрополь (современное состояние)

 

Строительство Парфенона стало архитектурным воплощением идей свободы, демократии, верховенства права. Храм спроектирован так, что грандиозность сооружения нисколько не давит на личность посетителя, а напротив, оставляет простор и полет для свободы мысли и духа. Множество колонн Парфенона символизировали собирательный образ афинского народа, составляющего основу государства и являющегося источником законной власти. Изящные барельефы, украшавшие фриз Парфенона, изображали историю борьбы афинян за демократическое устройство.

Другой храм Афинского акрополя – Эрехтейон, посвящённый двум главным божествам г. Афины – Афине Палладе и Посейдону, был построен в период между 421 и 407 гг. до н. э. архитекторами Архилохом и Филоклом. Это асимметричный храм, состоящий из четырёх частей: целлы Афины Паллады, целлы Посейдона и двух портиков – большого (северного) и малого (южного), называемого портиком кариатид. Асимметрия здания обусловлена сложностью его функций, необходимостью создать удобные проходы в две целлы храма, а также постановкой на сложном участке с сильным падением уровня почвы. Здесь в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из главных приёмов древнегреческих зодчих – постепенное развертывание композиции перед посетителем храма. После того как вошедший побывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него проникнуть в западную целлу - святилище Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя.

Эрехтейон построен из мрамора, в ионическом стиле. Мотив кариатид является своеобразным вариантом ионического стиля, в котором роль опоры для портика играют изображения девушек – кор (отсюда название – «кариатида»). Эта тема впервые появилась в VI в. до н. э. в известной сокровищнице сифносцев в Дельфах.

 

Кариатиды храма Эрехтейона

 

Размеры Эрехтейона невелики: в основе прямоугольник 23,5х 11,6 м, высота кариатид – 2,3 м, но архитектура его полна особого изящества и утончённости. Это создаётся в первую очередь контрастом с расположенным рядом крупным и подчёркнуто монументальным Парфеноном. Контраст этих храмов усиливает своеобразие архитектурного комплекса Акрополя. Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует облик города. Древнегреческие мастера проявили поразительное умение художественно связать сооружения между собой и в то же время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж, создав образ Афинской демократической республики – величайшего достижения Античности.

Афинский Акрополь являлся не только замечательным произведением архитектуры, но играл важную общественную функцию: он был местом проведения религиозных праздников, местом, где заседал главный уголовный суд Афин – ареопаг, вершились важнейшие государственные дела. А храм Парфенон стал материальным воплощением идеи свободы и демократии, верховенства права, законности.

 








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1352;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.055 сек.