Современные направления исследований мировой политической науки
1. Социологическое направлениев развитии современной политологии:
Концепции элиты, основы которых разработали итальянцы Вилъфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (18581-1941). Так, Парето считал существенной чертой всех человеческих обществ их деление на элиту и неэлиту, а “круговорот” элит – движущей силой общественного развития.
Теория политических партий развивалась в русле социологического направления М. Острогорским (1854 -1919), Р. Михельсом (1876-1936), сформулировавшим «железный закон олигархии», М. Дюверже, автором книги «Политические партии».
Теория заинтересованных групп (групп давления), родоначальником которой стал американец Артур Бентли (1870-1957). Главным тезисом его работы «Процесс управления: изучение общественных давлений» (1908) стало утверждение о том, что деятельность людей всегда предопределена их интересами и осуществляется обычно посредством групп, в которые люди объединены на основе общности интересов.
2. Институционализм, основы которого разработал француз Морис Ориу (1859-1929), изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Основным понятием, используемым данным направлением, является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Наиболее видными представителями этого направления в политологии являются американцы Сеймур Мартин Липсет (р. 1922), Чарлз Миллс (1916-1962), француз Морис Дюверже и др.
3. Системные или структурно-функциональные концепции политики, находясь в русле социологического направления, дополняют и продолжают институционализм. Представители системно-функционального подхода исследуют политику, ее институты с точки зрения их места и значения (функции) в обществе. Наиболее видными представителями этого направления в политологии являются М. Вебер, американские ученые Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978), Толкотт Парсонс (1902-1979), Дэвид Истон (1917-1979), французский – Мишель Крозье (р. 1922) и др. Структурным функционализмом Т. Парсонса обосновывается центральное и организующее место политики в обществе, в то время как ядром самой политики является власть.
Д. Истону принадлежит приоритет в разработке основ теории политической системы. Согласно Парсонсу, политическая подсистема общества ответственна за постановку достижение общих целей социальной системы.
Теории конфликтапредставляют политику как сферу противоборства различных классов, групп и слоев общества, придавая тем самым конфликту роль первоосновы общественных отношений (Р. Дарендорф).
Коммуникативные (дискурсивные) концепции политики представлены в работах Г. Лассуэлла, гдебольшое внимание уделяется роли массовых коммуникаций в функционировании политической власти. Ему принадлежит ставшая классической формулировка, согласно которой акт коммуникации рассматривается по мере ответа на вопрос «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?». Ю. Хабермас в своей теории коммуникативного действия считает источником и ограничителем политической власти коммуникацию. Для него, как и для Х. Арендт, власть означает не просто реализацию воли, но эффективно общаться, добиваться взаимопонимания, убеждать и согласовывать свои взгляды и действия со взглядами и действиями других. Поскольку власть невозможна без человеческой ассоциации, то ее изучение в русле данного направления политической теории требует изучения оснований социальной интеграции.
Эпистемологические концепции политики представлены в творчестве Альтюссера, Фуко, Дерриды, Бурдье, где власть предстает как многообразие отношений сил, заполняющих и организующих политическое пространство, игра, в ходе которой преобразуется распределение сил в обществе. При этом власть рассматривается, подобно магнитному полю, как рассредоточенная сила, организующее начало, которое скрыто, распылено и достаточно противоречиво. Власть реализуется неразрывно со знанием, организуя социальное пространство по принципу «всеподнадзорности», согласно которому каждый находится под наблюдением и должен постоянно следить за собой. С одной стороны, власть дисциплинирует и нормирует социальное поведение, с другой стороны, она порождает сопротивление. Даже индивидуальные черты рассматриваются в этом подходе как сформированные властными отношениями для того, чтобы наблюдать и контролировать человека через систему поощрений и наказаний. Власть сама порождает и знание и познающего.
4. Концепции политического плюрализма, истоки которой связаны с теорией социальной солидарности Эмиля Дюркгейма,разрабатывают француз Морис Дюверже, американец Роберт Даль (р. 1915), немец Ральф Дарендорф (р. 1929) и др. В основе их взглядов находятся положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. В этих условиях государство выполняет функцию согласования интересов различных групп.
5. Теория демократииимеетдавнюю историю своего развития. Новый интерес к ней проявился после второй мировой войны, и с тех пор носит устойчивый характер. В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. В ХХ в. теория демократии развивалась С.М. Липсетом, Р. Далем, Й. Шумпетпером.
6. Теории бюрократии традиционно занимают значительное место в современной западной политологической проблематике. Наиболее полное и систематическое развитие эта концепция получила в трудах М. Вебера, американских социологов Роберта Мертона (р. 1910), Алвина Гоулднера(1920-1980), С. М. Липсета и др. В их работах всесторонне исследуются функции и структуры бюрократической организации. Процесс бюрократизации представляется как явление, характеризующееся внутренне присущей западному обществу рациональностью. Важнейшими в этой теории являются вопросы об узаконении (легитимации) бюрократической власти, о соотношении бюрократии и демократии.
7. Концепции тоталитаризма также являются политологии с ХХ в. Значительное место проблема тоталитаризма занимает в трудах немецко-американского философа и политолога Ханны Арендт (1902-1975), австро-американского экономиста и политолога Фридриха фон Хайека (1899-1988), испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955), русского философа Н. А. Бердяева (1874-1948) и др. В их произведениях дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы», лишенного демократических свобод с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Возникновение и эволюция тоталитаризма связывается с антилиберальными политическими течениями, отрицавшими ценность личности и рассматривавшими единичного человека как средство достижения некой высшей общей цели. Экономические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении властей в экстремальных условиях решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над народным хозяйством. Интерес к проблеме тоталитаризма не снижается и теперь.
8. Разработке теории международных отношенийбольшое внимание уделяется в сочинениях одного из крупнейших мыслителей Франции Раймона Арона (1905-1983). Его наиболее крупной и значительной работой является книг «Мир и война между нациями», в которой сформулирован ряд получивших широкую известность идей относительно сущности международных отношений применительно к социально-политическим и научно-техническим реалиям современной эпохи. Надо подчеркнуть, что Арон внес также заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория индустриального общества (о ней пойдет речь в одной из последующих тем курса), демократии и тоталитаризма. Признанным классиком новейшей теории международных отношений является американский политолог Куинси Райт.Видными представителями этого направления в политологии являются также американские ученые Р. Моргентау, Д. Розенау, М. Каплан, С. Хантингтон и др.
Таким образом, современная политическая мысль Запада, достигшая наивысшего своего развития после второй мировой войны, оформилась в академическую науку и преподается во всех крупнейших университетах. Современной политической мысли характерны многообразие исследований и теоретических работ по политической проблематике в различных странах мира.
Заключение
Каждой исторической эпохе присуща своя парадигма политики с вытекающими из нее проблемами политики и путями их решения. Для античной парадигмы характерно осмысление различий между политическим и варварским способами организации жизни сообщества, а также поиск путей примирения личных и общественных добродетелей. Средневековая парадигма обеспечила описание политической жизни в категориях религиозной догматики, разделение общества на ортодоксов и еретиков, христиан и иноверцев, поиск средств обеспечения единства христианского мира при разделении власти на церковную и светскую. В парадигме Нового времени проблемы политической теории сформулированы с точки зрения наций-государств. Содержанием соответствующих теорий становится взаимодействие между обществом и государством, механизмы выявления и реализации общей воли, проблема международных конфликтов.
Политическая мысль России и Беларуси является важной частью мирового наследия философско-политической мысли, имеющей исключительную ценность для развития отечественной политологии.
Важнейшими направлениями современной политологии являются проблемы, поставленные политической наукой в ХХ – начале ХХI вв. Это, прежде всего, социологическое направление, в рамках которого рассматриваются явления политики во всей их сложности, изучаются проблема политических элит, развивается теория политических партий и их лидеров, групп давления. Проблемы организации и регулирования политической жизни анализируются в рамках институционального направления. Его дополняют и развивают системно-функциональные концепции. Актуальными направлениями развития современной политической науки по-прежнему остаются такие «вечные» проблемы политики как демократия, элиты, конфликты, международные отношения. политического плюрализма. Новейшими направлениями политических исследований являются являются:
· ценностный анализ;
· проблема рационального политического выбора и поведения;
· взаимодействие различных политических культур и конфликт ценностей;
· политические коммуникации (Ю. Хабермас);
· проблемы глобализации;
· применение традиций политической теории в современных условиях (Д. Хелд).
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1107;