Социальная политика в отношении свободного времени как фактор гармонизации общественных отношений
Цели социальной политики свободного времени
Регулируемая социальная политика свободного времени возникла, когда рабочие получили возможность употреблять свое свободное время не только на репродукцию собственной рабочей силы. По причинам политического характера и с целью развития рабочей силы была предпринята попытка вызвать у работающего населения заинтересованность неполитическими и безопасными способами проведения свободного времени, ограничив, таким образом, право этих членов общества, как на индивидуальное развитие, так и на возможность коллективного действия.
Традиционное культурно-критическое направление в исследованиях свободного времени, которое разрабатывало в основном регулирующие тенденции, изучало важные аспекты, касающиеся злоупотреблений и вредных привычек, подтверждающих существование ущемленных структур и указанных прав. Этому направлению противостоят достаточно поверхностные концепции, согласно которым массам необходимо предоставить возможность нерегулируемого свободного времяпрепровождения, что на деле означает передачу свободного времени основного населения в ведение рынка и других возможных влияний. При этом устанавливается разграничение между «культурой для элиты» и «свободное время, ни к чему не обязывающего типа для масс».
Содержание политики свободного времени
Общественные действия в области свободного времени, т.е. управление свободным временем, касаются различных аспектов. Прежде всего должны быть созданы условия для репродукции и регенерации сил человека (спортплощадки, оборудование инфраструктур, гуманизация рабочей обстановки с целью сокращения нагрузок на рабочем месте и т.д.). Требование внимания к проблеме свободного времени лежат в том же русле, что отношение к культурной политике в соответствии с характером социального правового демократического государства. Развитие физических, интеллектуальных, социальных и эмоциональных сил и возможностей в сфере услуг свободного времени, что не только служит регенерации, но и является частью формирования стиля жизни, относится к программным пунктам культурной и досуговой политики, которые должны рассматриваться как единое целое.
Растущее значение сфер культуры и досуга признается сегодня политиками всех направлений. Практически все понимают роль ценностей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреждений культуры и досуга объясняется тем, что с их помощью можно повысить ценности свободного времени того или иного города. Действительно, это способствует привлечению в определенный город или регион квалифицированной рабочей силы, росту промышленности, торговли, улучшению баланса перемещений населения и повышению финансового положения местности. Если развитие систем услуг, культуры и досуга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены интересы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовлетворяться интересы только той части населения, которая проживает в производственных районах. Понятно, что это обречет неразвитые районы на отток из них молодежи, т. е. на дальнейшее состояние застоя и ослабления.
В условиях сложной социальной структуры, все более многообразных требований и растущих запросов к здоровому и удовлетворяющему личность образу жизни проблемы свободного времени должны своевременно решаться. Следует осознать и необходимость восстановления тех учреждений (спортивных, кружковых и т.д.), которые имелись ранее в обществе, наряду с «природными» зонами отдыха. Сегодня весь этот комплекс должен быть пересмотрен и планово представлен.
При планировании политики культуры и досуга существует тенденция возлагать основную нагрузку на местные и инфра-структурно ориентированные учреждения досуга. В связи с этим даже говорят об «инфраструктурной ловушке». Односторонне соотнесенная с определенными пространственными рамками точка зрения на политику досуга обесценивает социальные и воспитывающие возможности свободного времени, как и вообще нематериальной инфраструктуры свободного времени. К области политики свободного времени относится также планирование общественного бюджета времени, например: разделение труда как инструмент рынка труда и политики образования или планирование ритмов труда и отпусков как мероприятия по регулированию запросов и передвижений.
Тем не менее, перспектива осуществления местной (муниципальной) политики развития культурно-досуговой сферы в исторически сложившихся и новых регионах приобретает все больше сторонников. Так, в основе муниципальной социально-культурной политики лежит Программа социально-культурного развития региона, разработанная совместно с другими комплексными программами («Досуг», «Здоровье», «Спорт» и т.д.). Главной целью этой программы является обеспечение максимального удовлетворения возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, развитие этих потребностей и интересов.
Эффективность политики свободного времени
Некоторые ученые указывают на то, что основой для решения проблем свободного времени выступает та же общественная деятельность, которая необходима для функционирования вообще всей демократической общественной системы. Так, участие населения и отдельных индивидуумов в политике и самоуправлении и активное формирование достойного образа жизни в значительной степени связано со свободным от работы временем. Чем выше развитие демократической системы, тем больше времени уделяется именно этим видам деятельности. Качественная и действенная политика свободного времени необходима также и для решения долгосрочных общественных проблем. Если исследование направлено на изучение отношения свободного времени к социальному результату, где, с одной стороны, четко прослеживается влияние свободного времени на область личной жизни, и, с другой стороны, на интерес людей к общественным проблемам (что является необходимым условием функционирования демократической политической системы), то вывод о важности культурно-досуговой политики оказывается неизбежным.
Не менее важным представляется сделать систему дивергирующихся (расходящихся) ценностей в коммерческой и общественной сферах (например, конкуренция и готовность к злоупотреблениям в противоположность партнерству и экономическому использованию сил и средств) предметом контроля и соответствующих решительных мер. Если этого не произойдет, то в системе потребностей появятся те же диспропорции, что и в системе использования территорий: сферы деятельности, сулящие выгоду, развиваются интенсивно, однако обычные сферы оттесняются на край и приходят в упадок. Но и в том случае, если различными сторонами достигнуто соглашение относительно качественного аспекта развития свободного времени и тем самым осознана необходимость в структуре потребностей, возникает еще более важный вопрос, чьими интересами и каким содержанием это развитие будет определяться. Сам факт планирования не означает управления людьми и первостепенной ориентации на интересы большинства населения реализации при участии социально ущемленных слоев. Тем самым цели раскрытия творческих возможностей и отдыха отодвигаются на задний план ориентированным на получение прибыли и развитие конкуренции производством. И в связи с этим правомерны требования социальных работников, педагогов-специалистов в области свободного времени и педагогов автономии свободного времени, касающиеся автономии проблем свободного времени относительно других общественных проблем.
Речь идет не о создании изолированного поля «свободного времени», а об интегрированной культурно-досуговой политике, которая способна открыть возможность для всестороннего всеобъемлющего культурного развития всего населения и помогает создать условия, при которых деятельность общественных индивидуумов направлена на освоение природы и развитие общественного жизненного процесса посредством осознанных, скоординированных действий, с целью раскрытия человеческих жизненных возможностей. В связи с этим несомненную важность приобретает вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства, которое носит двойственный характер: цели культурной политики определяются их социальным характером, поскольку культура практически представлена во всех делах общества. Но и общество, со своей стороны, заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса досуговых учреждений.
В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:
· принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
· принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
· принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;
· принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;
· принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 710;