Из Великой хартии вольностей
Иоанн, Божией милостью король Англии, сеньор Ирландии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжу, архиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, шерифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим — привет. Знайте, что мы по Божиему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших в честь Бога и для возвышения святой церкви и для улучшения королевства нашего...
1. Во-первых, дали пред Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными... Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников на вечные времена все нижеписанные вольности, чтобы имели их и владели они ими и их наследники от нас и от наследников наших...
12. Ни щитовые деньги ( Щитовые деньги — налог, собиравшийся для содержания войска.), ни какая-нибудь иная подать не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и для возведения в рыцари первородного сына нашего и для выдачи первым браком замуж: дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона...
14. А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно; и кроме того, повелим позвать через шерифов наших всех тех, кто держат (лены) от нас непосредственно...
16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него...
39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него войной и не пошлем на него наших вассалов иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны...
52. Если кто был лишен нами без законного приговора равных своих земель, замков, вольностей или своего права, мы немедленно же вернем ему их; и если об этом возникла тяжба, пусть будет решена она по приговору двадцати, пяти баронов...
61. Мы создаем и жалуем нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами охранять и заставлять охранять мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей хартией нашей подтвердили, каким именно образом, чтобы, если мы или кто-либо из слуг наших, в чем-либо против кого-либо погрешим или какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, и нарушение это будет указано четырем баронам из вышеназванных двадцати пяти баронов, эти четыре барона явятся к нам, указывая нам нарушение, и потребуют, чтобы мы без замедления исправили его. И если мы не исправим нарушения... те двадцать пять баронов будут принуждать и теснить нас всеми способами, и всеми, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений, и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено нарушение согласно их решению. Неприкосновенной остается при этом наша личность и личность королевы нашей и детей наших. А когда исправление будет сделано, они опять будут повиноваться нам, как делали прежде...
62. И всякое зложелательство, ненависть и злобу, возникшие между нами и вассалами нашими, церковными и светскими, со времени раздора, мы всем отпускаем и прощаем.
Вопросы
1. Какие последствия для королевской казны должно было иметь, по вашему мнению, принятие Великой хартии вольностей?
2. Опишите положение короля во время подписания документа. Какие чувства он должен был испытывать? Сравните его власть до и после подписания хартии.
3. Положение каких групп населения, на ваш взгляд, должно было улучшиться после принятия великой хартии вольностей? Докажите это с помощью текста.
4. Какие статьи хартии могли стать поводом для новых столкновений и почему?
Удивлявший мир
Опасный выбор
Юный Фридрих, король Сицилийский, происходил из влиятельнейшего в Германии рода швабских герцогов Гогенштауфенов (иногда их называют Штауфены). Отец Фридриха — Генрих VI, тот самый, что держал в плену Ричарда Львиное Сердце, был государем огромной державы. Она простиралась от Балтийского моря до Средиземного. Армения и Иерусалимское королевство стремились наладить отношения с Генрихом VI. Но он внезапно умер, как говорили, от яда в разгар подготовки к грандиозному Крестовому походу. Его сыну Фридриху досталась лишь одна из корон отца — корона Сицилийского королевства. Вскоре выяснилось, что для него этого слишком мало.
Папы всегда с опаской относились к могущественным Гогенш-тауфенам — еще была свежа память о Фридрихе I Барбароссе и Генрихе VI. Но Иннокентий III решил, по-видимому, что почти всеми забытый мальчик из Палермо может стать послушным слугой Рима в Германии. В 1212 г. сам Иннокентий III настоял на том, чтобы германские князья избрали 18-летнего внука Барбароссы своим королем. Еще через восемь лет Фридрих II стал императором.
Фридрих II не очень любил холодную Германию с ее гордыми и склонными к мятежам герцогами и маркграфами. За время правления Фридриха II германские князья так привыкли к самостоятельности, что впредь не позволяли никому из своих государей вести себя столь же самовластно, как, например, Фридрих I Барбаросса.
Почти всю жизнь Фридрих II провел в Италии — здесь было цветущее и послушное его воле Сицилийское королевство. Здесь же были и его главные противники. Вопреки надеждам Иннокентия III, Фридрих II стал непримиримым врагом папского престола. В свою очередь и папы многие годы вели с ним войну не на жизнь, а на смерть.
Странный император
Сицилийский двор Фридриха II мог удивить кого угодно. Императора охраняла гвардия из мавров, т. е. арабов, потомков тех, кто когда-то захватил Сицилию, а потом был оттеснен нормандцами в горные районы острова. Однажды Фридрих II переселил часть сицилийских мавров в один христианский город, изгнав оттуда всех христиан и приказав превратить церкви в мечети. Похоже, что в отличие от большинства современников Фридрих II был полностью равнодушен к вопросам религии. Недаром ему приписывали сочинение «Легенды о трех обманщиках». Тремя обманщиками в ней были названы Моисей, Иисус Христос и Мухаммад.
Монета Фридриха II
При дворе императора, образованного человека, владевшего многими языками и интересовавшегося науками, собирались знаменитые ученые и мудрецы, мусульмане, христиане, иудеи. Сам этот двор своей пышностью и необычностью напоминал, скорее, дворы восточных, чем западноевропейских, государей. Нередко Фридрих II предпочитал передвигаться по стране в сопровождении... слонов, на спинах которых сидели трубачи и воины. За слонами вели верблюдов, леопардов, львов, пантер... Впечатление это производило на подданных сильное. В канцелярии Фридриха II писали на такой изысканной латыни, что ей старалась подражать вся Европа. Сохранялся и трактат об охоте с птицами, сочиненный с большим знанием дела самим императором. Фридрих II основал ряд школ и университет в Неаполе — первый, созданный не церковью, не городской общиной, а государем.
Современники поражались необычным вкусам, талантам и могуществу Фридриха II и присвоили ему прозвище «Удивление мира».
Проклятие над Иерусалимом!
Ссора императора с папой была почти неизбежной — интересы императоров и римской церкви со времен Григория VII слишком сильно пересекались. Но поводом для раздора стала задержка с отправлением Фридриха II в Крестовый поход.
Обещание идти в Святую Землю Фридрих II дал при коронации германской короной, но много лет подряд откладывал осуществление своего намерения. Когда же наконец флот крестоносцев вышел из гавани, Фридрих II неожиданно заболел и вынужден был повернуть назад. Раздосадованный папа Григорий IX тотчас же отлучил императора от церкви.
Охотничий замок Фридриха II Кастель дель Монте на юге Италии
Фридрих II, находясь под отлучением, назло Риму отправился в 1228 г. в Сирию. Во время этого Шестого Крестового похода не было жестоких битв. Император предпочитал оружие дипломатии и вел успешные переговоры с египетским султаном. В результате Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие области были мирно уступлены Фридриху II. Главные иерусалимские мечети продолжали действовать, а император обязался помогать султану против всех его врагов, будь то мусульмане или христиане. Римский папа был взбешен результатами похода «не крестоносца, а пирата», как он назвал Фридриха II. Григорий IX не остановился даже перед тем, чтобы наложить интердикт на священный город Иерусалим, когда в него вступил отлученный от церкви император. Что же касается Фридриха II, то он без помощи епископов взял с алтаря храма Гроба Господня корону Иерусалимского королевства и сам торжественно возложил ее на свою голову.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 809;