Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия
Восточнославянские племена и их соседи.
В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.
В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI–VII вв.
Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».
Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII–IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.
Образцы заданий
При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в
1) Новгороде и Приднепровье
2) Поволжье и Прибалтике
3) Прибалтике и Причерноморье
4) Поволжье и на Дону
Ответ: 1.
А2. Соседи восточных славян
1) германцы
2) галлы
3) римляне
4) хазары
Ответ: 4.
А3. Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие
1) формирования союзов племен
2) развития пахотного земледелия
3) возникновения феодальных вотчин
4) необходимости обороняться от кочевников
Ответ: 2.
А4. Занятие по разведению пчел и получению меда у славян назвалось
1) бортничеством
2) зодчеством
3) бондарством
4) гончарством
Ответ: 1.
А5. Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о чем свидетельствует этот автор:
«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».
1) у восточных славян утвердилось христианство
2) у восточных славян главными занятиями были рыболовство и мореплавание
3) у восточных славян были распространены языческие верования
4) у восточных славян отсутствовали контакты с другими странами
Ответ: 3.
Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В1. Установите правильное соответствие между понятием и определением.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 3512.
Расположите в правильной последовательности с севера на юг реки и озера, являвшиеся частями торгового пути «из варяг в греки».
А) Ладожское озеро
Б) Днепр
В) Ловать
Г) Ильмень
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: АГВБ.
Тема 2. Древнерусское государство (IХ – первая половина ХII в.)
Возникновение государственности у восточных славян. В IХ – первой половине ХII в. происходит процесс складывания раннефеодального государства у славян.
История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода:
1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;
2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.
Норманнская теория. Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале ХII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей.
В 882 г. другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий.
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления в ХVIII в. так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Против этой теории выступал М. В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между историками продолжается до настоящего времени.
Русь при первых князьях. В 907 и 911 гг. Олег совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры. Согласно договорам, русские купцы имели право жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.
При сыне Рюрика князе Игоре (912–945) Русь еще более расширилась, но в 945 г. во время сбора дани – полюдья– Игорь был убит древлянами. Власть перешла к его жене Ольге. Она жестоко отомстила за гибель мужа. Но она же пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены «уроки», т. е. четко установленные размеры дани, и установлены места, куда свозилась дань – «погосты». Последствия этой простой меры были весомыми: при Ольге начала складываться упорядоченная и организованная система налогообложения, без которой не может функционировать государство. «Погосты» затем становились опорными центрами княжеской власти.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Ольга первая из русских правителей приняла крещение.
Сын Игоря и Ольги – Святослав (964–972) в ходе многочисленных походов присоединил земли вятичей по Оке, разбил волжских булгар и Хазарию. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и ходил в поход на Балканский полуостров. Однако борьба с Византией закончилась неудачно. По дороге в Киев в 972 г. Святослав попал в засаду и был убит печенегами.
После борьбы за власть на киевский престол взошел князь Владимир Святославич, впоследствии получивший прозвание Святой. В годы его правления (980–1015) была создана оборонительная система юго-восточных границ Руси от печенегов (засеки и сторожевые башни), а в 988 г. Русь приняла крещение по византийскому образцу. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:
1) христианство утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников;
2) принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;
3) Русь укрепляла свой международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились;
4) принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры.
Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; церковь в отдельных областях возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
В целом политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета.
После смерти Владимира I один из его сыновей – Ярослав, впоследствии получивший прозвание Мудрый (1019–1054), победил в междоусобице Святополка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба. Под руководством Ярослава были окончательно разбиты печенеги, возведен Софийский собор в Киеве, открылись школы и библиотека. В это время возник Киево-Печерский монастырь, началось летописание и составление первого письменного свода законов «Русская Правда». Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона– русского по происхождению.
Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125), который в 1097 г. выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям». В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества.
«Русская Правда». Категории населения. В 1072 г.при сыновьях и внуках Ярослава «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив социальное неравенство и отменив обычай кровной мести.
Распространенной формой землевладения стала вотчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. «Русская Правда» отразила начавшийся процесс закрепощения крестьян. В своде законов говорится о «закупах» и «рядовичах». Обедневшие крестьяне брали у господина в долг «купу» – зерно, скот, деньги. Закуп должен был отработать долг своему кредитору, но часто был не в состоянии этого сделать и попадал в зависимость навсегда. В других случаях крестьяне (рядовичи) заключали договор – «ряд», – по которому князь или боярин обязались защищать их и помогать в случае необходимости, а крестьяне – работать. Также существовали холопы – категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам.
Культура Древней Руси. Письменность и просвещение. Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом.
Литература. В литературе распространен жанр летописи. Самая известная – «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХII в. Митрополитом Иларионом в середине ХI в. создано произведение религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и Благодати». В походах складывались былины – торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей.
Зодчество. В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты.
Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи.
Прикладное искусство. Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью – непрозрачной стекловидной массой.
Образцы заданий
При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Деятельность митрополита Илариона, князя Ярослава Мудрого связана с
1) VIII в.
2) IX в.
3) XI в.
4) XIII в.
Ответ: 3.
А2. Основным торговым партнером Древнерусского государства была
1) Византия
2) Швеция
3) Тмутаракань
4) Скифия
Ответ: 1.
А3. Живописное художественное произведение малых форм получило название
1) витраж
2) заставка
3) филигрань
4) миниатюра
Ответ: 4.
А4. Съезд князей в Любече в 1097 г. был созван с целью
1) организовать поход против половцев
2) прекратить междоусобные войны
3) договориться о размерах дани
4) принять новый Судебник
Ответ: 2.
А5. Установление полюдья свидетельствовало о
1) начале политической раздробленности Руси
2) существовании обычая кровной мести у славян
3) возникновении племенных союзов восточных славян
4) возникновении раннефеодального государства восточных славян
Ответ: 4.
А6. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.
«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая… С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою… и на этом целовали крест».
1) заключения союза против хана Батыя
2) съезда князей в Любече
3) принятия христианства
4) принятия «Русской Правды»
Ответ: 2.
А7. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство
А) процесс превращения дружинников в землевладельцев
Б) постепенное развитие письменного законодательства
В) существование Земского собора
Г) рост городов, развитие ремесла и торговли
Д) вассальная зависимость от печенегов
Е) нарастающий упадок культуры
Укажите верный ответ.
1) АБГ
2) АВД
3) БГД
4) ВДЕ
Ответ: 1.
А8. Какие из нижеперечисленных понятий обозначали категории зависимого населения Древней Руси?
А) казаки
Б) закупы
В) смерды
Г) холопы
Д) уличи
Е) рядовичи
Укажите верный ответ.
1) АВГ
2) БВД
3) БГЕ
4) ВГД
Ответ: 3.
Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 1453.
В2. Расположите события в хронологическом порядке.
Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) объединение Киева и Новгорода под властью Олега
Б) установление княгиней Ольгой «уроков» и «погостов»
В) разгром князем Святославом Хазарского каганата
Г) убийство древлянами князя Игоря
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: АГБВ.
В3. Какие три события, из перечисленных ниже, характеризовали правление великого киевского князя Владимира Святославича?
1) разгром Хазарского каганата
2) создание засечной черты на южных границах Руси
3) образование военно-политического союза Руси с Византией
4) организация съезда князей в г. Любече
5) принятие христианства
6) разгром печенегов
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 256.
Для ответа на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.
Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С5. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.
Какие другие точки зрения по вопросу происхождения Русского государства вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ответ:
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1261;