Формирование личности и ее структура.
В психологической науке категория "личности" относится к числу базовых понятий. Но понятие "личности" не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической точки зрения?
Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержании понятия "личность" включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Можно прийти к выводу, что личность человека не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Существует много различных теорий личности. И в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизацию как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другая феноменология теории трактуют его как процесс становления «Я».
Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласование, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям. Все психологические концепции личности можно разделить на три направления: биологические, социальные, биосоциальные.
Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. автономия а противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и
конформизму (от 12 до 18 лет).
6. интимность и общительность в противовес личностной психологической
изолированности (около 20 лет).
7. забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами)
8. удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но, благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека.
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того , как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становиться неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.
Стадии развития личности (по Эриксону)
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса - индивидуализации.
Процесс социализации, а, следовательно, и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладывается основы личности человека.
В рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечно, целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.
Одновременно с социализацией протекает еще один процесс - инкультурация.
Если социализация - это усвоение социального опыта, то инкультурация - это
процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически
сложившихся способов действия, в которых ассимилированы духовные и
материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 2838;