Тема 16. Философия истории
1. Философия истории и концепции исторического процесса.
2. Смысл и направленность истории. Проблема общественного прогресса в философии.
3. Философские проблемы периодизации истории.
1. Философия истории и концепции исторического процесса.
Сегодня представляется возможным определить основные модели, по которым развиваются страны современного Востока и Запада.
Современный Восток:
Перваямодель развития – японская, по которой развиваются такие страны как Япония, южная Корея, Тайвань, Гонконг. Для них характерно полное господство свободного конкурентоспособного рынка, обеспечение государством эффективного функционирования хозяйства страны, гармоничное использование традиций и новаций, т. е. синтез трансформированных традиционных структур, норм поведения (например, представление о дисциплине труда у японцев, восходящее к нормам конфуцианства) и элементов западноевропейского образца (включая институты демократии, правовые и другие стандарты).
Втораямодель развития – индийская, к которой относится группа стран современного Востока, которые успешно развиваются по западноевропейскому пути, глубоко не перестраивая при этом свою традиционную внутреннюю структуру. К этой модели развития относятся: Индия, Турция, Таиланд, Египет, Пакистан, группа арабских нефтедобывающих монархий и др. В принципе все они находятся в положении определенного равновесия и устойчивой стабильности.
Третьямодель развития – африканская, модель развития стран, которые отличаются не столько развитием и тем более стабильностью, сколько отставанием и кризисом. Сюда относится большинство африканских стран, некоторые страны исламского мира (Афганистан, Бангладеш), а также такие беднейшие страны Азии как Лаос, Камбоджа, Бирма и др.
Западная цивилизация, истоки которой ведут в Древнюю Грецию, где впервые возникли частнособственнические отношения, помесная культура, подарившая человечеству демократические структуры устройства государства, бурно развивалась к XV-XVII вв. вместе с формированием мировой капиталистической системы.
Для индустриального общества характерен высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования (телевизоров, автомобилей); влияние НТР, обеспечивающее дальнейшую последовательность нововведений в производстве и управлении; радикальное изменение всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека и заканчивая рационализацией мышления в целом.
В 60-70 гг. XX в. западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвленной экономики услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной роли теоретического знания в развитии экономики и, в принципе, политических решений, бурным развитием «индустрии знаний», компьютеризацией и появлением широких информационных систем.
Сторонники концепции информационного общества (Белл, Тоффлер) в качестве доминирующего рассматривают «четвертичный», информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг, и считают, что информация и знание, а не капитал и труд, являются основой постиндустриального общества.
Развенчанию технократического мифа о беспредельном экономическом росте и информационном знании как средстве решения всех проблем способствовала концепция пределов роста (Форрестер, Мидоуз), которая была выдвинута в начале 70-х гг. XX в. Согласно этой концепции конечность размеров нашей планеты и ограниченность ее природных ресурсов предполагают существование предела экспоненциального роста народонаселения и промышленного производства. При сохранении существующих тенденций к росту истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды достигнут критических пределов, чреватых катастрофой уже в начале XXI века.
В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении.
Решение этих проблем возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI век знаменует собой духовное единство человечества.
Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с однойстороны, противоречиями между природой и обществом, с другойстороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира.
В связи с этим разрабатывается концепцияустойчивогоразвития человечества. С общецивилизационной точки зрения под устойчивым развитием понимается управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития.
2. Смысл и направленность истории. Проблема общественного прогресса в философии.
В истории социально-философской мысли наблюдается немало и материалистических концепций общественного развития. Но, как правило, они не доходят до личности человека, оставляя его позади выдвинутых на передний план материальных факторов развития социума. К числу такого рода концепций относятся географический детерминизм, демографический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм.
Первый из них (географический детерминизм) отстаивает приоритетность географической среды среди всех других факторов развития общества (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, представитель евразийского течения 20-40-х годов XX века П. Н. Савицкий, после Второй мировой войны - Г. Гримм, А. Хетт-нер и др.). В рамках этого направления имеется школа, называемая "геополитика". Еще перед Первой мировой войной в ней сформировалась установка на захват чужих территорий под предлогом нехватки территорий у одних (своих империалистических) стран и избыточности территорий у других. Обоснование этой установки якобы находило подтверждение данными экономической и политической географии. В 20-х годах в Германии были организованы кружок и журнал "Геополитика", в котором публиковались статьи, провозглашавшие геополитику в качестве новейшей науки. Руководителями этого движения были К. Хаусгофер и Э. Обст. Геополитика стала составной частью нацистской агрессивной идеологии.
Демографический детерминизм обычно связывают с именем английского экономиста и священника Т. Мальтуса, основные работы которого приходятся на конец XVIII - первую треть XIX века. Его главный труд "Опыт о законе народонаселения" был издан на рубеже этих столетий и привлек к себе большое внимание. Т. Мальтус выдвинул следующее положение: "Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии... Средства [же] существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической профессии"1. Т. Мальтус не был материалистом в целом; он ссылался на божественную силу как на исходный фактор общественного развития. Ему были близки и непосредственные духовные факторы, связанные с обычаями, познанием и т. п. Вместе с тем он считал, что рост численности народонаселения есть фактор социального развития. Численность населения не является все же постоянным фактором прогресса. При достижении определенного уровня численность народонаселения может стать тормозом, а затем и угрозой развитию общества. Здесь Т. Мальтус во многом прав (в этом мы убедимся, когда коснемся вопроса о глобальных проблемах). Создание книги, фактически посвященной материальному фактору и обоснованию его позитивного и негативного значений (в разных условиях), дает основание причислять его с известными оговорками к материалистическому направлению.
Технологический детерминизм, разрабатываемый в течение последних десятилетий, представлен трудами Д. Белла, Р. Арона, О. Тоффлера и др. Они исследуют машины и системы машин, влияние их изменений на изменения структуры и характера общества. Само это общество называется индустриальным (в противовес "доиндустриальному", где определяющей была аграрная сфера). Это общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда. Переход к автоматизации лишь видоизменяет форму индустриального общества, но не трансформирует его сущность. В недрах индустриального общества появляются компьютеры, которые знаменуют уже начало господства информацией его вхождение в стадию информационного (постиндустриального) общества. Собственность на средства производства утрачивает свое социальное значение; классовая борьба отходит на второй план; основным конфликтом постиндустриального общества Становится конфликт между знанием и некомпетентностью. Важное место в нем занимает сфера услуг, включая врачебные услуги (здравоохранение) и образование. Растет благосостояние населения. Центральным стержнем всей организационной системы такого общества становится сфера управления на основе информации.
3. Философские проблемы периодизации истории.
К проблеме периодизации истории человечества в живом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода:
- стадиально-поступательный (или линейный)
- цивилизационный.
Суть первого подхода заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. Например, выделяют пять всемирно-исторических эпох:
- древневосточная (IV-II тыс. до н.э.),
- античная (VIII в. до н.э. – V в. н.э.),
- средневековая (VI – XV вв.),
- новая (конец XV в. - 1917 г.),
- новейшая (1917 г. – до наших дней).
В рамках новоевропейской традиции постренессансного времени выделяют три поступательные стадии исторического процесса:
- древность,
- средние века,
- Новое время.
В марксистской концепции периодизация исторического процесса дается через смену пяти общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинной,
- рабовладельческой,
- феодальной,
- капиталистической,
- коммунистической.
Современную концепцию социальной периодизации истории принято называть концепцией постиндустриального общества (Белл, Тоффлер, Бзежинский и др.). В истории человечества постиндустриалисты выделяют три стадии:
- традиционного (аграрного) общества,
- индустриального (промышленного) общества,
- постиндустриального (сверхиндустриального, информационного, технотронного, знаниевого, постсовременного и т. п.) общества.
Как видно, во всех рассмотренных случаях предпочтение отдается делению истории на стадиально общие для всего человечества этапы.
Цивилизационный подход. Термин «цивилизация» (от лат. Civilis - гражданский, государственный) употребляется в нескольких смыслах:
- ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер),
- синоним культуры (Тойнби и др.),
- уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация),
- определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер).
Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 554;