Коммерческий арбитраж
Коммерческий арбитраж представляет собой третейский суд, избранный сторонами договора для разрешения спора.
Первый арбитражный закон был принят в Англии в 1698 г. Позднее, во Франции, положения об арбитраже были предусмотрены в ст. 1494 французского Гражданского кодекса Наполеона 1804 г.
К началу XX в. государственная арбитражно-нормативная практика пошла по двум направлениям: некоторые страны принимали специальные законы об арбитраже, другие отводили разделы об арбитраже в гражданско-процессуальных и гражданских кодексах. Специальные законы существовали, например, в США, где действовал федеральный закон об арбитраже 1925 г.; в Англии с 1889 по 1950 г. было принято шесть законов об арбитраже; в Швеции действовали законы 1887 и 1929 гг.; в Финляндии — закон об арбитраже 1928 гВопросы об арбитраже в разные годы предусматривались в законодательстве кантонов Швейцарии.
В 1899 г. на основании Гаагских конвенций об учреждении Гаагского постоянного третейского суда 1899 и 1907 гг., в которых участвуют около 90 государств, в том числе с 7 марта 1955 г. — Россия в порядке правопреемства, был учрежден Постоянный третейский суд, осуществляющий коммерческое третейское производство на основе факультативных правил Постоянного третейского суда о разрешении споров между двумя сторонами, из которых только одна сторона является государством (Правила, принятые в 1993 г., заменили прежние правила 1962 г.).
Различия национальных арбитражных законов и процедур не могли не сказаться отрицательно на международной коммерческой деятельности, в связи с чем, начиная с середины прошлого столетия, государства стремились разрешить эту проблему за счет унификации арбитражного регулирования на основе принятия многосторонних международных конвенций и иных международных документов по вопросу международного коммерческого арбитража.
Международное сообщество постаралось разрешить возникшие проблемы путем принятия: Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (участниками на конец 2002 г. являются 116 государств) и Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965 г., которую Россия подписала, но на настоящий момент еще не ратифицировала.
Важным обстоятельством, влияющим на возможность арбитражного разрешения споров, является унификация срока исковой давности, применяемого в договорах о международной купле-продаже товаров.
В 1974 г. была заключена Нью-Йоркская Конвенция об исковой давности в международной купле- продаже товаров, в которой установлен единый для всех договоров международной купли-продажи срок исковой давности — четыре года. Указанный срок начинается со дня, когда имело место нарушение договора, а в отношении дефекта или иного несоответствия товара условиям договора — со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара. В Конвенции также установлены правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления, а также вводится общее ограничение срока исковой давности —10 лет и предусматриваются последствия его истечения. В случае если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности, исковое заявление не подлежит признанию и рассмотрению в суде.
Весьма значительную роль в унификации регулирования этой проблемы сыграла Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой установлены общие принципы признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, а также перечень обстоятельств, когда в признании и приведении в исполнение таких решений компетентным судом может быть отказано.
В современной международной практике принято передавать дела для рассмотрения в два основных вида арбитража: постоянно действующий(или институционный) и арбитраж ad hoc, созываемый для конкретного спора.
Институционный арбитраж предполагает наличие утвержденного регламента и административного обеспечения и благодаря постоянной деятельности арбитража, привлекаемых на предыдущих делах арбитров и принятых ими ранее решений стороны могут до соглашения об арбитражной оговорке иметь более или менее ясное суждение о приемлемости того или иного суда.
Арбитражный процесс напоминает судебный, а арбитры — судей. Последние избираются из ведущих профессионалов в своей области, образующих в судебном заседании коллегию, которая создается временно для разрешения конкретного спора и прекращает свое существование после вынесения решения.
Арбитраж ad hoc отличается от институционного арбитража прежде всего большей приспособленностью к рассмотрению конкретного спора. Как правило, он менее продолжителен, административные расходы минимизированы, поскольку основные затраты составляют гонорары арбитров, и стороны имеют возможность самостоятельно избрать процессуальные правила.
В отличие от суда общей юрисдикции обращение к третейскому суду происходит на основании соглашения сторон. Такое соглашение может быть включено в договор в качестве так называемой арбитражной оговорки, в которой стороны устанавливают, как и где будет разрешаться возможный спор и, если необходимо, каков порядок назначения арбитра. Как правило, стороны стремятся сформулировать арбитражную оговорку максимально широко, чтобы охватить все возможные категории споров, которые могут возникнуть из договора. Например: «Любой спор, разногласие или требование, вытекающие из настоящего контракта или связанные с ним или касающиеся его нарушения, прекращения или недействительности, подлежат окончательному разрешению арбитражем».
Результатом арбитражного рассмотрения конкретного спора является решение, обязательное и окончательное для сторон, которые должны исполнить его добровольно. Считается, что около 90% арбитражных решений именно так и исполняются. Вместе с тем проблема исполнения решений арбитражных судов продолжает оставаться одной из существенных проблем международного коммерческого оборота.
Арбитражное законодательство России. За исключением некоторых нормативных актов, например указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей»; от 9 октября 1980 г., которым было утверждено Положение о Морской арбитражной комиссии, и от 14 декабря 1987 г., которым было утверждено Положение об Арбитражном суде при Торгово-промышленной палате СССР (ныне Международная комиссия Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ), законодательство Советского Союза практически не рассматривало вопросы международного коммерческого арбитража. Однако СССР являлся участником целого ряда международных договоров, как многосторонних, так и двусторонних, регламентировавших международно-правовое регулирование арбитража (например, Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Женевская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г. (в рамках Совета экономической взаимопомощи). Кроме того, с некоторыми странами вопросы о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений включались в двусторонние торговые соглашения (например: Общие условия поставок товаров Совета экономической взаимопомощи 1968, 1988 гг. (гл. XIV «Арбитраж»), Общие условия поставок товаров СССР — КНР 1990 г. (гл. XIII «Арбитраж») и Общие условия поставок товаров СССР — КНДР 1981 г. (гл. XVII «Арбитраж»); Соглашение между СССР и Швецией в форме обмена письмами от 7 апреля 1976 г. относительно признания и исполнения арбитражных решений и о порядке составления списка суперарбитров и кандидатов в суперарбитры, эта договоренность была подтверждена Межправительственным протоколом России и Швеции от 29 сентября 1993 г.).
После прекращения существования СССР в России постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. было утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, в котором, в частности, предусматривалось право создавать третейские суды для разрешения внутренних и международных споров при торговых палатах, ассоциациях, биржах и иных организациях. Тем самым был положен конец монополии на разрешение международных коммерческих споров, которая принадлежала только двум арбитражным судам (теперь это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ). Законом РФ от 7 июля 1993 г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» были утверждены новые положения о Международном коммерческом арбитражном суде и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. Закон составлен на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. С участием Российской Федерации было заключено многостороннее региональное Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ).
Положения Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» создают явно привилегированное положение Международного коммерческого арбитражного суда и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ по сравнению с другими арбитражными судами РФ, наделяя их практически монопольным правом рассмотрения международных коммерческих споров.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 850;