Тема 7. Развитие русской философии с древности до ХIX века
План
1.Особенности становления и развития отечественной философии
2. Русская философия эпохи Просвещения
1.Особенности становления и развития отечественной философии
Неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса является многовековая история философии в России.
В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии.
Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки.
Во-первых, отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.
Во-вторых, отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.
В-третьих, особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.
В-четвертых, с проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.
В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.
Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом».
В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).
С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начинает вытесняться христианским мировоззрением, которое способствует зарождению философии и придает ей религиозный характер. Однако формула средневековой мысли Запада «философия – служанка богословия» на Руси малоприменима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.
В формировании отечественной философской мысли важную роль сыграла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыслителя Иоанна Дамаскина (675-750) «Источник знания» (особенно первая часть «Диалектика»). Отмечая необходимость философии для обоснования религиозной веры, он дал шесть различных определений философии. Исследуя проблемы отношения Бога и мира (Бог — не только Творец, но и Разум мира), соотношения разумной и чувственной души, Дамаскин рационально осмысливал наследие патристики.
Творческой переработкой труда В. Великого является и популярный «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского. Иоанн стремился соединить библейские представления о сотворении мира в шесть дней с античным натурфилософским учением о стихиях. (Бог создал из ничего 4 стихии: землю, воздух, воду и огонь; из них возникает остальной мир). В человеке он выделяет две познавательные способности: чувства и ум, при этом различает рассудок как деятельную мыслящую силу и ум. Широкое распространение на Руси получили сборники «Пчела», «Диоптра», «Толковая Палея», «Изборники» 1073 и 1076 годов. Таким образом, закладывались основы для формирования древнерусской философии.
В XI-ХII веках появляются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, летопись «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, творения Кирилла Туровского, другие работы древнерусских авторов. У митрополита Иллариона представлена своеобразная философия истории. Он выделяет два периода: закона и благодати, первый подготовительный, это - эпоха закона, второй – эпоха свободы. Принявшая христианство Русь вступила во вторую эпоху, стала «народом Божьим», перед которым – великое будущее.
Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига. В ХIII-ХIV веках развивается агиографическая (житийная) литература. За ее религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы мироздания. В XV-XVII веках философская мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли. Важной составляющей отечественной культуры этого периода является исихазм (от греч. исихия – безмолвие) — религиозно-мистическое учение, культивировавшее безмолвную молитву, духовное сосредоточение. Один из крупнейших представителей исихазма – Григорий Палама, византийский мистик XIV века. Противопоставляя Бога и мир, исихазм понимал мир как несотворенную энергию. Веру в Бога необходимо дополнить постижением энергии мистическим опытом, соединением души и энергии. Исихазм оказал влияние на крупнейшего представителя движения «нестяжателей» Нила Сорского (1433-1508) и философа XVI века Максима Грека (1470-1556); влияние исихазма прослеживается и в последующем развитии русской философской мысли, в ее склонности к мистико-интуитивному познанию.
Борьба западных и восточно-христианских влияний отразилась в ересях XV-XVI веков, в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян», в церковном расколе XVII века, ставших значительными событиями в истории отечественной духовной культуры.
В России XVI–XVII веков получила развитие также общественно-политическая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва – третий Рим» (первая половина XVI века). В соответствии с ней два «Рима» (Древний Рим и Византия) пали, не приняв христианство или изменив ему. Носителем истинной веры стала Москва – третий и последний Рим. Отсюда следует мессианская роль Москвы. В учении затронуты важные проблемы философии истории.
В ХVII веке Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских стран. Хорват Ю. Крижанич выдвинул идею самобытного славянского мира, противостоящего другим культурам. Мыслитель разработал фундаментальную классификацию всех видов знания, выяснял соотношение мудрости, знания и философии, считал философию высшей ступенью познания и по праву вошел в ряд отечественных философов. Основной труд: «Политика» (1663).
Таким образом, в Древней Руси были заложены основы философской культуры, хотя оригинальная философия еще не получила развитую систематическую форму. Философская мысль этого периода находилась под влиянием религиозной традиции и развивалась в условиях безраздельного господства религиозного мировоззрения. Однако к концу XVII века появились предпосылки для начала нового периода истории русской философии.
2. Русская философия эпохи Просвещения
С реформами Петра I начинается новый период в истории отечественной философии. Усиливается проникновение в Россию западноевропейской философии и идеологии Просвещения. Происходит процесс размежевания философии и теологии. Развивается светская, прежде всего политическая мысль. Представители «ученой дружины» Петра (Феофан Прокопович, В. Татищев и др.) теоретически обосновывали реформы государства и церкви, предвосхищая идеи будущих «западников».
Феофан Прокопович (1681–1736) - один из теоретиков Петровских реформ, возглавлявший его «ученую дружину», сочетал в своем мировоззрении идеи схоластики, Возрождения, Реформации и Просвещения, способствовал распространению идей Просвещения в России. В его мировоззрении прослеживают элементы пантеизма и деизма. Основная тема творчества – борьба с религиозным догматизмом и суевериями, освобождение светской культуры от церковного диктата и утверждение нового мировоззрения, обогащенного просветительскими идеями. Являлся противником католицизма и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом; выступал с резким отрицанием авторитета духовенства как учительского сословия, опровергая теорию о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. Сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Разработал Духовный регламент, где обосновывал священный, абсолютный характер царской власти. Важными темами его философии были также натурфилософия и учение о человеке, его естественных правах.Основные труды:«Слово о власти и чести царской» (1718); «Духовный регламент» (1720); «Первое учение отрокам» (1724).
Василий Никитич Татищев (1686–1750) - философ-просветитель, дуалист и деист первой половины ХVIII в. Основная тема его творчества – просвещение и его роль в общественно-политическом развитии. Критиковал суеверия, церковный догматизм, признавая Бога как первопричину, подчеркивал роль естественных факторов в общественном развитии. Как представитель Просвещения, основываясь на учении философа-просветителя Х. Вольфа, критикует платоновское учение о душе. Важная тема творчества – познание, роль чувственного опыта в познании, польза науки и образования для развития государства. Автор одного из первых трудов по отечественной истории, его понимание истории носит рационалистический, но идеалистический характер. В его философии истории выделяются три этапа «умопросвячения»: создание письменности, пришествие Христа, книгопечатание. Хотя Россия отстает от Запада, но идет по тому же пути, ее ждет такое же будущее. Основные труды: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733); «История Российская» (1760–1780-е гг.).
К середине XVIII века складываются либеральное (Д.И. Фонвизин) и консервативное (М. М. Щербатов) направления социально-политической мысли. Во второй половине столетия светская философия в России выходит на новый уровень развития в трудах М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева. Значительным событием в культурной жизни России стало открытие в 1755 году Московского университета, в создании которого принимал активное участие выдающийся русский ученый и философ М.В.Ломоносов. Вместе с тем в новых условиях продолжается развитие отечественной религиозной философии (Г.С.Сковорода).
В конце XVIII века в России усиливается влияние идей французского Просвещения. В.В.Зеньковский характеризует «русское вольтерьянство» как увлечение российской элиты, нигилистическое в своей основе, связанное «с утерей былой духовной почвы». Революционное влияние Просвещения на русскую мысль сохраняется и в первые десятилетия ХIX века. Идеи А.Н.Радищева получили развитие в идеологии декабристов, создавших своеобразную социально-политическую философию. В философии декабристов и близких к ним русских мыслителей заметно влияние французского материализма. Материалистические и революционные идеи А.Н.Радищева и декабристов получат дальнейшее развитие в философии русских революционных демократов и народников.
Таким образом, к началу XIX века усваиваются основные идеи западной философии, оформляется ряд областей философского знания: философия истории, политическая философия, антропология и другие. В то же время, как отмечает русский философ С.А.Левицкий: «…XVIII век в культурном отношении был периодом ученичества у Запада: русская мысль здесь пробуждалась, но еще не пробудилась» dop_7_2_1_. процесс становления оригинальной русской философии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла немецкая классическая философия, прежде всего учение Шеллинга, позднее – Гегеля, проникавшие в Россию в первые десятилетия XIX века. Философия Шеллинга явилась одной из составных частей творческого синтеза, в результате которого начинается новый период в истории отечественной философии.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый значительный светский мыслитель в России, с его научным и философским творчеством связывают начало материалистической традиции в русской философии. Но, будучи ученым-материалистом, как философ он близок к деизму: признавал роль бога как «архитектора» мира и «всемогущего двигателя», двойственность истины.
М.В.Ломоносов внес большой вклад в развитие науки и материалистической натурфилософии. Основой природных явлений ученый считал материю. Она понимается им в духе механистического материализма – как элементы и группы элементов – корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Основными свойствами материи являются протяженность, форма, непроницаемость, и механическое движение. Изменения вещей – суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, М.В.Ломоносов формулирует закон сохранения материи: «Ежели где убудет немного материи, то умножится в другом месте». Природа, таким образом, не нуждается в божественном вмешательстве.
В познании М.В.Ломоносов отводил большое место опыту, в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. В противоположность последователям Ньютона философ подчеркивал важную роль гипотез в познании.
Важная тема его творчества – соотношение веры и знания. Несмотря на то, что Ломоносов высоко ценит достоинство разума, он отделяет мир разума от мира веры, хотя они и находятся в согласии («Правда и вера суть две сестры родные»). Основные труды: «О тяжести тел и об извечности первичного движения»(1748), «Древняя Российская история» (1760).
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - русский философ-просветитель ХVIII в., сыграл важную роль в развитии революционного движения в России. Основная тема его творчества – обшественно-политическая философия: критика тирании и деспотизма, идеи политического и социального освобождения, симпатии революционному движению, утверждение прав человека. Основываясь на идеях французских просветителей: теории общественного договора, естественного права, приоритета закона, Радищев критикует самодержавие и крепостное право. Надеясь на революционное преобразование общества, А.Н.Радищев, вместе с тем склоняется к идее «круговорота» в природе и обществе: деспотизм уничтожается революцией, но последняя приводит к новому деспотизму. Разочарование в идеалах буржуазного Просвещения приводит его в 1802 году к самоубийству.
В философии А.Н.Радищев в целом придерживался материалистически ориентированного деизма. Важнейшая тема его философии – человек, его природа. Мыслитель одним из первых в русской философии исследует тему смерти и бессмертия, которая становится одной из «сквозных» тем отечественной философии последующих столетий. В сибирской ссылке он пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», в котором сосуществуют материалистическое (близкое учениям французских просветителей) и религиозно-идеалистическое понимание человека. Позиция Радищева в трактате неоднозначна. С одной стороны, он исследует проблему природного происхождения человека, его смертности, опираясь на современные ему философские и научные представления (1 и 2 книги трактата), с другой, признает бессмертие души, не сумев материалистически объяснить происхождение «мыслительной способности» (3 и 4 книги трактата). В связи с этим Радищев дополняет материалистическое учение традиционным религиозно-философским. На двойственность позиции автора оказали влияние как ограниченность механистического материализма эпохи Просвещения, так и нравственные соображения: желание сохранить возможность утешения верой в бессмертие души. Основные труды: «Вольность» (1781), «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792).
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - российский и украинский религиозный философ, значительную часть жизни проведший в странствиях по Харьковской, Белгородской и Курской губерниям, в связи с чем его называли «странствующим университетом». Религиозно-философское мировоззрение Г.С.Сковороды сформировалось под влиянием Библии, трудов античных философов (Платон, стоицизм), испытало влияние европейского Просвещения.
Философия Г.С.Сковороды – объективно-идеалистическая, близкая к пантеизму. Бог существует как «внутреннее начало» вещей, «самодвижущаяся причина», закономерность всего сущего. Исходя из такого понимания, мыслитель отвергает буквальное понимание чудес, как несоответствующее божественной «мудрости». Основу философии Г.С.Сковороды составляет учение о трех мирах: макрокосмосе (бесконечном мире, состоящем из множества малых миров), микрокосмосе (человеке) и мире символов (Библии), связывающем большой и малый мир, идеально выражающем их в себе. Эти три мира состоят из двух «натур»: видимой и невидимой. Видимый мир – лишь тленная оболочка духа, поэтому именно изучение символического мира дает ключ к познанию. Познание невидимого мира разрешает противоречия познания в мире видимом. Эти противоречия философ анализирует при помощи метода аналогичного сократическому, противопоставляя каждому тезису соответствующий антитезис и подчеркивая диалектическое единство противоположностей: «вечность в тлении», «свет во тьме». Не случайно Г.С. Сковороду иногда называют «украинским Сократом».
Признавая в духе эпохи Просвещения авторитет разума и успехи наук в изучении окружающего мира, Г.С.Сковорода, тем не менее, подчеркивает значение мистического знания, роль сердца в познании. Его учение о познании смыкается с учением о человеке как микрокосмосе и этикой. Без духовной основы (краеугольного «камня») человека, без добродетели нет полноценной истины. Учение Сковороды характеризуют как «мистический символизм», оно предваряет философию славянофилов XIX века.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 2002;