ОРНАМЕНТ ЭКЛЕКТИЗМА
С 1830-х гг. как в западноевропейской, так и в русской архитектуре классицизм начинает вытесняться новыми сыилевыми течениями. Наиболее активно процесс освоения исторических стилей проходил в сфере внутренней отделки сданийм создания интерьеров, отвечающих самым разнообразным вкусам.
Увлечение историческими стилями имело известную последовательность. Раньше других – в 1820-х гг. – в заподноевропейскую архитектуру пронок псевдоготический стиль. В мебельных гарнитурах, а также предметах из стекла, фарфора и металла активни используются готические мотивы в виде стрельчатых арочек, вимпергов, пинаклей, фиалов и соответствующая готическая орнаментация. В 1830-1840 гг. развиваются так называемый «неогреческий стиль», а также помпейский. В стиле «неогрек» оформлялись преимущественно фасады, в помпейском стиле создавались интерьеры. В отличие от первой четверти второй половины XVIII в. и в первой четверти XIX в. неогреческая архитектура носила имитационный, явно декоративный и измельченный характер.
В 1840-х гг. в оформление интерьера проникает псевдобарокко и особенно его последняя стадия рококо («ложное рококо»). Сильнее всего стиль рококо проявился в мебели, мебельных гарнитаурах. В этот период возникает многообразие типов мебели. Эта мебель отделывалась резьбой в стиле рококо, которая покрывалась позолотой. Аналогичную декорацию приобретали рамы для картин и зеркал, а также подвесные, стенные и настольные лампы.
В мебели наблюдается смешение стилей. Часто один и тот же тип декорировался и в готике, и в ренессансе, и в барокко.
В 1830-х гг. русская архитектура наряду с западными стилями обращается к мотивам древнерусского зодчества. Восприятие форм архитектуры Древней Руси на щтом этапе носило внешний характер вследствие слабой ее изученности.
В середине и дторой половине XIX в. в русском искусстве начинается второй этап эклектизма. Верх берут разные псевдостили, часто представленные в одном здании. Для убранства архитектурных сооружений заимствовались самые различные элементы декорировки – из художественно-исторических памятников Италии, Франции, Германии и других стран.
Во второй половине XIX в. в поисках национального русского стиля создается стилизояанный (псевдорусский) орнамент, в котором воскрешаются древнерусская плетенка и узоры из трав, характерные для русского средневековья. Но в изгибы стеблей и побегов, в сплетения полос вносятся размерность, надуманность и сухость, что сильно отличает этот орнамент от своих древних прототипов. Новые формы уступают традиционным в красоте и свободе построений.
ОРНАМЕНТ МОДЕРНА
В конце 1880-х гг. почти одновременно в разных странах заявил о себе «новый стиль», известный под названием «ар нуво», «сецессия», «югендстиль», «модерн». Его художественные поиски и принципы форморования с наибольшей полнотой проявились прежде всего в архитектуре, а затем в декоративном искусстве, где орнаменту суждено было стать наиболее характерным воплощением новых стилевых тенденций.
Немалая роль в становлении модерна принадлежит Самюэлю Бингу, сознательно и целеустремленно пропагандировавшему японское искусство с точки зрения потребностей «нового стиля». Он считал своей главной задачей познакомить французских художников в первую очередь прикладных жанров с принципами построения формы и декора японских изделий, открыть новые пути творчества. Публикации его журнала были призваны помочь художникам и ремесленникам, работавшим в области промышленных искусств, уйти от модного в то время внешнего подражания восточным изделиям к подлинному их пониманию и использованию в собственном творчестве.
Значительным оказался и опыт Японии в реализации одной из главных проблем в системе стиля модерн – в проблеме синтеза искусств. Кроме того, обращение к японским мотивам имело одно из первостепенных значений в становлении собственно стилевых свойств модерна.
Японская графика стала стимулом обращения модерна к образам загадочных, томных и грациозных женщин, а также к редким в европейском искусстве мотивам флоры и фауны, таким как водоросли, водяные лилии, насекомые, пресмыкающие и ракообразные. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики изображались на разнообразных предметах и во всех видах прикладного искусства.
Однако мотив воды сыграл в искусстве европейских мастеров модерна волее значительную роль, чем другие мотивы японского происхождения.
Своеобразной «формулой стиля» стала линия в виде латинской буквы «S», согласно контексту способная выразить то стихийность и энергию, то умирание, вялость и апатию.
Ритм, как основа художественного языка, незаконченность движения, находящаяся в связи с ритмической структурой произведения, и органически вутекающая из них асиметрия – все эти особенности японского декоративного искусства стали чуть ли не главным импульсом для мастеров модерна в поисках концепции формообразования стиля.
Чрезвычайно возросла роль орнамента в художественной системе модерна и как элемента декора, и как формообразующего элемента. Теперь в орнаменте собственно узор и фон имеют одинаковое по активности значение и обладают способностью взаимозаменяемости. На фоне многоликой эклектики орнамент модерна выделялся новизной излюбленных мотивов и небывалыми доселе беспокойными и подвижными ритмами.
Растительные мотивы, точнее мотивы цветка, в стиле модерн приобретают збачение знака стиля. Критерием отбора служили не только особенности формы цветов, но и их смысловые соответствия. Любимимы цветами стиля становятся тюльпаны, орхидеи, лилии, кувшинки, подсолнух, маки, нарциссы. Ирис был излюбленным цветком в декоративном искусстве этого времени, также как стрекоза – излюбленным насекомым.
Выбор вышеназванных цветов обусловлен особой природой формы лепестков и листьев, которая очень подходила стилистике модерна, проповедовавший приоритет линии и контура над объемной моделировкой. Натура видоизменялась в угоду стилю, который любит гнутые, упругие линии, несколько приувеличенные и обобщенные трактовки формы, балансировавшие на грани реальности и условности.
Художники модерна не изображали букеты или цветочные натюрморты, а предпочитали отдельно взятый цветок. Кроме того, предметам функционального свойства любили придавать форму цветка. Например, рюмки, фужеры приобретают форму тюльпана, где ножкой служат стебелек и листья.
Для модерна характерен интерес к природным формам. Работы с микроскопом, начатые в XIX в., обнаружили рисунок тончайших сеток, нервюр строеной растений и различных предметов реального мира, что значительно обогатило композиции и жанры орнамента. Внутреннее и внешнее строение растений, облачный орнамент, водная стихия становятся предметом пристального изучения художника. Всевозможные экзотические раковины, кораллы, водоросли, рыбы, медузы, звезды, водяные звери часто фигурируют в орнаментах модерна.
Архитектура модерна, отделка интерьера квартит и особняков, оборудование (двери, печи, камины), мебель, изделия прикладного искусства и предметы убранства – все представляет собой единое художественно-пластиьеское целое.
Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленеватые, жемчужно-серые. Градации синего и зеленого, лилово-фиолетового и фисташкового, как правило, светлых, блеклых тонов, были любимыми цветосочетаниями стиля. С окраской стен тонко сочеталась мебель новых форм. В ней преобладали извлистые, усложненные, волнистые очертания, каждый раз оригинальные и не повторяющиеся, применялись декоративные орнаментальные накладки из различных материалов.
Начало нового столетия было ознаменовано распространением стиля модерна как в странах западной Европы, так и в России. Пришедший в русскую архитектуру с Запада, он ничем принципиально не отличался.
Характерной особенностью русского модерна является тенденция к смешению с другими историческими стилями и распространенная в модерне прорисовка традиционных мотивов ренессанса, барокко, рококо, а также соединение с модерном древнерусских архитектурных форм.
Цветы, излюбленный мотив русского орнамента, передаются натуралистично, в сочетании со всевозмоными насекомыми, червями, улитками, летучими мышами. Предпочтение отдается цветам вьющимся, оранжерейным, экзотическим. Причем в избираемой природной форме берется один какой-либо признак и делается доминирующим. Форма растения деформируется, и перед нами предстает уже не сам предмет, а скорее его символы, знаки.
Стиль модерн просуществовал сравнительно недолго. Новизна форм, вычурность фантазии и смелость приемов стали надоедать. Стать единственным и полновластным распорядителем художественных устремлений времени модерну так и не удалось. Несмотря на это, уступив место другим стилистическим исканиям, он оставил в наследие идущим вслед за ним художественным направлениям свои важнейшие художественные открытия.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 864;