Кинескопы черно-белого телевидения
Кинескопом называется приемная электронно-лучевая трубка с люминофорным экраном, преобразующая мгновенные значения сигнала в последовательность световых импульсов. Развертывающим элементом кинескопа является сфокусированный электронный луч, а воспроизведение изображения обеспечивается отклонением луча по закону развертки и модуляцией его плотности сигналом изображения.
Схематичное устройство кинескопа показано на рис.4.1 (а), где:
1- цоколь;
2- электронно-оптическая система;
3- отклоняющая система;
4- внутреннее токопроводящее покрытие (аквадаг);
5- вывод второго анода;
6- тонкое алюминиевое покрытие;
7- люминофор;
8- стеклянная колба.
Рис.4.1. Устройство черно-белого кинескопа
Конструктивно кинескоп состоит из 3 основных частей: стеклянной колба - 8, электронно-оптической системы - 2, формирующей электронный луч, и люминофорного экрана – 7.
Экран представляет собой слой люминофора 7, покрытый тонкой пленкой алюминия 6. На горловине кинескопа помещается отклоняющая система - 3, с помощью которой формируется магнитное поле, обеспечивающее перемещение электронного луча в процессе развертки изображения.
Электронно-оптическая система, или электронная пушка, обеспечивает ускорение, фокусировку и управление плотностью тока электронного луча.
Пушка должна сформировать луч с током в несколько сот мкА и диаметром луча в плоскости экрана не более 0,5 мм, а также обеспечить возможность модуляции тока луча сигналом изображения. Причем для обеспечения требуемой контрастности при приемлемых уровнях модулирующего сигнала он должен обладать крутой модуляционной характеристикой. Фокусировка луча может осуществляться как электромагнитными, так и электростатическими полями. В большинстве современных кинескопов используется электростатическая фокусировка, чтобы отказаться от дополнительных фокусирующих катушек.
Конструктивно электронная пушка представляет собой систему цилиндрических электродов(рис. 4.1б)и состоит из подогревателя 1, термокатода 2, модулятора 3, ускоряющего 4 и фокусирующего 5 электродов, второго анода 6. Построенная по такой схеме пушка называется пентодной и соответствует двухлинзовой оптической схеме, фокусировка луча осуществляется в двух зонах: в поле иммерсионного объектива и в поле главной фокусирующей линзы. В иммерсионный объектив входят термокатод 2, модулятор 3 и ускоряющий электрод 4. Благодаря высокой разности потенциалов между катодом и ускоряющим электродом (катод заземлен Uк = 0, Uу = 500-800 В) и малому расстоянию между этими электродами в зоне иммерсионного объектива создается большая напряженность электрического поля. Эмитируемые с поверхности катода электроны попадают в это поле и собираются в плоскости фокуса в узкий пучок, сечение которого гораздо меньше диаметра той части катода, с которой попали в отверстие модулятора. Затем пучок снова расходится и попадается в поле главной фокусирующей линзы.
Управление величиной тока электронного луча напряжением, приложенным между катодом и управляющим электродом, часто называют модуляцией. Чем больше отрицательное напряжение на модуляторе (Uм = -10-40 В), тем меньше ток луча.
Для преобразования сигнала в световое изображение используется явление люминесценции, заключающееся в способности атомов и молекул некоторых веществ испускать свет при переходе из возбужденного состояния (с повышенной энергией) в состояние с меньшей энергией. В ТВ используется катодолюминесценция – свечение вещества под действием электронной бомбардировки быстролетящих электронов, эмитируемых с катода. Люминофоры, используемые для экранов кинескопов, могут быть различного химического состава, но обычно это окислы или соли(сульфиды) цинка, кадмия, магния, кальция, активированные металлами.
Важнейшими характеристиками экрана являются цвет свечения, инерционность и световая отдача.
Цвет свечения определяется типом выбранного люминофора, так в черно-белых телевизорах часто используется люминофор БМ-5, являющийся смесью сульфида цинка (ZnS(AgZn)-47%) и сульфида кадмия (Cd(Ag)-53%), имеющий голубоватый оттенок свечения экрана.
Инерционностьопределяет длительность возгорания и послесвечения люминофора. Длительность возгорания достаточно мала, поэтому основной составляющей инерционности является длительность послесвечения (время, в течение которого яркость уменьшается до 0,01 макс после прекращения возбуждения). В вещательных системах стремятся, чтобы время послесвечения было равно времени передачи кадра. При этом уменьшается заметность мельканий. Дальнейшее увеличение этого времени нежелательно, так как может привести к размытости (смазыванию) изображений движущихся объектов. Эффективность преобразования энергии электронов в световое излучение характеризуется светоотдачей экрана, определяемой отношением силы света, излучаемой экраном, к мощности электронного луча. Светоотдача k зависит от энергии электронов, типа люминофора и способов его нанесения и может меняться от 0,1 до 15 кд/Вт. С достаточной точностью I=kР=kiлu2. Т.к. светоотдача – величина постоянная, то силу света, а, следовательно, и яркость экрана может увеличить повышением мощности луча. Поскольку повышение тока луча свыше 100-150 мкА приводит к заметной расфокусировке, то необходимо повышать ускоряющее напряжение. Потенциал экрана необходимо поддерживать равным потенциалу второго анода (для черно-белых ТВ 12-18 кВ, для цветных 25 кВ). Для этого на слой люминофора наносят проводящее покрытие, электрически соединенное со вторым анодом. Обычно это пленка алюминия толщиной 0.05…0.5 мкм, практически прозрачная для электронов и непрозрачная для световых лучей. Она как зеркало отражает световое излучение люминофора, повышая светоотдачу экрана более, чем в 1,5 раза. Кроме того, металлизация экрана позволяет увеличить контрастность крупных деталей за счет устранение подсветки экрана от внутренней поверхности колбы и деталей конструкции кинескопа.
Рис. 4.2. Структура экрана кинескопа
Существенно снижает контраст мелких и средних деталей явление ореола,который образуется вследствие того, что часть расходящихся световых лучей, пройдя сквозь толщу стекла экрана (рис.4.2), на границе стекло-воздух отражается обратно, освещая соседние участки. В результате яркая точка экрана оказывается окруженной менее ярким кольцом -ореолом, что и является причиной снижения контраста. Для борьбы с этим явлением экран современного кинескопа изготавливают из специального стекла, являющегося нейтральным фильтром – дымчатого, контрастного, противоореольного, которое повышает контраст мелких деталей примерно в 15 раз.
Черно-белые кинескопы в настоящее время в основном используется в мониторах систем телевизионного наблюдения.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 2335;