ЯЗЫК СИ ДЛЯ МИКРОКОНТРОЛЛЕРОВ


Минимальная программа на Си может быть такой: main(){}.

Эта программа не делает ничего полезного – но это уже программа и она показывает, что в программе на языке Си должна быть главная функция main – обязательно. Реальные программы на Си конечно больше.

Регистры МК в программе на Си имеют названия, как и в оригинальной технической документации фирмы ATMEL AVR Data Sheets (ДШ) и так как числа в большинстве из них можно менять – для программы регистры являются по сути переменными.

Чтобы поместить число в переменную (в регистр), в Си есть оператор присваивания. Это знак = (называемый в математике "равно"). В Си этот знак не означает равенство. Знак = в Си означает вычислить результат того, что справа от оператора присваивания и поместить этот результат в переменную, находящуюся левее оператора присваивания. Ниже приведены примеры команд на Си, использующие оператор присваивания.

PORTB = PINB + 57; /*Взять (прочитать, считать) значение переменной (регистра) PINB, затем прибавить к нему число 57 и поместить результат в переменную PORTB */

PORTB&=0x5А; /*Прочитать значение переменной PORTB, затем выполнить "поразрядное (побитное) логическое И" между прочитанным значением и числом 0x5А и записать результат в переменную PORTB */

PORTB = 0x23; /*Не читая содержимое переменной PORTB
присвоить ей значение 0x23 */

Вместо & "И" могут быть и другие побитные логические операции: | "ИЛИ", ^ "Исключающее ИЛИ", ~ "инвертирование битов" и арифметические операции: + - * / %.

Запомните! Результатом поразрядных (побитных) логических операций (& | ^ ~ ) является число, которое может быть интерпретировано компилятором как "истина", если оно не ноль, и "ложь", если число ноль.

Целые числа в компиляторе могут быть записаны:

- в десятичной форме: 1234;

- в двоичной форме с префиксом 0b: 0b101001;

- в шестнадцатеричной форме с префиксом 0x: 0x5А;

- в восьмеричной форме с префиксом 0: 0775.

С оператором присваивания используются вот такие сокращения:

 

Длинная запись Смысл Сокращается до
x = x + 1; добавить 1 x++; или ++x;
x = x - 1; вычесть 1 x--; или --x;
x = x + y; прибавить y x += y;
x = x - y; вычесть y x -= y;
x = x * y; умножить на y x *= y;
x = x / y; поделить на y x /= y;
x = x % y; остаток от деления x %= y;
x--; вычесть 1 x -= 1;
x++; добавить 1 x += 1;

 

Есть в Си операции, которые изменяют значение переменной и без оператора присваивания:

PORTA++; /* Взять значение переменной PORTA, добавить к ней 1 и записать результат обратно в PORTA –инкрементировать регистр PORTA */

PORTC--; /* Эта строчка на Си означает обратное действие – декрементировать значение регистра PORTC */

Инкремент и декремент удобно использовать для изменения
значения различных переменных-счетчиков. Важно помнить, что они имеют очень низкий приоритет. Поэтому, чтобы быть уверенным в порядке выполнения, желательно писать их отдельной строчкой программы.

Когда инкремент или декремент используется в выражении, то важно, где стоят два знака + или – (перед переменной или после переменной):

А=4;
В=7;

А=В++; /* Взять значение переменной В, присвоить его переменной А, затем добавить 1 к переменной В и сохранить результат в В. Теперь А будет содержать число 7, В будет содержать число 8 */

А=4;
В=7;

А=++В; /* Взять значение переменной В, затем добавить к нему 1 и сохранить результат в В и этот же результат присвоить переменной А. Теперь А будет содержать число 8 и В будет содержать число 8 */

 

Арифметические операции в Си:

x+y //сложение

x-y // вычитание

x * y // умножение

x / y /* деление. Если числа целые, результат – целое число с отброшенной дробной частью – не округленное! Т.е. если в результате деления на калькуляторе получается 6.23411 или 6.94, то результат будет просто целое число 6. Если числа с плавающей точкой, то есть float или double и записываются с точкой и числом после точки, то и результат будет число с плавающей точкой */

x % y // вычислить остаток от деления нацело

 

Примеры:

5 / 2 // даст 2

5 % 2 // даст 1

75 / 29 // даст 2

75 % 29 // даст 17

 

Операторы сравнения (или отношения) используются для сравнения переменных, чисел (констант) и выражений:

x < y // x меньше y
x > y // больше
x <= y // меньше или равно
x >= y // больше или равно
x == y // равно
x != y // не равно

 

Результат выполнения этих операторов: "истина" это "1" (точнее "не ноль"), "ложно" это "0". Значения, хранимые в переменных (в регистрах) х и у, не изменяются!

 

Логические операции:

|| // "ИЛИ"

&& // "И"

! // "НЕ"

!(истина) // дает "ложь"

!(ложь) // дает "истина"

 

В результате логической операции вы получаете не число, а логическое значение "истина" или "ложь". Для логических операций && и || берутся результаты выражений слева и справа от знака операции, преобразованные в "истину" или "ложь", и определяется логический результат операции. Компилятор результат "истина" превращает в 1, а "ложь" в 0.

 

Ходовые конструкции на Си (в компиляторе CVAVR заготовки этих конструкций находятся под ярлыком "Code Templates" слева вверху. Вы можете выбирать нужные заготовки и вставлять их в свою программу):

 

if(){}else{}; идеальная конструкция, если вам нужно выполнить какую-то часть программы при наличии каких либо условий:

if (выражение) { /* делать этот код, если выражение "истина" – т.е. результат его вычисления не ноль */ } else { /* делать этот код, если выражение "ложь" – т.е. результат его вычисления равен нулю */ };

} else { это не обязательный элемент конструкции:

if (выражение) { /* делать этот код, если выражение "истина" – т.е. результат его вычисления не ноль */ };

 

while(){}; условный цикл – используйте, если вам
нужно выполнять какой то код программы, пока выполняется (существует, справедливо, не ноль) некоторое условие:

while (выражение) { /* делать этот код, если выражение "истина" – т.е. результат его вычисления не ноль. Пока выполняется этот код, выражение не проверяется на истинность. После выполнения кода происходит переход к строке while, чтобы снова проверять истинность выражения */ };

Цикл while имеет вариант do – while, при котором код в { } выполняется по меньшей мере один раз независимо от истинности условия в скобках:

do { /* сделать этот код один раз, затем, если выражение есть "истина" – т.е. результат его вычисления не ноль – опять делать код с начала, и так до тех пор, пока выражение "истина" */ } while (выражение);

 

for(;;){}; – этот цикл позволяет выполнить часть программы нужное число раз:

char i; /* объявление переменной для for. Это обычная переменная и, значит, может иметь любое допустимое имя по вашему желанию */ for (i=5;i<20;i+=4) { /* код цикла for. i=5 – это начальное выражение. Число 5 просто для примера, может быть таким, как позволяет объявление переменной i, в нашем случае от 0 до 255. i<20 – контрольное выражение. Может быть с разными операторами отношения, важно лишь, чтобы по ходу цикла оно становилось когда-то "ложью" – иначе цикл "зациклится", т.е. никогда не кончится. i+=4 – счетчик. Обычно это i++, т.е. к переменной добавляется 1 каждый "прогон" цикла. Но может быть таким, какое вам требуется, важно лишь достижение когда-либо условия, оговоренного выше! Иначе цикл станет бесконечным. Код цикла for будет первый раз выполнен для i=5, затем по выражению i+=4 i станет 9. Теперь будет проверено контрольное выражение i<20 и так как 9<20 код цикла for будет выполнен еще раз. Так будет происходить до тех пор, пока контрольное выражение "истинно". Когда оно станет "ложно" цикл for закончится и программа пойдет дальше. */ };

Начальным условием может быть любое допустимое в Си выражение, результатом которого является целое число. Контрольное выражение определяет, до каких пор будет выполняться цикл. Счетчик показывает, как изменяется начальное выражение перед каждым новым выполнением цикла.

Циклы for(;;) и while() часто используют вот так:

while(1); for (;;); /* Так написанные эти циклы означают: МК выполнять эту строчку пока есть питание, нет сброса и нет прерывания. Когда возникает прерывание, программа переходит на обработчик прерывания и (если в обработчике нет перехода в другое место программы) по завершении кода обработчика опять возвращается в такой цикл */

switch(){}; – оператор множественного выбора, позволяет сделать выбор из нескольких вариантов.

switch (выражение) { case 7: /* этот код будет выполняться, если результат вычисления выражения равен числу 7. На этом работа оператора switch закончится */ break; case -28: /* этот код будет выполняться, если результат вычисления выражения равен отрицательному числу -28. На этом работа оператора switch закончится */ break; case 'G': /* этот код будет выполняться, если результат вычисления выражения равен числу, соответствующему символу G в таблице ASCII. На этом работа оператора switch закончится */ break; default: /* этот код будет выполняться, если результат вычисления выражения не равен ни 7, ни -28, ни 'G'. А так же после выполнения кода, не имеющего в конце break. На этом работа оператора switch закончится */ }; /* switch закончен - выполняется дальнейший код программы */  

case может быть столько, сколько вам нужно. Чтобы программа работала быстрее, старайтесь наиболее вероятные варианты располагать выше!

default - не обязателен. Его можно расположить и не в конце.

break; - если его не использовать, то, найдя нужный вариант, программа будет выполнять и следующие ниже условия case.

goto – оператор безусловного (немедленного) перехода.

mesto_5: /* сюда мы попадем после выполнения строки программы goto mesto_5 */ goto mesto_1; /* перейти в то место программы, где в начале строки написано mesto_1: */ goto mesto_5; /* перейти в то место программы, где в начале строки написано mesto_5: */ mesto_1: /* сюда мы попадем после выполнения строки программы goto mesto_1 */

goto существует наверно во всех языках и в ассемблере в том числе. Используйте его с осторожностью! Например: если вы покинете функцию-обработчик прерывания по goto, не завершив ее, то не произойдет автоматического включения прерываний глобально – т.е. не установится бит I в регистре SREG,
Этот бит устанавливается автоматически после полного выполнения функции обработки прерывания и "естественного" выхода из неё.

 








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 2884;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.