V. Миф назидательный

Чужая сказка

 

Вдоль чешской дороги стоят рядом одиннадцать простых деревянных крестов. Они поставлены там, по преданию, в память расстрелянного свадебного поезда. Дело было так: девушка вылечила раненного охотника и обещала стать его женой. Но изменила данному слову: собралась замуж за другого. Охотник не пощадил свою спасительницу: спрятавшись в лесу у дороги, он застрелил молодых после венчания, перебил восьмерых их родственников, а одиннадцатую пулю послал себе в сердце.

 

Когда я рассказала Ларисе эту легенду, мы обе уже знали, что она может быть только «чужой сказкой». Смерть, истребление рода разомкнут божественный хоровод. На «мертвый» миф некому будет смотреть из будущего. Никто в него не вдохнет жизнь.

Собственно, некому будет создать этот миф. Потому что связь жизни с мифологией – обратная причинно-следственной. Эта связь определяет зависимость прошлого от настоящего, а не наоборот.

Не бывает четко прописанного сценария и его реализации. Однако человек нуждается в сценарной интерпретации мифа, меняющейся в зависимости от жизненного опыта. Диапазон возможностей человека постепенно вскрывает в мифе соразмерный диапазон архетипических моделей. Узнавание происходит, как правило, постфактум, поэтому рискованно пророчить. Но обратить человека к мифологии – этнической ли, семейной – полезно: взгляд в вечное поможет организовать хаос настоящего в направлении будущего.

«Я почувствовала, как тени моих предков обступили меня почти осязаемым хранительным кругом, спасая от беспомощности перед лицом разразившейся беды», – написала мне Лариса после завершения наших с ней встреч.

 

Каждому из нас кажется, что он идет по целине. Но часто «новая стежка» пролегает уже по чьим-то следам, заметенным временем. Нанесены они или нет на карту семейных преданий, главное, чтобы путь, который мы выбираем, вел нас правильно, то есть к себе подлинному, к себе самому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемый читатель! Тем, что вами здесь прочитано, не исчерпываются ни теория, ни методы, ни область применения на практике социальной психологии личности. И в списке литературы вы найдете учебники и монографии, способные расширить представление о предмете.

Я же ставила себе главной целью распахнуть академическую мантию, в которую облачают Психологию многие учебники, чтобы показать ее роскошные карнавальные костюмы, под которыми всегда замирает и бьется живое сердце самой загадочной из наук. Если вы все это увидели, считайте, что Психология раскрыла вам объятия.

Дело в том, что личность – не «предмет такой-то дисциплины», это – вы, неповторимый! Вы сегодняшний, вы завтрашний… А «социальная психология личности» не набор абстрактных терминов! Это ваши любовь и неприязнь, размолвки и примирения, ваши обольщения и разочарования, вы – всегда среди «чужих» и «своих». Психология – вечное «познай ближнего как самого себя», простите за кентаврическое смешение заповедей.

«Надеюсь, – сказал как-то мой Учитель, профессор МГУ Валерий Викторович Петухов, завершая лекционный курс, – я коснулся вопросов, которые будут теперь вставать перед вами всю оставшуюся жизнь». И добавил: «Университетское образование ведь тем и отличается от просто высшего, что не отвечает на вопросы, а учит задаваться ими».

Курс психологии в таком молодом университете, как МГИМО(У), – тоже, прежде всего, курс пробуждения любопытства к себе и к внутреннему миру того, с кем встретился взглядом.

Хорошо, если уже в семнадцать лет этому интересу будет придано верное направление. Ведь «юношеский возраст, – пишет Э. Бёрн, – преподносит наибольшее число самоубийств, употребление алкоголя и наркотиков, а также значительное количество психозов. Однако и провал на экзаменах надо принимать всерьез, так как одной такой «метки» порой бывает достаточно, чтобы определить судьбу человека на всю жизнь… В юности человек решает, что он будет делать в своей жизни или, по крайней мере, чем заполнит время до такого решения»129.

Вы выбрали специальность, связанную с человеческим общением. Поэтому психологом станете неизбежно, если Вам суждено добиться профессионального успеха. Но я бы хотела, чтобы университетский курс психологии избавил вас от необходимости заново изобретать велосипед. Я надеюсь также, что познакомила вас с книгами, которые станут вашими неизменными собеседниками, и с «породой» людей (практических психологов), по которым в час сомнений можно прочитать самого себя.

Учась договариваться с людьми, преследуя при этом определенные цели, сверяйте эти цели по камертону своей души: подлинно ли они ваши. Став знатоком «слабых струн» людей и мастером манипуляции, не перехитрили ли вы самого себя? Чтобы показать, как это бывает, я позволю себе привести слова другого моего университетского профессора, Елизаветы Петровны Кучборской, о журналисте Эмиле Блонде из «Шагреневой кожи» Бальзака: «Он был психолог: он умел выбирать себе убеждения и покровителей. Победителем он должен был стать, но нет, нет, не стал! Это огромная ведь бальзаковская тема – побежденные, победители. Сколько людей, принадлежащих к профессии Эмиля Блонде, оказываются в стане побежденных, хотя умеют выбирать убеждения и покровителей! Чего-то им не хватает?».

Понимания себя, верности себе, памяти о себе, юном… Желаю, чтобы вас, уважаемый читатель, сия чаша миновала – не без помощи прослушанного когда-то курса социальной психологии личности!

 


2 Конан Дойл А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. Ростов-на-Дону; Волгоград, 1993. С. 251, 252.

3 Там же. С. 162.

4 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 248-250.

5 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 97-98.

6 Там же.

7 Там же.

8 Янссон Т. Волшебная зима. СПб., 2000. С. 247-248.

9 Раевский С.О. Аналитическая психотерапия…//Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1997. Вып. 2. С.325-326.

10 См. Петухов В.В. Природа и культура. М., 1996.

11 Розанов В.В. Смысл аскетизма. Библиография // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 1990. С. 218-219, 222-223, 326.

12 Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. С. 313-357.

13 Хегай Л. Психология и зло // Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1996. С. 228.

14 Якоби М. Встреча с аналитиком. М., 1996. С. 151.

15 Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М., 1985. С. 308-309.

16 Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни…//Мир психологии. М.; Воронеж, 2001. №2. С.107.

17 Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. С. 98-99.

18 См. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа. М., 1997.

19 Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 5.

20 Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 6.

21 Там же. С. 11.

22 Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 12.

23 Там же. С. 6.

24 Там же.

25 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 73.

26 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 62-63.

27 Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. С. 49.

28 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 71.

29 Платон. Федон. Пир. Федр. СПб., 1997. С. 205.

30 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск. 1998. С. 976-977.

31 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 78-79.

32 Перельман Х. Из книги «Новая риторика…» // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С. 226-227.

33 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 100.

34 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 99.

35 См. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. М., 1997.

36 Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. С. 98-100.

37 См. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

38 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 100.

39 Келли Дж. Психология личности: Теория личных конструктов. СПб., 2000. С. 18.

40 Там же. С. 26.

41 Хрестоматия по истории философии: От Лао-Цзы до Фейербаха. М., 1998. С. 99.

42 Келли Дж. Психология личности. С. 35-36.

43 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 102.

44 Хегай Л. Глубинная психология: На краю сцены // Дж. Хендерсон. Психологический анализ культурных установок. М., 1997.

С. 193.

45 Платон. Федон. Пир. Федр. СПб., 1997. С. 149-160.

46 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 90, 92.

47 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.; М., 1997. С. 173.

48 Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996. С. 255.

49 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 58.

50 Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев; М., 1997. С. 111.

51 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 48.

52 Самуэлс Э. Указ. соч. С. 65.

53 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 88.

54 Нолл Р. Арийский Христос: тайная жизнь Карла Юнга. М., 1998.

55 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 206.

56 Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1998. С. 45.

57 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 89.

58 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное… С. 43.

59 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 144-145.

60 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 296.

61 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 100-101.

62 Там же. С. 104.

63 Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. С. 45.

 

64 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 76-77.

65 Юнг К.Г. Душа и миф. С. 118-119.

66 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 115.

67 Там же. С. 116.

68 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 158.

69 Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. С. 52.

70 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 254.

71 Юнг К.Г. Душа и миф. С.228.

72 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С.149.

73 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 161.

74 Там же. С. 164.

75 Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика Христианства // В.В. Розанов. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 31.

76 Самуэлс Э. Указ. соч. С. 341.

77 Там же. С. 336.

78 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 309.

79 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 165.

80 Там же. С. 88-89.

81 Юнг К.Г. Психология бессознательного.

82 Сосинский В.Б. Неопубликованные воспоминания //

Архив автора.

83 Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. Т.4. М., 1994. С. 485.

84 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 280.

85 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 173.

86 Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.

М.,1996. С. 87.

87 Там же. С. 94.

88 Юнг К.Г. Структура психики… С. 102.

89 Там же. С. 92.

90 Там же. С. 95.

91 Юнг К.Г. Структура психики. С. 94.

92 Там же. С. 100.

93 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 299.

94 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 188.

95 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 241.

96 Там же. С. 219.

97 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 184.

98 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 139.

99 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 233.

100 Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., 1997. С. 361.

101 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 234.

102 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 223.

103 Там же. С. 217.

104 Юнг К.Г. Божественный ребенок. С. 366.

105 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1996. С. 213.

106 Там же. С. 178.

107 Там же. С. 317.

108 Бёрн Э. Указ. соч. С. 353.

109 Самуэлс Э. Указ. соч. С. 33.

110 Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1999. С. 131.

111 Берн Э. Указ. соч. С. 357.

112 Там же. С. 335.

113 Бёрн Э. Указ. соч. С. 207.

114 Там же. С. 240.

115 Там же. С. 305.

116 Бёрн Э. Указ. соч. С. 209.

117 Там же. С. 205.

118 Бёрн Э. Указ. соч. С. 219.

119 Там же. С. 241.

120 Там же. С. 276.

121 Там же. С. 185.

122 Бёрн Э. Указ. соч. С. 193.

123 Бёрн Э. Указ. соч. С. 349.

124 Кибела – древнегреческая богиня плодородия, требовавшая, в отличие от благостной Деметры, кровавых жертвоприношений и полного самоотречения служителей ее оргиастического культа.

125 Афродита – древнегреческая богиня прелести и любовных чар, мать Влечения (Эрота) и Гармонии.

126 Геката – древнегреческая богиня колдовства. Змееволосая покровительница покинутых возлюбленных. По некоторым источникам, мать Медеи. Отождествлялась с римской «богиней трех дорог» – распутья – Тривией.

127 Слово образовано мной от имени Гекаты и эриний – древнегреческих богинь безумной мести, хранительниц архаичного материнского права.

128 Гера – сестра-супруга Зевса, верховного бога-олимпийца в древнегреческой мифологии. Покровительница брака и рождения законных детей. Требовала супружеской верности, противостоя воле Зевса.

129 Бёрн Э. Указ. соч. С. 259, 270.

 








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 477;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.