Ф. Ницше. Гомеровское соревнование
Эту работу выдающийся немецкий философ написал в 1872 г.
...Греки — самые гуманные люди древних времен — носят в себе черту жестокости, достойную тигра жажду уничтожения. ...Александр приказывает пронзить ноги славному защитнику Газы1, Батиду, и привязывает его живым к своей колеснице... Когда победитель в борьбе городов, по «праву» войны, казнит все мужское население и продает в рабство всех женщин и детей, то ...мы видим, что грек считал серьезной необходимостью полное излияние своей ненависти...
1 Газа — крупнейший торговый город в Палестине. После длительной осады был взят и жестоко разграблен войсками Александра Македонского.
На вопрос- «К чему эта жизнь борьбы и победы?» — у эллинского гения был готов еще и другой ответ, и он дает его на протяжении всей греческой истории.
(Далее приводится отрывок из поэмы греческого поэта Ге-сиода «Труды и дни» о двух Эридах1. Здесь, с точки зрения Ф, Ницше, выдвигаются иные моральные нормы, преодолевающие «животную» жестокость древнего человека.)
«Одну Эриду, если имеешь разум, можно постольку же хвалить, поскольку другую порицать; потому что обе богини совершенно разные. Одна требует злой войны и вражды —жестокая. Ее, как старшую, родила черная ночь, а другую, как много лучшую, Зевс всевластный поставил на корни земли, среди людей. Она побуждает к работе негодного человека, и если тот, кто лишен собственности, смотрит на другого, богатого, то и он, подобно ему, торопится сеять, сажать и устраивать свои дела; сосед соревнуется с соседом, стремящимся к благосостоянию. Эта Эрида хороша для людей. Гончар враждует с гончаром, плотник с плотником, нищий завидует нищему, певец певцу».
...И вся греческая древность думает о злобе и зависти иначе, чем мы, и рассуждает, как Гесиод, который одну Эриду обозначает как злую, именно ту, которая ведет человека ко враждебному взаимоуничтожению, а вместе с тем прославляет другую Эриду как добрую — ту, которая с помощью ревности, вражды, зависти побуждает человека к действию, но не к действию истребительной войны, а к соревнованию. .
Для древних целью атонального (состязательного) воспитания было благо совокупности, благо государственного общества. Каждый афинянин, например, должен был настолько развить соревнованием свое «я», чтобы он мог приносить Афинам наибольшую пользу и наименьший вред. То не было честолюбием по безграничности и неизмеримости: о благе своего родного города думал юноша, когда он состязался в беге, в метании или пении; богам своего города посвящал он венки, которые судья с почтением возлагал на его голову. Каждый грек с детства чувствует в себе страстное желание участвовать в состязании городов, быть орудием для блага своего города, этим воспламенялось его самолюбие и этим же оно обуздывалось и ограничивалось.
1 Эрида — богиня вражды, раздоров в Древней Греции; Гесиод — древнегреческий эпический поэт (конец VIII в. до н. э.)-
Тема 2
АФИНЫ И СПАРТА ГЛАЗАМИ ГРЕЧЕСКИХ ИСТОРИКОВ
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 938;