Глобализация мировой экономики. Процессы глобализации асимметричны: большинство развивающихся стран не могут предложить развитым свои товары (кроме сырья)

Процессы глобализации асимметричны: большинство развивающихся стран не могут предложить развитым свои товары (кроме сырья), капиталы или технологические достижения. Поэтому об­винять глобализацию во всех бедах современного человечест­ва считается хорошим тоном. Ей вменяют в вину и нищету многих развивающихся стран, и экологи­ческий кризис, и взрыв международного террориз­ма, и многое другое.

Глобализация мировой хозяйства - не просто очередной всплескпрежних тен­денций, усиливающих взаимосцепление нацио­нальных хозяйств, и не просто достижение миро­вой экономикой глобальных масштабов, когда она охватила всю ойкумену. Все это - лишь коли­чественные параметры давно идущего процесса интернационализации хозяйственной жизни. Глу­бинная же сущность глобализации заключается в том, что при значительном сходстве с предшест­вующими периодами своей истории мировая эко­номика переходит в качественно новое состоя­ние.

Это перерастание количественного накопле­ния интернационализации хозяйственной жизни в новое качество мировойэкономики в последние десятилетия прошлого века существенно ускори­лось и усилилось благодаря информационной ре­волюции и бурному развитию коммуникацион­ных технологий. С помощью спутников связи по мобильному телефону, телефаксу, Интернету из любой точки земного шара можно общаться с абонентом в любой другой его точке. Новейшие технологии создали наднациональные мосты, благодаря которым информация легко преодоле­вает на своем пути физические преграды и госу­дарственные границы. Складывается глобальное киберпространство. Позволяя получать необхо­димую информацию с любого расстояния в ре­альном режиме времени и быстро принимать ре­шения, современные системы телекоммуникаций беспрецедентно облегчают организацию между­народного инвестирования капиталов, коопери­рования производства и маркетинга на фирмен­ном уровне, как и взаимоприспособление макро­экономической политики разных государств на уровне правительств и центральных банков. Бла­годаря информационной революции формируется, в сущности, новая мировая экономика, где госу­дарственные границы неудержимо размываются.

В результате всех этих сдвигов степень эконо­мической, научно-технической, правовой и ин­формационной взаимозависимости националь­ных хозяйств достигла такой критической массы, когда стали неизбежны по меньшей мере три принципиально новых явления.

Во-первых, мировое экономическое сообще­ство из рыхлой совокупности более или менее взаимосвязанных стран превращается в целост­ную экономическую систему, где национальные (страновые) социумы оказываются составными элементами единого всемирного экономического организма, спаянными уже не просто междуна­родным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производ­ственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информаци­онной сетью.

Если в середине XX в. воспроизводственная открытость национальных экономик, измеряе­мая процентным отношением внешнего товаро­оборота (экспорт + импорт) к ВВП, составляла в среднем 16%, то в 2005 г. она достигла 36%, а с учетом экспорта и импорта коммерческих услуг - 48.2%2. Это значит, что почти половина потреб­ляемых в мире товаров и услуг полностью или ча­стично создается за пределами тех стран, где они потребляются. Воспроизводственная взаимозави­симость большинства национальных экономик превратила их из более или менее автономных хозяйственных структур в составные элементы глобального хозяйственного организма.

Особенно осязаема такая взаимозависимость в высокотехнологичных отраслях, прежде всего в машиностроении, где широко практикуется меж­дународное производственное кооперирование – формирование технологических цепочек, отдель­ные звенья которых находятся в разных странах, но функционируют по единому плану и в согласо­ванном ритме, подобно цехам одной фабрики. О масштабах такого кооперирования свидетельствует удельный вес узлов и деталей в общем объе­ме экспорта машин и транспортных средств. Уже в 1995 г. у стран ОЭСР эта доля достигла 30%, у тех развивающихся стран, где активно действуют фи­лиалы западных ТНК, она была еще выше: у Тай­ваня - 36.3%, Гонконга - 46.2, Барбадоса - 61.6, а у Никарагуа - даже 81.6%3. Надо ли говорить, сколь прочно такие производственные узы при­вязывают национальные хозяйства друг к другу? И чем дальше страны продвигаются по пути инду­стриализации, чем больше развиваются высоко­технологичные отрасли, тем плотнее сеть между­народных производственно-кооперационных свя­зей, тем органичнеенациональные хозяйства врастают в единый глобальный экономический организм.

Если к этому добавить появление в последние десятилетия всемирного финансового рынка и глобальной информационной паутины Интернет, становится очевидным, что мировое хозяйство наших дней принципиально отличается от того, каким оно было в первой половине XX в., не го­воря уже о более ранних этапах его развития.

Во-вторых, в условиях глобализации национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться ролями. В прошлом ведущую роль играли первые. Наиболее развитые в тот или иной период национальные хозяйства опреде­ляли характер, формы и механизмы международ­ных отношений, как бы навязывая другим странам и мировому сообществу в целом способы хозяйст­венного общения. Внутриэкономические отноше­ния были первичными, международные - вторич­ными. Голландия XVIII в. или Англия XIX в. были не только лидерами экономического прогресса, но и образцамидля подражания для остальных европейских стран. В XX в. такая роль перешла к США. Однако по мере формирования наднацио­нальных финансовых и прочих рынков и произ­водственно-сбытовых структур всемирные эко­номические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже очень крупных и весьма могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к ре­алиям глобальной экономики.

В последние десятилетия глобальные экономические процессы шаг за шагом все более доминируют, оттесняя на обочину национальные экономики, как бы растворяя их в гигантском хозяйственном организме планетарных масштабов. Мировое хозяйство постепенно становится сильнее и значимее национальных хозяйств.

Глобальное экономическое пространство пре­вращается в единое поле для деловых игр крупно­го бизнеса, когда география размещения произ­водительных сил, отраслевая структура инвести­ций, производства и сбыта определяются такими субъектами хозяйственной жизни с учетом гло­бальной конъюнктуры, а экономические подъе­мы и спады приобретают всемирные масштабы. Глобальная ориентация ТНК, ТНБ и других веду­щих хозяйствующих субъектов закономерно уменьшает для них значение национальных эко­номик. Как тех, где базируются ихштаб-кварти­ры, так и тех, где действуют их многочисленные филиалы. Центр тяжести их предприниматель­ской стратегии перемещается с национального на наднациональный уровень.

Конечно, остаются мириады средних и малых предприятий, ориентирующихся прежде всего (хотя и не целиком) на национальные и даже ло­кальные рынки. Но экономическую погоду в на­ше время делают не они, а генералы большого бизнеса. Рядовые же многомиллионной армии микроэкономических субъектов хозяйственных отношений чутко прислушиваются к тому, как меняются котировки акций "голубых фишек" на фондовых биржах Нью-Йорка, Франкфурта или Токио, как ведут себя мировые цены нефти, пше­ницы или золота, какие тенденции проявляет курс доллара, евро или иены. Подобно тому, как каждый из нас прислушивается к метеосводкам и прогнозам погоды, которую мы не можем ни из­менить, ни игнорировать и вынуждены лишь при­спосабливаться к ней.

В-третьих, глобализация объективно ведет к размыванию иобесценению регулирующих функ­ций национального государства, которое уже не может, как прежде, защищать национальную экономику от нежелательных внешнеэкономиче­ских воздействий. Оно тем более не в состоянии регулировать те экономические, социальные и культурные процессы, которые выплеснулись за пределы национальных границ, обрели самостоя­тельность, становятся неуправляемыми. Между­народные экономические процессы перерастают из межстрановых, более или менее эффективно регулировавшихся в одностороннем, дву- или многостороннем порядке национальными госу­дарствами, во внестрановые, то есть глобальные, почти или совсем не поддающиеся государствен­ному регулированию.

Национальные государства все более теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического ре­гулирования, как импортные барьеры и экспорт­ные субсидии, курс национальной валюты и ставка рефинансирования центрального банка. В услови­ях все более нарастающей взаимозависимости на­циональных хозяйств правительства вынуждены пользоваться этими рычагами с оглядкой на дру­гие государства, интересы которых могут быть при этом задеты. Кроме того, приходится считать­ся и с поведением влиятельных негосударственных субъектов международных экономических отно­шений - ТНК, транснациональных банков (ТНБ), международных инвестиционных фондов, кото­рые своими ответными действиями могут свести на нет ожидаемый эффект от предпринимаемых мер либо даже использовать их во вред данной стране.

Во второй половине прошлого столетия перед человечеством встала беспрецедентная задача – найти новые механизмырегулирования глобаль­ной экономики. Начался болезненный процесс трансформации существовавшей тысячелетия на­ционально-государственной формы организа­ции жизни человечества в некую новую ее фор­му. Поиски новых механизмов регулирования идут и в рамках Организации Объединенных На­ций с ее разветвленной системой экономических органов, и в Международном валютном фонде, и во Всемирном банке, и в ВТО. Выдвигаются раз­личные проекты более мощных глобальных ре­гулирующих структур вплоть до создания Все­мирного правительства. Все сказанное, конечно, не означает, что национальное государство как регулирующий механизм внутристрановых и международных отношений отжило свой век. Оно сохранится еще неопределенно долго, но уже не в роли всевластного и суверенного вер­шителя судеб своей национальной экономики, а в качестве одного из звеньев все более усложня­ющегося многоярусного механизма.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство)








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 781;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.