Лекция 2.1. Государства Древнего Востока
План лекции:
1. Становление и развитие государственности в странах Древнего Востока.
2. Древнее Двуречье.
3. Древний Египет.
4.Древний Египет.
Понятие «Древний Восток» в исторической науке традиционно используется для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а так же северной и северо-восточной Африки. Именно на Востоке сформировались государства, мировые религии, право.
Одним из аспектов изучения истории этих государств является проблема взаимодействия общества и природы в условиях высокой зависимости человека от окружающей среды. Очень важна и проблема причинно-следственных связей, приведших к возникновению государства и права.
Самыми благоприятными для обитания человека явились долины Нила, Евфрата, Янцзы, Хуанхэ, Инда и Ганга. В этих областях раньше, чем в других регионах получила развитие система земледелия, основанная на ирригации и характеризующаяся устойчивыми урожаями. В связи с этим здесь появился прибавочный продукт, что привело к разложению первобытнообщинного строя и зарождению стратифицированного общества и государства.
Общественное и государственно-правовое развитие государств Древнего Востока имеет свою специфику, прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанное на натуральном хозяйстве, а потому замкнутой в себе как экономически, так и политически. Восточная община повлияла на развитие государственного хозяйства и определила характер политической власти в этих обществах. Консервация общинных структур сдерживала развитие частной собственности на землю, поэтому в восточных обществах долго преобладали полупатриархальные формы эксплуатации, прежде всего посредством внеэкономического принуждения в интересах правителя, жречества, родоплеменной верхушки. Удельный вес труда рабов был невелик, но постоянно возрастал. Становились более разнообразными формы эксплуатации свободных и покоренных племен.
Протогосударства образовались в древневосточных цивилизациях (в Древней Месопотамии, В Древнем Египте, в Древней Индии и Китае) в процессе разложения родовой общины, разделения труда, усложнения управленческих функций. Лица, осуществляющие управление, превратились в сословие знати, стоящей над рядовыми общинниками. Первоначально государственные структуры складывались на основе отдельных племен, либо племенных союзов и в их территориальных границах. Возглавлялись они нередко потомками племенных вождей. В результате завоеваний мелкие государства превращались в большие, относительно централизованные. Сельская община в таких государствах оказывала огромное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Община была непосредственным владельцем земли. Её собственнические права на землю определялись наличием собственно общинных земель и правом контроля над земельными наделами общинников. Но государство при этом являлось верховным собственником земли и получало с общинников ренту – налог.
На Востоке отсутствовали четкие социально-классовые границы, а социально-правовой статус индивида не всегда совпадал с его социально экономическим положением. Тем не менее, можно выделить три основных социальных слоя: 1) господствующие верхи, куда входили светская и духовная аристократия, верхушка армии, состоятельные группы земледельческих общин; 2) свободные мелкие производители – крестьяне и ремесленники, добывающие хлеб своим трудом; 3) различные категории лиц, лишенных средств производства, к которым относились и рабы.
Раннее государство является более развитой политико-административной структурой и отличается от протогосударств более обширной территорией, заселенной людьми, принадлежащими к различным родам и племенам. Также, в ранних государствах существует иерархическая, сложная система администрации, которая делится, как правило, на три уровня: центральный, региональный и местный.
На центральном уровне уже существует специализация функций управления (контроль за ремесленным производством, военная деятельность, руководство аппаратом управления, забота об общественных храмах). На среднем уровне специализация функционирует слабее, а на низшем, – как правило, отсутствует. Главное значение на низшем уровне приобретает функция организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб, сооружение храмов, усыпальниц монархов, строительство общественных дорог, оборонительных стен). Все эти работы являлись обязанностью крестьян-общинников, которые работали на них в свободное от сельскохозяйственных работ время. При этом, они не рассматривали эти функции как принудительные отработки, они считались почетными и престижными.
В ходе этих работ возрастал авторитет глав общин, которые являлись главными организаторами общественных работ.
В раннем государстве произошло возникновение религиозной идеологии, которая воздействует на общественное сознание. Господство предполагает существование идеологической системы. Правитель предстает в глазах современников или в качестве сына бога (сын бога солнца Ра, в Египте), или самого бога.
В ранних государствах люди считали, что правитель наделен определенными сверхчеловеческими способностями, и все течение природной и социальной жизни подчинено его влиянию. Правитель может вызвать дождь, останавливать бурю, делать животных более плодовитыми, а урожай более обильным. Выполнение этих обязанностей считалось главной его задачей, и от того, насколько успешно он с ней справлялся, зависела продолжительность его царствования.
Таким образом, обеспечение религиозного благополучия имело важное значение для нормального функционирования раннего государства, создавало психологически комфортные условия для непосредственных производителей. За выполнение сакральных обязанностей подданные брали на себя расходы по содержанию правителя и его окружения, снабжали продуктами питания, одеждой, строили храмы и дворцы.
Постепенно складывалась система взаимного обмена услугами, одни обеспечивают покровительство богов, другие – трудятся на процветание общества, третьи – воюют и защищают сложившийся порядок. С появлением развитых форм религии возникли представления, обосновывающие необходимость разделения функций между социальными группами.
В период раннего государства возникли элементы новой формы собственности, а именно, частной собственности, не существующей в протогосударствах.
Причинами возникновения частной собственности являлись: возрастание продуктов материального производства, которые превышали общественные потребности. Излишки появились как в результате совершенствования форм хозяйствования (путем увеличения пахотных угодий, повышения урожайности), совершенствования ремесленного производства, так и в результате военных действий (захватывают военнопленных, которых обращают в рабов, поступление дани с покоренных племен). Материальные излишки и рабочая сила постепенно становились товаром, образовался рынок, где обращались товары и услуги, а следовательно возникла необходимость в деньгах, как в средстве общего эквивалента. Появление частной собственности не привело к дальнейшей эволюции общества и означало перерастание раннего государства в развитое. В этот период развития государственности появляются новые институты: 1) система принуждения и институционализированного закона; 2) дальнейшее развитие частнособственнических отношений.
В протогосударстве власть лидера опиралась на его престиж и авторитет. Элементы принуждения и насилия, а также закон еще отсутствовали, хотя постепенно все это вызревало. Сакрализация правителя постепенно способствовала его авторитету и содержала в себе потенцию принуждения, поскольку её носитель, наделенный священным могуществом, обладал правом на действия, которым его подданные не могли противостоять. Первоначально принуждение применялось в связи с военной функцией государства.
Появление внутри страны пленных, которых обратили в рабов (вначале коллективных, позже – частных) означало перенесение принуждения и насилия внутрь общества. При этом институционализация принуждения объективно ускорялась и, в силу того, что раннее рабовладение имело коллективные формы, при этом, первым господином рабов являлось государство в целом.
Поэтому, практика принуждения и насилия породила единообразный и общеобязательный регламент. Именно таким образом, (хотя и с вариантами), проходил процесс возвышения развитого государства.
Становление и окончательное оформление власти-собственности означало важный шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической власти.
Мощная централизованная структура управления складывалась на протяжении тысячелетий. Привычная административно-распределительная форма отношений полностью подавляла частную собственность и рынок. Власть на востоке была первична, а отношения частной собственности, необходимые для регулирования хозяйства – вторичными.
С теоретической точки зрения, частная собственность представляла опасность для функционирования командно-административной системы, так как избыточный продукт попадал непосредственно в руки частных собственников, минуя стадию перераспределения государственными структурами. И правящие верхи были не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников. Но частно-собственнические отношения и рынок были поставлены под строгий контроль государства.
Коллективные формы ведения хозяйства, практикуемые в древневосточных обществах на протяжении многих предшествующих тысячелетий, превратили в аксиому общественного сознания представление о том, что собственность принадлежит всем одновременно и никому конкретно. Постепенное, шедшее с нарастающей интенсивностью делегирование верховной власти в руки сакрализованного правителя, о котором шла речь в предыдущих разделах, сопровождалось одновременным делегированием ему и функций верховного собственника.
Процесс деперсонализации верховной власти имел одним из своих важнейших следствий оформление институтов господствующей формы собственности, каковой являлась собственность государственная. Конечным результатом действия указанных тенденций явилось возникновение специфического феномена, составляющего квалифицирующий признак всех общественно-политических отношений на Востоке, - так называемого феномена власти-собственности, две составные части которого (власть и собственность) слиты в нерасчленяемое единство. При этом следует со всей определенностью подчеркнуть, что в указанном единстве, рассматриваемом как с сущностной, так и с генетической точки зрения, неоспоримый приоритет принадлежал именно власти, а собственность всегда квалифицировалась как нечто вторичное и производное от нее. Реальные права собственности возникали из функций власти; принадлежность к власти превращала индивида в собственника; объем реальных собственнических прав в принципе соответствовал номинальному объему власти.
Становление и окончательное оформление феномена власти-собственности (в том числе феномена верховной власти – верховной собственности) означало важнейший шаг в институционализации государственного устройства древневосточного общества в форме деспотической административно-командной системы. И пока оставалась незыблемой вызвавшая ее к жизни социально-экономическая и политическая основа, эта система, наделенная высокой степенью относительной самостоятельностью, обладала большими регенерационными возможностями, способностями к бесконечному воспроизводству самой себя в практически неизменных, поистине клонированных формах.
С теоретической точки зрения развитие институтов частной собственности, с особой силой проявившееся в эпоху развитого государства, представляло собой потенциальную опасность для устоев административно-командной системы. Поскольку избыточный продукт, производимый обществом во все возрастающем количестве, попадал в руки частных собственников непосредственно, т.е. минуя стадию его перераспределения централизованными государственными структурами, это угрожало целостности всей общественно-политической системы. Вместе с тем, административно-командная система была не в состоянии не допустить концентрации богатств в руках частных собственников, поскольку развитие приватизационных процессов было вызвано к жизни всем ходом предшествующего общественного развития.
Единственно возможной ответной реакцией системы на объективно складывающуюся ситуацию было стремление поставить под строгий контроль развитие частной собственности,. максимально ограничить сферу действия рынка товаров и услуг. Подобная реакция превратилась в последствии в. государственную политику, конечной целью которой была нейтрализация дезинтегрирующих тенденций, стабилизация всей общественно-политической системы, базирующейся на феномене власти-собственности. Отныне и навсегда было определено положение частной собственности по отношению к собственности государственной – положение второстепенное, подчиненное и зависимое.
Дальнейшая активизация приватизационных процессов, о которых шла речь ранее, с неизбежностью коснулась и отношений рабовладения, - наряду с господствующими коллективными его формами возникли и укрепились частнособственнические формы. Кроме того, с течением времени рабы перестали быть единственными объектами воздействия институтов принуждения и насилия, - количество таких объектов стало стремительно возрастать за счет представителей гомогенного населения, то есть тех соплеменников, которые по различным причинам «заслужили» применения против них мер государственного воздействия. Уже достаточно хорошо апробированные на «чужаках», эти меры оказались тем более эффективными в борьбе против «своих» правонарушителей и преступников, начиная от внешне добропорядочных должностных лиц, уклонившихся – от выполнения распоряжений вышестоящих властей, и кончая потерявшими человеческий облик насильниками и убийцами. Разумеется, и все возраставшее разнообразие морально осуждаемых действий, и рост числа субъектов подобных антисоциальных проявлений неизбежно вели к определенной дезинтеграции институтов принуждения и насилия, - дезинтеграции, проявившейся как в изменении их восприятия общественным сознанием, так и в реальном функционировании соответствующих государственных механизмов. Однако, можно со всей определенностью утверждать, что вплоть до самых заключительных этапов истории древневосточных государств, институты принуждения и насилия, действовавшие в них, отличались гораздо более высокой степенью централизованной регламентации, чем это было свойственно античным европейским государствам средиземноморского региона.
Традиционализм, консервативная стабильность определили дальнейшее развитие стран этого региона не по линейно-прогрессивному направлению, а по циклической траектории, когда изменения затрагивали преимущественно лишь количественные параметры, тогда как сущностные характеристики всей системы в своей основе оставались практически неизменными. Впрочем, было бы неправильно говорить о полной стагнации древневосточных обществ, и отрицать какие бы то ни было происходившие в них перемены. Следует только иметь в виду, что сложившаяся система тщательно отбирала, умело адаптировала и оптимально использовала исключительно лишь те новшества, которые ее еще более укрепляли и стабилизировали. Те же новые веяния, которые грозили ослабить централизацию, поколебать всесилие верховной власти, подорвать систему религиозно-идеологических ценностей, стимулировать местный сепаратизм, активизировать индивидуалистические устремления подданных, - все эти и подобные им тенденции максимально энергично подавлялись всей мощью государственной машины, всей силой составлявших ее политико-правовых (в первую очередь, карательных) механизмов.
Древнее Двуречье. Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тыс. до н. э. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. чел. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры, от этого народа происходит название государства Шумер, история которого насчитывает семь веков. Шумер был не единым государством, на его территории находились такие города как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду, население которых достигало нескольких тысяч человек. Источники дают сведения о довольно ранних отношениях шумеров с пастушескими семитскими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. Север Двуречья населяли семиты (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства. Постепенно правитель Аккада Саргон (по кличке Древний) завоевал всю территорию Шумера и создал мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти сто лет. Саргон принял титул «царь Шумера и Аккада», «царь четырех стран света». Саргон совершал успешные походы в Сирию, в районы гор Тавра и победил царя соседнего государства Элам. Им было создано первое в истории постоянное войско, состоявшее из 5400 чел. Это было хорошо обученное профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя.
При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.
Около II тысячелетия до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они одержали победу над Шумеро-Аккадским царством и основали новую династию Ура, объединившую Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, который имел удобное географическое положение. Вавилон затмил все остальные горда страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. С конца XIX в. до н.э. наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 гг.), которое составило особую эпоху в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилон в огромное государство-империю, состоящее из большой территории от Персидского залива до Сирии. Вавилон часто подвергался нашествию горных племен, разрушался, как птица Феникс вновь восставал из пепла. После смерти царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. Древневавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Вавилоном около 400 лет.
Новый подъем Вавилона приходится на VII-VI вв. до н.э. – период Ново-Вавилонского царства. В этот период происходит рост крупного землевладения, ремесла, торговли, строились грандиозные храмы, оборонительные и ирригационные сооружения. В III в. до н.э. после смерти Навуходоносора Вавилон фактически прекращает свое существование, поскольку он был завоеван персидским царем Киром.
Как в любом рабовладельческом государстве, в Древнем Вавилоне общество делилось прежде всего на свободных и рабов.
Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение.
Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба, - половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Поймавший же раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Власть господина над рабом не ограничивалась. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
Свободное население Вавилона, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане («авилум» - человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.
Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывавшего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. В случае смерти заложника по причине жестокого обращения с ним кредитора последний нес ответственность как за смерть свободного. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы.
Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
Земельные наделы и скот, пожалованные воинам (имущество илку), не могли отниматься у них за долги. Кредитор мог забрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь. Человек, выступивший в поход вместо воина, получал его земельный надел.
Полноправным гражданам противопоставлялись «мушкенумы» (покорные). Вопрос о мушкенумах в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. По одной из версий, «мушкенумы» - это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.
Так, членовредительство, нанесенное «авилуму», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, 30-кратный штраф.
Наряду с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.
Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.
Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства, во главе них стоял «энси» (возглавляющий род). Энси называли самостоятельного владыку, правившего каким-либо городом с ближайшей округой. Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества. В случаях, если его власть выходила за рамки локальной местности, правителю присваивался титул «лугаля» (большого человека). Так обычно называли царей. Глава государства одновременно возглавлял местный религиозный культ, руководил ирригационными и другими общественными работами, командовал войском. Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения. Они также обладали законодательными, финансовыми и судебными функциями.
Со временем власть правителей приобретала наследственный характер, административный аппарат и сам царь стали олицетворять единство обширных территорий. Возникает новый вид правителя – лугаль, власть которого не ограничивалась общинными органами. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, якобы ниспосланной богами царям. Наибольшей концентрации царская власть достигла в Древнем Вавилоне.
При Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регламентировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, рассылались гонцы с приказами и документами во все концы государства.
Сын Урнамму Шульга (2093-2046 гг. до н. э.) добился своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Шульга издал законы, свидетельствующие о существовании разработанной судебной системы. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. В отличие от более поздних законов Хаммурапи, Шульга не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных нам правовых актов.
При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений большой протяженности. Однако и внутреннее положение государства было непрочным. Храмовое хозяйство требовало огромного количества работников, которые постепенно лишались прав свободных членов общества. Например, один лишь храм богини Баба в Лагаше владел земельной площадью более 4500 га. Армия Ура начала терпеть поражения в войнах с аморейскими племенами и эламитами. В 2003 г. власть III династии Ура была свергнута, последний представитель ее Ибби-Суэн уведен в плен в Элам. Храмы Ура были разграблены, а в самом городе оставлен эламский гарнизон.
Около 1894 г. до н. э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. Начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, в течение многих столетий неуклонно росла.
Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.
Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум). Во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.
Древний Египет. Приблизительно пять тысяч лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, просуществовавшее три тысячелетия. Здесь как и во всей другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем кризиса и упадка.
История Древнеегипетского государства делится на 4 периода: Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до н.э.), Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXII-XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.). некоторые исследователи выделили еще и Позднее царство (VII-VI вв. до н.э.).
Египетское государство возникло в северо-восточной части Африки в долине Нила. Название Египет происходит от слова Айкапта, что означает дворец духа Пта (Птаха), одного из божеств Египта. В долине Нила первоначально образовались два десятка небольших протогосударств – номов. Образование номов происходило в результате объединения нескольких сельских общин для совместного проведения работ по строительству каналов. Для понимания особенности социально-экономической структуры Египта, как и других стран Древнего Востока необходимо учитывать особые условия климата и почвы.
Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил ежегодно разливался в середине июня, выходил из своих берегов. Чтобы использовать этот разлив для орошения пустынных долин, необходима была система плотин и каналов. Это требовало использование огромного количества работников и централизованное руководство работами. Вследствие чего военнопленных стали обращать в рабов. Этот факт объясняет раннее образование государства, длительное сохранение общинной собственности, так как ирригационные сооружения рациональнее было проводить силами общин.
Отсюда же происходит централизм в организации государственной власти и большая роль чиновников и жрецов как организаторов общественных работ.
Номы вели между собой кровопролитные войны. Слабые номы, иногда добровольно, иногда насильственно присоединялись к более сильным номам, что приводит к возникновению двух крупных номов – Верхний Египет и Нижний Египет. Цари Верхнего Египта покоряют Нижний и таким образом образуется единое централизованное государство – Древний Египет, во главе с фараоном. По преданию египетского жреца Манефона первым египетским фараоном был человек по имени Менес (в переводе с древнегреческого языка; по египетски это имя звучит как Мина).
В период раннего царства Египет представляет собой племенной союз. Основную массу населения составляют крестьяне-общинники. В этот период образуется царское храмовое хозяйство, выделяется родовая аристократия. Именно в это время царь Верхнего Египта покоряет Нижний Египет, и образуется единое государство.
В административном плане Египет делится на округа (номы), во главе с номархами. В период Древнего царства сельская община остается основной производственной ячейкой общества, внутри общин происходит имущественное расслоение, широко используется труд рабов, хотя рабство носит патриархальный характер, но существует уже рабский рынок.
Верхушку общества составляла номовая аристократия, которая имела огромные земельные владения, и жречество. Государственная власть формируется в форме «восточной деспотии».
В период Среднего царства власть фараонов приходит в упадок, усиливается родовая аристократия, страна распадается на полузависимые области. Экономический кризис приводит к политическому – и в XVIII в. до н.э. Египет был завоеван племенами гиксосов, которые господствовали 150 лет.
После изгнания гиксосов в Египте начинается Новое царство. В этот период Древний Египет проводит многочисленные войны и превращается в мировую державу. Усиливается власть фараонов, укрепляется система централизованного управления. Вся власть сосредотачивается в руках царских чиновников.
Возрастает роль жрецов, которые становятся независимыми от центральной власти и превращаются в замкнутую касту. Широко применяется труд рабов. К XI в. до н.э. в Египте усиливается борьба между севером и югом, страна распадается на отдельные области, власть фараона становится номинальной.
В период Позднего царства усиливается обнищание свободного населения, структура государственной власти сохраняется прежней, но власть ослабевает. В последующие годы Древний Египет завоевывают персы, Александр Македонский, Римское государство, и Египет с 30-х гг.IV до н.э. – провинция Римского государства.
Термин, общественный строй включает в себя 2 компонента. Первый из них составляют, формы собственности, существующие в данном обществе, второй – социальная структура.
В Египте, как и в других древневосточных государствах, существовала государственная, общинная и частная собственность. Первые две возникли раньше, все виды собственности находились в различных сочетаниях друг с другом.
Социальная структура Древнего Египта отличалась многообразием и качественной разнородностью множества социальных групп. Процесс социального структурирования остался незавершенным, отсутствовали четкие границы, отделявшие одну группировку от другой, имелось множество промежуточных групп. В древнеегипетском обществе более или менее определенно можно выделить три крупные социальные группировки: 1) господствующие верхи; 2) свободные мелкие производители; 3) рабы
Рассмотрим основные группы. К первой группе относились: светская, жреческая, номовая и столичная аристократия; а также военная знать и руководство общин.
Жрецы, чиновники и военная знать составляли верхушку египетского общества. Жрецы распадались на группы в соответствии с множеством культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял жрец, возглавлявший весь жреческий персонал, служивший данному богу. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога. Зачастую жрец храма мог стать правителем государства, но и правитель мог принять жреческий сан.
Большую роль играли писцы, из рядов которых выходили высшие чиновники Египта. Из писцов формировалась также обычно местная служилая знать.
Должности в Египте уже во времена XII династии, т. е. в начале II тысячелетия, были фактически наследственными. Однако принудительного наследственного закрепления граждан за определенными занятиями в это время не было. Группы населения, члены которых наследственно сохраняют свое общественное положение и не могут перейти в другую группу, не существовали в то время в Египте. Историки вообще подвергают сомнению их существование в Египте.
При X династии жречество становится наследственным, а при XVIII династии стало складываться деление населения в целом по его занятиям с наследственным закреплением привилегий и земельных владений за одними, и обязательств по платежу оброка и выполнению физических работ за другими. Особое внимание при этом уделялось воинам, которые были наделены участками земли и получили право обращаться с жалобами непосредственно к царю.
Господствующие верхи обладали правами верховного собственника на землю (феномен власти-собственности, на котором основывалась вся политическая система древневосточных государств). Экономическое могущество этой группы определялось нахождением в его руках земель, рабов, скота, источников водоснабжения. Эти богатства они получали за счет пожалований от фараона, а также за счет военной добычи, изъятия общинной собственности, кредитно-ростовщических операций. Однако, следует отметить что это была не частная собственность и политическая власть принадлежала им до тех пор пока они были структурированы в государственный аппарат.
Таким образом, характерной чертой Древнего Египта являлось то, что правовой статус человека не определялся только социально-экономическим положением. Ни знатность происхождения, ни высокий уровень богатства не являлись критериями принадлежности человека к господствующей группе и не могли быть основаниями для претензий такого человека на государственную должность. Главной целью в реальной жизни было стремление свободных проникнуть во властные структуры, поэтому борьба за должность являлась главным содержанием политического соперничества разных социальных групп. Принадлежность к власти позволяла человеку не только укрепить свое материальное положение, но и сохранить свою собственность от посторонних притязаний.
Ко второй группе относились свободные крестьяне, ремесленники и торговцы. Они обозначаются в источниках термином мереты. Одни из них жили на государственной земле самостоятельными общинами, причем каждый имел свой надел, за пользование которым уплачивал сбор, в казну (рента-налог). Другие были прикреплены к земле, пожалованной царем храму или сановнику и воину. Эти крестьяне платили сборы в пользу государства и отдавали часть урожая своим господам – храмам или частным лицам. Они не вправе были уйти с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков земли при неисправном поступлении оброка. Впоследствии сгон с земли был запрещен и заменен телесными наказаниями.
В эпоху Нового царства многие функции, которыми обладали общины (ирригационные работы, строительство храмов) перешли в руки государства, это привело к разрушению общины как самоуправляемой политической единицы, связанной коллективным землепользованием. Сельские общины превратились в податные единицы, подчиненные царско-храмовому хозяйству. Государство регулярно проводило переписи людей, скота, птицы, мужчин, таким образом, устанавливались размеры налогов, определялись контингенты военнослужащих, распределялась рабочая сила для выполнения общественных работ. Постепенно среди общинников выделяются «неджес» (дословно, маленькие), мелкие частные собственники, а среди них – «сильные неджес» (крупные частные собственники).
Неджес вместе с ремесленниками имеют более высокий статус, продают часть своей продукции на рынке. Правовое положение состоятельных групп изменяется, понятие «дом», раннее обозначавшее родственно-клановую группу подвластных вельможей, членов семьи теперь включает в себя и неджес. Сильные неджес составляют переходный слой от мелких производителей к господствующему классу.
В Древнем Египте в довольно значительном числе существовали свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек каждая, под наблюдением особого управляющего.
Также в Египте находилось постоянно некоторое количество иностранцев. Они, как правило, занимались торговлей и финансовыми операциями, которые получили довольно широкое развитие в период Среднего и особенно Нового царства.
Третью крупную группу в Древнем Египте составляли рабы, в количественном отношении они уступали массе свободных мелких производителей. Рабовладение в Египте носило коллективный характер. Рабы являлись собственностью царя, т. е. государства. Однако, предоставляя земли во владение египетским сановникам и жрецам, царь вместе с землей давал им также некоторое количество государственных рабов. Вместе с тем, рабы не передавались в этом случае в собственность частного лица.
Источником рабства был военный плен. В древнеегипетском языке пленных обозначали специальным термином, который переводится как «убитый живой». Стоимость рабов всегда была очень высокой: в период Нового царства рабыня приравнивалась к стоимости 4-5 коров, малолетняя рабыня была приобретена за 373 г. серебра, что в то время было равным стоимости 25 тонн зерна. Военные походы служили постоянным источником пополнения числа рабов. В период Нового царства египетские воины даже брали с собой на войну кандалы, чтобы заковывать в них военнопленных. Во время похода фараона Аменхотепа II в Переднюю Азию число пленных составило 100 тысяч.
Другим источником рабства являлась самопродажа в рабство несостоятельных должников. Египетский папирус относящийся к Среднему царству сообщает, что в доме одной богатой египтянки трудилось 80 рабов, которые были пивоварами, поварами, ткачами, садовниками; из них 47 были чужаками, а 33 раба являлись по своему происхождению египтянами.
Рабы в Египте имели семью и имущество. Если раб совершал преступление, его заключали в государственную тюрьму. В случае жестокого обращения рабам предоставлялось право искать убежища в храмах и приносить жалобу на своего господина, которая могла повлечь за собой превращение раба в слугу храма, посвященного богам. Рабы в Египте служили в армии (в караульной службе, в военно-строительном деле). Беглых рабов возвращали хозяину за вознаграждение.
Раб, отпущенный на волю, во всем приравнивался к свободным. Особого разряда вольноотпущенных, ограниченных в своих правах по сравнению со свободными, в Египте не было.
Юридическое положение рабов в древневосточных государствах, в целом, и в Египте, в частности, значительно отличалось от их положения в государствах античного мира. В Египте рабы считались бесправными членами семьи, они жили с хозяином под одной крышей, но выполняли самую тяжелую и грязную работу. Неразвитость, незавершенность рабовладельческих отношений позволяет считать систему эксплуатации рабов как патриархальное рабство. Раб еще не был окончательно лишен экономических стимулов к труду, в некоторых случаях его личность и имущество защищалось правом.
В Египте рабовладельческое государство имело форму восточной деспотии, т.е. монархии, в которой власть осуществлялась централизованным бюрократическим аппаратом, подчиненным одному лицу – фараону. Основными признаками восточной деспотии являются: неограниченная наследственная власть монарха; обожествление личности правителя (деспота) и сосредоточение в его руках религиозной власти, строгая централизация и бюрократизация государственного аппарата, тоталитарный контроль за поданными, лишение гражданских и политических прав, монарх считается верховным собственником всей земли.
Сильная центральная власть возникла в Египте очень рано еще в конце IV тысячелетия до н.э. Наивысшего расцвета власть фараона достигает в период Нового царства. Официальная идеология была основана на государственной общеобязательной для всех религии, характеризующей правителя как материализацию бога Солнца на земле. Имя фараона не произносилось вслух, он считался господином вечности, «источником жизни, здоровья и радости сердца». Считалось, что фараоны не умирают, а уходят за горизонт, к судьбе.
Фараон обладал неограниченной политической, экономической, религиозной властью. Все мероприятия в стране и за ее пределами: строительные и ирригационные работы, войны, торговля осуществлялись от его имени, он считался верховным судьей и законодателем, назначал всех высших чиновников, от него зависели урожай, безопасность, земельный фонд, из которого он мог наделять храмы, чиновников, жаловал титулы.
Древние надписи сообщают, что люди падали в обморок от волнения, что будут разговаривать с фараоном, а один чиновник умер от счастья.
Как символ величия фараона строились пирамиды. Древнегреческий историк Геродот посетив Египет в V в. до н.э. писал, что пирамиду Хеопса строили 40 лет (20 лет проходили подготовительные работы и 20 лет шло строительство). На строительстве работало постоянно 100 тысяч человек, которые менялись через каждые три месяца.
В сознании древних египтян была укреплена мысль, что фараон обеспечивает их загробное существование , поэтому работая на возведении пирамид и храмов, люди, тем самым обеспечивали и собственное будущее.
Вместе с тем, фараон не мог действовать по личному произволу, прочность его власти зависела от того насколько успешно фараон проводил в жизнь интересы жрецов, аристократической и военной знати, поэтому фараоны старались действовать в соответствии с морально-этическими нормами.
В осуществлении власти фараон опирался на огромную армию чиновников, высшие из которых были сосредоточены в его дворце. Аппарат чиновников возглавлял джати (чати, визирь) .Как правило, это был сын фараона, либо его ближайший родственник. Переход этой должности в руки других знатных семей считался отклонением от нормы и, следовательно, являлся симптомом ослабления центральной власти. Джати соединял в своем лице административную и судебную власть. Он осуществлял контроль над всеми органами управления: распоряжался земельным фондом, контролировал сооружение каналов, организовывал общественные работы, рассматривал все жалобы, поступившие фараону. Значительными были и военные полномочия джати – он контролировал набор армии, командовал флотом. В его подчинении находились руководители региональной и местной администрации.
Важное место среди них занимал главный казначей (хранитель печати). Государственные налоги взимались, в основном, натурой – хлебом, зерном, скотом, слитками металлов, птицей. Казначей заведовал государственными хранилищами, где находились налоговые поступления. В папирусах того времени он именуется заведующим всем тем, что дает Небо, приносит Земля и дает Нил.
Строительство ирригационных и других сооружений, которые производились в порядке выполнения повинностей контролировал начальник работ, он также был царским архитектором и министром общественных работ. Военное ведомство называлось «домом оружия» и возглавлялось чиновником высшей знати: он комплектовал армию, занимался её материальным обеспечением, поддерживал в боевой готовности пограничные крепости.
В Египте очень высоко было развито письменное делопроизводство с множеством секретарей и писцов. Они вели учет всего огромного государственного хозяйства, управляли царскими землями, складами.
Следует отметить, что хотя аппарат чиновников в Египте был многочисленным, но слабо дифференцированным. Это определило существование здесь особых групп лиц названных «послушные призыву». «Послушные призыву» царя – это те, кто мог непосредственно выслушать приказ фараона и отправиться его выполнять. Среди них выделялись «большие послушные призыву царя» - крупные сановники, телохранители царя, вельможи. Они могли совмещать ряд должностей, получая за каждую земельные наделы.
Большие «послушные призыву» возглавляли все высшие ведомства в государстве. Многочисленной была группа работников «белых домов» - центров по переработке, хранению сельскохозяйственной и ремесленной продукции, а также «дома царских сокровищ» - налогового ведомства. Каждая из этих групп не была однородной, в одну могли входить крупные чиновники, в другую – и свободные и рабы, в третью – только рабы.
Местное управление Египетского государства осуществлялось с учетом его делился на 2 округа Верхний (Южный) и Нижний (Северный), каждый из них делиться на номы, которые возникли на базе старых общин. В конце XIV в. до н.э. в Египте было 44 нома.
Во главе 2 округов стояли начальник Юга и начальник Севера, номы управлялись наместниками царя (номархами). Во время кризиса номархи превращались в практически независимых правителей, в период стабильности они являлись объективными чиновниками, при которых обычно состоял секретарь - писец и административная палата. Аналогично осуществлялось управление крупными городами.
Ядро армии составляли профессиональные части, которые формировались из земледельцев и ремесленников. Они находились на полном государственном обеспечении. В период войн осуществлялся набор ополчения численностью до десятков тысяч человек – каждый ном, храмы, частные владельцы выставляли определенное число рекрутов. В составе армии находились и отряды наемников (из Ливии, Нубии, Эфиопии).
Общая численность армии могла достигать 100 тысяч человек в, отдельных походах участвовали от 10 до 30 тысяч воинов. После завоевания Египта гиксосами в составе египетской армии появились боевые колесницы и конницы, а также сильный флот.
Суд в Древнем Египте был не отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией считался фараон, он мог отменить судебное решение по любому делу, привлечь к ответственности любого чиновника, обладал правом помилования.
В номах судьями являлись номархи, в общине – староста. Непосредственное руководство судебным ведомством осуществлял джати. В Новом царстве ему подчинялась коллегия из 30 судей. В столице находились «Шесть великих домов» - судебное ведомство регулирующее деятельность всех судебных органов. В храмах судьями выступали жрецы. В Древнем Египте были и тюрьмы, которые представляли собой хозяйственные поселения преступников.
Древняя Индия. Цивилизация и вся история Индии – это мир во многом не похожий на ближневосточный.
Самые ранние государства возникли в Северной Индии, в долине Инда в III тысячелетии до н.э. Эта цивилизация называлась Хараппской, по названию урбанистического центра Хараппа. Ее поселения обнаружены на огромной территории, более чем на 1100 км. с севера на юг и более 1600 км. с запада на восток. По подсчету ученых в крупных городах проживало до 100 тысяч человек (Вологдин А.А.). Города строились по заранее разработанному плану, улицы находились параллельно друг другу и пересекались под прямым углом, главные улицы в ширину были до 10 метров. Богатые горожане жили в двух – и даже в трехэтажных домах.
Хараппская цивилизация известна по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро. Археологи обнаружили выстроенные из кирпича дома, дворцы, зернохранилища бассейны соединенные с каналами и рекой – все это свидетельствует о развитии ремесла и высоком уровне градостроительства. Города были центрами торговли и ремесла, но основное население – земледельцы и скотоводы, жили общинами в сельской местности.
Культивировали пшеницу, нескольких сортов, горох, ячмень, рис, занимались садоводством. Одомашнили собаку, кошку, осла, разводили крупный рогатый скот, овец, коз. Население собирало два урожая в год при посадках используя удобрения (Володин А.А.)
Населяли индусские центры европеоиды, очень близкие к населению ближневосточного региона. Города долины Инда были недолговечны, они быстро расцветали и так же быстро, по неизвестной пока причине, пришли в упадок и исчезли с лица земли. Некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индской городской культуры начался задолго до их исчезновения и был связан с ослаблением порядка и администрации (строились и селились где попало) и, возможно, с изменением русла Нила и затоплением городов.
Вопрос о периодизации Индии является спорным, наиболее принятой является следующая хронология Хараппской цивилизации 2500 (2300) – 1800 (1700) гг. до н.э.
В XIX в. до н.э. произошел упадок Хараппской цивилизации. Последние исследования позволяют сделать вывод, что одной из главных причин гибели этой культуры стали эпидемии.
В IX-X вв. до н.э. в долине Ганга появляются другие цивилизации. Из Прикаспия, Причерноморья (возможно из Малой Азии и Закавказья) на территорию Индостана проникают индоарийские племена. Процесс их расселения занял несколько столетий. Термин «арий» означает «благородный». Индоарии стали постепенно осваивать долину этой реки, либо оттесняя, либо ассимилируя отсталые аборигенные племена. Исторический путь индийской цивилизации вплоть до наших дней определили язык и культура ариев. Именно арии с их огромным вниманием к мифологии, к культам обожествления священных текстов выдвинули на первый план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы.
Реконструировать этот период Индийской истории возможно только по текстам вед (веды – от слова ведать) – священных книг, прежде всего Ригведы, политико-экономических трактатов (Законы Ману, Артхашастра) и сказаниях о героях далекого прошлого (Рамаяна, Махабхарта). Этот период истории называют ведийским.
Наука не располагает другими источниками, поэтому этот период истории называли ведийским (или ведическим).
Арии жили в небольших укрепленных поселениях, постепенно в долине Ганга возникли города. Первоначально это были племенные протогосударства во главе во главе с вождями. Ярким показателем имущественного и общественного неравенства явилось появление рабства. Источники рабства: первоначально рабами были военнопленные, затем долговая кабала общинников, рабство носило патриархальный характер.
В I тысячелетии до н.э. на базе отдельных племен и племенных союзов образовались первые государства. Со временем первостепенное значение приобретала Магадха в долине Ганга. Древняя Магадха занимала очень выгодное географическое, стратегическое положение. Государство вело торговлю со многими территориями Индии. Ее древнейшей столицей являлась Радхагриха. При царе Удаине (461-445 гг. до н.э.) столицей государства стала Паталипутра (современная Патна) – крупнейший центр Древней Индии. Затем магадский престол заняла династия Нандов, во время правления которой была создана крупная империя. Государство Нандов подготовило условия для организации крупной империи Маурьев.
Однако, периоды существования сильных централизованных государств были более кратковременные, чем периоды политической раздробленности. Характерной чертой индийского общества является и то, что могущественная центральная власть не востребована обществом. Причина – варно-кастовая система и наличие прочной политически индифферентной общины. Ограничители, которые существовали в этих структурах, определявшие навсегда установленный стереотип человеческого поведения, не требовали дополнительных рычагов воздействия на человека. Даже в период империи Маурьев государственная власть была слабее, чем в других древневосточных государствах.
Особое место в истории Индии занимает Маурийский период (IV-II вв. до н.э.). В 321 г. до н.э. в Индии основывается династия Маурьев, что явилось важным историческим событием в жизни страны. Впервые огромная территория входила в состав объединенного государства. Античные авторы сообщают о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греками, наместниками Александра Македонского.
Победа над греками усилила позиции Чандрагупты и в 314 г. он стал полноправным правителем и основателем Маурийской династии.
Наивысшего расцвета и развития империя достигла во время правления Ашоки – внука Чандрагупты. Наследники Ашоки не смогли сохранить единство и потеряли власть.
Во II в. до н.э. Северная Индия была завоевана греками-бактрийцами, и в конце I в. до н.э. держава Маурьев распалась на десятки небольших княжеств.
В Маурийский период на смену родоплеменному самоуправлению приходит царская власть, передававшаяся по наследству. В отличие от других древневосточных государств власть царя (раджи) не являлась деспотической, принцип сакрализации распространялся не столько на личность царя, сколько на идею царской власти.
При царе был совет – паришад, состоявший из военной и жреческой знати, который имел совещательные функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживающий царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство.
Высшими должностными лицами были главный мантрин, возглавляющий царскую администрацию; сенапати – командующий войсками; пурохита – главный жрец; дхармадьякша – главный авторитет по вопросам судопроизводства, он, также, толковал законы, был астрологом. Большую роль в управлении страной играли осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалование либо деньгами, либо натурой. Кроме того, существовал Тайный совет, состоящий из доверенных лиц. По мере необходимости могло собираться собрание знати и представителей народа – сабха.
Основой государственно – административного деления было село – грама. Следующая территориальная единица – 10 сел, два десятка объединений объединялись в двадцатку, пять двацаток в сотню, десять сотен в тысячу. Во главе всех этих административных округов (кроме грамы) стояли чиновники, которые получали жалование, высшие из них подчинялись царю. Также, вся территория государства Маурьев делилась на наместничества (за исключением Мигадха, которая находилась во владении царя). Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя. Они являлись наблюдателями, но не правителями.
Таким образом, государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости.
Судебные органы в империи Маурьев делились на царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал царь с брахманами и опытными советниками. Право толковать нормы права (дхармы) принадлежало брахманам. В административных единицах начиная с 10 деревень назначались судебные коллегии из 3 человек. Существовали также общинные суды.
Индийская армия во время войн состояла из собственного войска, войска союзников и ополчения племен, подчиненных царю. Источники сообщают, что Чандрагупта в случае войны мог собирать армию до 600 тысяч человек пехоты, 30 тысяч кавалерии, 9 тысяч слонов. Но постоянная армия Магадхи были значительно меньше по численности и состояли в мирное время из наемников; сухопутная армия состояла из четырех основных видов войск: пехоты, кавалерии, колесниц и слонов.
В состав Древнеиндийской империи Маурьев входили также целый ряд полуавтономных образований (гана, сингха) построенных на республиканских принципах управления.
Таким образом, Древнеиндийская цивилизация демонстрировала уникальную самобытность по сравнению с другими древневосточными государствами. Эти цивилизационные особенности проявились как в сфере государства, так и права.
Община (грамма) в Индии отличались особой прочностью. Причина заключалась в более высоком по сравнению с другими древневосточными государствами уровне корпоративного коллективизма. Природные условия Индии также обуславливали устойчивость общины. Такие работы как вырубка джунглей, осушение или орошение земельных площадей не могли успешно проводиться отдельной семьей, даже если эта семья была большой, неразделенной.
Сельская община была неодинаковой в различных частях страны. В наиболее отсталых районах, где не развились еще рабовладельческие отношения, община была родовой с коллективной собственностью на средства производства, коллективным трудом и равным распределением продукта.
В более развитых рабовладельческих государствах земля и источники орошения и водоснабжения находились во владении общины – но коллективной обработки земли уже не было, пахотная земля периодически делилась между семьями полноправных общинников; в неразделенном пользовании оставались пастбища, выгоны и т.д.
Другой основой общины помимо коллективного владения землей было непосредственное соединение земледелия с ремеслом. Почти весь продукт производился для потребления самой общины, а не на продажу. Члены общины ничего не покупали на стороне, для получения ремесленных изделий община содержала за свой счет ремесленников, кузнецов, плотников, горшечников и др. Каждая община была мало связана экономически с другими общинами и с городами, что значительно затрудняло развитие товарно-денежных отношений в стране.
В состав общины входили полноправные члены и чужаки из числа рабынь, наемных работников (кармакаров), должников, рабов. Община платила государству 1/6 часть произведенной продукции и выполняла общественные работы. В нее могли входить целые племена или даже несколько племен, а также касты. Община была не только экономической единицей, но и общественным организмом самостоятельным в политическом отношении. Государственная администрация во внутренние дела общины почти не вмешивалась, община имела свою сельскую администрацию, иногда выборную, иногда наследственную. Государственные повинности, которые выполняла община, налагались не на каждого общинника в отдельности, а на всю общину в целом. Это, в свою очередь, тормозило её разложение. Община иногда имела в коллективной собственности рабов, занятых на различных грязных работах, на ремонте и очистке оросительных сооружений и т.д. Некоторые ремесленники содержавшиеся за счет всей общины также были рабами. Прочность индийской сельской общины была главной причиной, которая мешала развитию рабовладельческих отношений в Индии. Кроме того, существование общины тормозило развитие частной собственности на землю. Поэтому для Индии на протяжении всей рабовладельческой эпохи характерна верховная государственная собственность на землю.
Процесс социального расслоения начался еще в недрах общины. Выдвигались сильные, влиятельные роды, которые концентрировали в своих руках функции управления, жреческие обязанности.
Социальное расслоение в Индии привело не к формированию классов, а к возникновению узких, сословно замкнутых групп (варна). Слово варна переводится как вид, разряд, цвет. Первое упоминание о варнах содержится в самом первом произведении ведической культуре – Ригведе. Согласно ей деление на варны было вечным. Из уст первочеловека Пурушту возникла варна брахманов (жрецы), из его рук варна кшатриев (воинов, правителей), из бедер варна вайшиев (земледельцев, ремесленников), а из ступней самая низшая варна неимущих, неполноправных шудр, слуг.
Первые три варны считались дваждырожденными так как в детстве они проходили обряд посвящения (инициации) и, следовательно, могли читать веды и участвовать в религиозных обрядах, четвертая варна считалась единождырожденной, так как не имела права изучать веды, участвовать в обрядах.
Первую варну составляла жреческая верхушка, им приписывалось божественное происхождение, исключительность. Жрецы – брахманы монополизировали знание священной литературы и образование. Их предназначением являлось изучение и толкование религиозных книг, отправление религиозных обрядов, выработка законов на основе божественных предписаний, участие в управлении и суде.
Личность и имущество брахманов считалось неприкосновенными. Как сообщают древнеиндийские Законы Ману самое тяжкое наказание которое полагалось брахману – это бритье головы, бороды и изгнание.
Очевидно, первые три варны образовали преимущественно завоеватели (арии), а в варну шудр вошла часть покоренного населения. В варну кшатриев входили только завоеватели (арии), но в процессе ассимиляции среди местного населения в нее вошли и местные вожди, главы сильных родовых групп. Название варн вайшьи (вайшии) происходит от слова «виш» - племя, народ, поселение. Это свободное, полноправное, податное население.
Таким образом, в основе первичной трехчленной дифференциации индийского общества лежало разделение труда, причем умственный труд отделялся от физического, материальный от духовного. В этом разделении уже заложено социально-экономическое неравенство, наиболее важным для индийцев было обладание властью и принадлежность к высшим варнам, чем накопление богатства.
Спорным является вопрос о происхождении варны шудр, которые находились вне общины, число этой варны увеличивалось и за счет обедневшей части арийских завоевателей, которые отрабатывая долги, попадали иногда в рабскую зависимость.
В древних источниках права (дхармашастрах) различия между рабами и шудрами иногда проводятся, иногда отсутствуют. В другом древнем источнике (артхашастре) царям рекомендуется приобретать земли, где живут шудры, так как с этих земель модно получать налоги. Следовательно, шудры также являлись податным населением.
Таким образом, неполнокровное положение шудры могло сочетаться с его самостоятельностью. Исследователи считают, что шудры, как ч
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 7786;