Исландская сага о встречах в Винланде со скрелингами
Карлсефни и его люди зашли в устье реки и назвали это место 0зерко. Здесь они нашли поля самосеяной пшеницы в низинах и виноградную лозу всюду на возвышенностях. Все ручьи кишели рыбой. Они рыли ямы там, где суша и море встречались, и, когда море отступало, в ямах был палтус. В лесу было много всякого зверья.
Они оставались там полмесяца, тешась и не замечая ничего плохого. Скот их был с ними. Но однажды рано утром, осматриваясь, они увидели девять кожаных лодок. С лодок махали палками, трещавшими, подобно цепам, и палки вращались по движению солнца.
Карлсефни сказал:
— Что бы это могло значить?
Снорри отвечает:
— Возможно, что это знак мира. Возьмем белый щит и пойдем им навстречу.
Так они и сделали. Незнакомцы подплыли к ним и, рассматривая их с удивлением, вышли на берег. Они были низкорослы и некрасивы, волосы у них были грубые, глаза большие, скулы широкие. Они постояли некоторое время, дивясь, а затем уплыли на своих лодках на юг за мыс...
Когда началась весна, однажды рано утром они увидели, что с юга из-за мыса выплывает такое множество кожаных лодок, что казалось, будто уголь рассыпан по заливу. Также и на этот раз с каждой лодки махали палками.
Люди Карлсефни подняли щиты и начался торг. Всего охотнее скрелинги брали красную ткань. Они просили также мечи и копья, но Карлсефни и Снорри запретили продавать им оружие. В обмен на ткань они давали пушнину. Они брали пядь ткани за шкурку и повязывали этой тканью себе голову. Торг продолжался так некоторое время. Когда ткани стало мало, ее стали разрезать на полоски не шире пальца. Но скрелинги давали за них столько же, даже больше.
Тут случилось, что бык, который был у людей Карлсефни, вдруг выскочил из леса и громко замычал. Скрелинги испугались, попрыгали в свои лодки и уплыли на юг за мыс.
После этого они не показывались целых три недели. Но когда прошло это время, с юга вдруг появилось такое множество лодок скрелингов, что казалось — течет поток. На этот раз с лодок махали палками против солнца, и все скрелинги громко кричали. Карлсефни и его люди подняли красные щиты и пошли им навстречу.
Они сошлись, и начался бой. На людей Карлсефни посыпался град камней, потому что у скрелингов были пращи. Вдруг Карлсефни и Снорри увидели, что скрелинги подняли на шесте большой, величиной (Имеются в виду ритуальные трещотки.) с овечий желудок, шар синего цвета, и он полетел в сторону берега на людей Карлсефни и страшно завыл, когда упал на землю. Это навело такой ужас на Карлсефни и его людей, что они думали только о том, как бы уйти. Они отступили вдоль реки к каким-то утесам и только там дали отпор.
Фрейдис вышла и увидела отступление. Она крикнула:
— Вы такие молодцы, а бежите от этих жалких людишек! Вы же могли перебить их всех, как скот! Было бы у меня оружие, уж я эы, наверное, дралась лучше любого из вас.
Но они не обратили никакого внимания на ее слова...
Двое из людей Карлсефни были убиты, а из скрелингов — четверо, хотя превосходство было на стороне скрелингов.
Из «Романа о Роллоне» писателя XII в. Роберта Васа
«Роллон,— сказал Франко, архиепископ Руанский,— Богу угодно возвеличить твою славу и твое баронское достоинство... Перемени свое поведение, дай другой исход своему мужеству, вступи в христианство и оказывай почтение королю. Учись жить в мире и укрощай свою ярость, не разрушай его королевства, чем ты ему причиняешь великую обиду. Он имеет прекрасную дочь знатного происхождения и хочет отдать ее тебе в замужество, а ты получишь в приданое всю приморскую страну от реки Эр до моря. Таким образом, ты будешь жить своими ежегодными доходами, без грабежа; будешь иметь много хороших крепких замков и прекрасных жилищ. Согласись на трехмесячное перемирие, не причиняя вреда, не ходи в это время грабить ни на кораблях, ни на лодках; тебе дадут хороших заложников для обеспечения договора. Неужели ты почтешь стыдом жениться на дочери короля?»
Роллон выслушал эту речь, и она доставила ему большое удовольствие. По совету своих вассалов он согласился на перемирие; ему прочли договор, и обе стороны подтвердили его... Роллон стал вассалом короля и положил в его руки свои. Когда он должен был поцеловать ногу короля, то, не желая наклониться, опустил только одну руку, поднял ногу короля к своим губам и опрокинул Карла. Все засмеялись над этим, а Карл встал. Перед всеми он отдал свою дочь и Нормандию...
Вопросы
1. Кто такие скрелинги?
2. Укажите по отрывку из саги одну из причин, из-за которых викингам не удалось удержаться в Америке.
3. Определите, с какой целью прибыли в Америку Карлсефни и «его люди» — на поселение, для кратковременной разведки, для завоевания страны или еще зачем-либо?
4. Перед боем викинги «подняли красные щиты». В какой еще известной вам стране Европы боевые щиты были «червлеными»? Случайное ли это совпадение?
5. Ваши предположения о том, почему именно красная ткань пользовалась особым спросом у скрелингов?
6. Роллон крестился и примирился с французским королем Карлом. Так кто же из них тогда победил в войне?
7. Как вы можете объяснить «невежливость» Роллона?
§ 20. Англия: волны завоеваний
Новое вторжение
Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, почему именно Англии и Ирландии пришлось выдержать самый жестокий натиск норманнов. При хорошем попутном ветре добраться до английского побережья из Дании или Норвегии можно было быстрее, чем за неделю. Неудивительно, что викинги, главным образом датчане, стали нападать ежегодно, да так, что, по словам современников, «опустошали грешную землю Англии от одного морского берега до другого, убивали народ и скот и не щадили ни женщин, ни детей».
Монета короля Альфреда
Знаменитые ирландские монастыри, монахи которых были известны своей ученостью, прекрасными познаниями в латыни и греческом, великолепным искусством книжного письма, были обращены норманнами в пепел.
Англосаксонские королевства так увязли в бесконечных ссорах друг с другом и внутренних неурядицах, что не смогли защитить страну от нашествия с моря. В 842 г. норманны разграбили и сожгли Лондон. Спустя еще двадцать с небольшим лет датчане вообще перестали уплывать после набегов домой — теперь они зимовали в завоеванных ими землях самой Англии. Верхом на конях датчане добирались до самых отдаленных от морского побережья и рек селений. «Они разрушали церкви и монастыри огнем и мечом. Уходя, оставляли голые стены без крыш», — сокрушались хронисты.
Почти все англосаксонские королевства подчинились датчанам. Только на юго-западе Уэссекс еще продолжал сопротивляться.
Король Альфред
Когда к власти в Уэссексе пришел король Альфред (871—900), прозванный впоследствии Великим, казалось, что никто не в состоянии остановить датчан. Но к Альфреду со всей Англии стекались люди, жаждавшие отомстить захватчикам. С этим войском ему удалось нанести датчанам несколько поражений. И у норманнов нашлись слабые стороны, которыми мог воспользоваться умелый полководец. Так, скажем, они часто проявляли удивительную беспечность, думая, что никто не осмелится померяться с ними силой. Тут-то и легко было застать их врасплох.
В 879 г. Альфреду удалось заключить с датчанами мир. По нему весь остров делился на две части: юго-западные земли подчинялись Альфреду, северо-восточные — датчанам. Границей стала древняя римская дорога между Лондоном и Честером. Часть страны, оставшаяся у скандинавов, получила название Область датского права, или по-английски — Денло.
Мирную передышку Альфред использовал для того, чтобы создать совершенно новую мощную армию. Раньше в случае военной опасности созывалось народное ополчение. Теперь каждые пять англосаксов вооружали и кормили шестого. Он-то и отправлялся воевать. Что это давало? Во-первых, во время бесконечных войн не все деревенское население отрывалось от земли. Было кому и поле вспахать и урожай собрать. Во-вторых, доходов с одного двора не могло хватить на серьезное вооружение. Если бы в бой отправились шестеро, скорее всего, ни у одного из них не было бы стального меча, стоившего очень дорого. А по новым правилам пятеро могли вооружить шестого не хуже викинга с его обязательным шлемом, мечом и боевым топором из железа. Наконец, этот «шестой» мог все время тренироваться, учиться бою не заботясь о хлебе насущном — за него работали остальные пятеро. Так, сократившись в численности, армия Альфреда стала во много раз сильнее, чем раньше.
Вместе с появлением нового войска произошло очень важное изменение в обществе: оно стало теперь делиться на профессиональных воинов и на крестьян, работавших на них (а значит, и на свою собственную безопасность).
Альфред заметил, что датчане не очень-то хорошо умеют осаждать крепости, и поэтому возвел на границах своих владений немало укреплений — бургов. Король нашел таких корабельных мастеров, что построили ему корабли не хуже, чем у датчан.
Король Альфред заботился не об одном лишь войске. Он был удивительно образованным для своего времени человеком. А в Уэссексе после набегов датчан почти не осталось людей, знавших латынь. Король устроил в собственном дворце школу, сам в ней иногда преподавал, выписывал из других стран образованных монахов и священников, приказывал переводить книги на англосаксонский язык и даже сам выполнил несколько сложных переводов. Он велел записать старые законы англосаксов и собрать сведения об истории Англии. При нем стали вести «Англосаксонскую хронику», в которой год за годом записывались все важнейшие события. Историки очень мало знали бы о средневековой Англии, если бы не эта хроника, начатая при короле Альфреде и продолжавшаяся еще 250 лет после него.
Возвращение Денло
После смерти короля Альфреда его преемники повели наступление на Денло. Новое войско действовало успешно, и к последней трети X в. единое Английское королевство (тогда старое название Британия было окончательно вытеснено новым — Англия) поглотило Область датского права. Правда, надо сказать, что к тому времени осевшие там датчане в немалой степени слились с местным населением.
Присоединение Денло к Английскому королевству таило и опасности,— победа часто расслабляет победителей. В Англии начались внутренние раздоры, государство ослабело. А в это время происходит быстрое усиление Дании. Единое Датское королевство было куда опаснее, чем датские викинги, совершавшие набеги на Англию в конце VIII в. Теперь Дания могла двинуть в бой немалые армии. А Английское королевство тем временем было совершенно истерзано бесконечными внутренними распрями и усобицами. В 1013 г. датский король высадился со своим войском на английском берегу. Война оказалась короткой. Только Лондон смог какое-то время сопротивляться датчанам.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 763;