Фрейдизм и неофрейдизм.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в небольшом городе Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австрии. Родители Зигмунда были евреями, происходившими из Германии. Его отец имел собственное скромное дело по торговле тканями. После того как бизнес отца пришел в упадок, семья переехала в Вену. К этому моменту в семье Фрейдов было уже восемь детей, и Зигмунд выделялся среди всех прилежностью и страстью к изучению всего нового; родители всецело поддерживали его и старались создать такую атмосферу в доме, которая бы способствовала успешной учёбе сына. Так, если остальные дети занимались при свечах, Зигмунду была выделена керосиновая лампа и даже отдельная комната.

Еще в гимназии Фрейд серьезно увлекся литературой и философией, читал Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Он знал в совершенстве немецкий язык, изучал греческий и латынь, бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.

По окончании гимназии Зигмунд длительное время сомневался относительно будущей профессии - его выбор, впрочем, был достаточно скуден. Вследствие антисемитских настроений в Австрии лица еврейской национальности могли быть либо юристами, либо коммерсантами, либо врачами. Поскольку из всех этих профессий медицина была наиболее близка к естественным наукам, выбор Фрейда пал на медицину. В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета. Выбор этот был явно вынужденным, поскольку к медицине Фрейд не испытывал ни малейшего интереса - впоследствии он неоднократно в этом признавался и писал: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача», а в поздние годы даже говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке», да и вообще настоящим врачом себя никогда не считал.

Из всех дисциплин, изучавшихся на факультете, явное предпочтение он отдавал физиологии. Еще в университете он получил должность стипендиата-исследователя в Институте физиологии под начало Эрнста Брюкке. По воспоминаниям Фрейда, он никогда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лаборатории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга животных. Научная работа полностью захватила Фрейда; он изучал, помимо прочего, детальную структуру животных и растительных тканей и написал несколько статей по анатомии и неврологии. Здесь же Фрейд познакомился с врачом Йозефом Брейером, с которым у него завязались прочные дружеские отношения; оба они имели схожие характеры и общий взгляд на жизнь, потому быстро нашли взаимопонимание. Впоследствии дружба переросла в творческое сотрудничество, и именно идеи Брейера во многом способствовали зарождению психоанализа Фрейда.

Йозеф Брейер
Йозеф Брейер
Йозеф Брейер
Йозеф Брейер
В 1881 году Фрейд сдал на отлично выпускные экзамены и получил учёную степень доктора, что, однако, не изменило его образ жизни, - он остался работать в лаборатории под началом Брюкке, надеясь, в конечном счете, занять следующую вакантную должность и прочно связать себя с научной работой. Научный руководитель Фрейда, видя его амбиции и учитывая финансовые трудности, с которыми он сталкивался из-за бедности семьи, решил отговорить Зигмунда от продолжения исследовательской карьеры. В одном из писем Брюкке заметил: «Молодой человек, вы выбрали путь, ведущий в никуда. На кафедре психологии в ближайшие 20 лет вакансий не предвидится, а у вас недостаточно средств к существованию. Я не вижу иного решения: уходите из института и начинайте практиковать медицину». Фрейд внял совету своего учителя - нуждался в деньгах, так как в этом же году он познакомился с Мартой Бернайс, влюбился в неё и решил на ней жениться.

Для открытия частной практики у Фрейда не было достаточного опыта - в Венском университете он приобрёл исключительно теоретические знания, тогда как клиническую практику необходимо было нарабатывать самостоятельно. Фрейд решил, что для этого лучше всего подходила Венская городская больница. Зигмунд начал с хирургии, но уже через два месяца оставил эту идею, найдя работу слишком утомительной. Решив сменить область деятельности, Фрейд переключился на неврологию, в которой смог достичь определённых успехов - изучая методы диагностики и лечения детей с параличом, а также различные нарушения речи (афазии), он опубликовал ряд работ на данные темы, которые стали известны в научных и медицинских кругах. Ему принадлежит термин «детский церебральный паралич» (ныне общепринятый). Фрейд приобрёл репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. При этом его увлечение медициной быстро сходило на нет, и на третьем году работы в Венской клинике Зигмунд окончательно в ней разочаровался. В 1883 г. он принял решение перейти на работу в психиатрическое отделение, возглавляемое Теодором Мейнертом, однако и здесь Фрейд испытывал ощущение неудовлетворённости своим трудом, так как, по собственному представлению, действительно значительных успехов не достиг; психическое состояние Фрейда стремительно ухудшалось, он регулярно пребывал в состоянии тоски и депрессии.

В 1885 году Фрейд выиграл конкурс среди младших врачей на право на научной стажировки в Париже в клинике знаменитого врача-психиатра Жана Шарко. Шарко изучал причины и лечение истерии. В частности, основным трудом невролога было исследование применения гипноза - использование данного метода позволяло ему как индуцировать, так и устранять такие истерические симптомы, как паралич конечностей, слепоту и глухоту. В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера.

В 1886 году он вернулся в Вену и возобновил работу в Институте физиологии. Он занимался переводами и обзорами научной литературы, вёл частную практику, в основном работая с невротиками, что, по мнению Фрейда, «неотлагательно ставило на повестку дня вопрос о терапии, который не был столь актуальным для учёных, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью». В поисках метода лечения он наткнулся на описание эксперимента знаменитого знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное: прошла в угол и раскрыла зонтик в комнате. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться - ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответствовал действительной причине поступка, очевидно, но сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться, принадлежит ли он ей. Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов и наведений ее мысли заставил наконец пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т. е. приказание, полученное ею во время гипноза.

Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:

ü мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка;

ü поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;

ü эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.

На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим старшим коллегой, доктором Брейером, так называемый «катартический» метод лечения истерии.

Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых других психогенных (вызванных психическим, а не органическим потрясением) нервных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного: это какие-либо душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии. Болезнь могла проявиться в различных симптомах - страхах (фобиях), потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др. Врач должен снять амнезию (забвение) с этих переживаний, довести их до сознания больного, вплести в единую ткань этого сознания и, таким образом, дать им возможность свободно разрядиться и изжить себя. Путем такого изживания и уничтожаются болезненные симптомы истерии. Брейер и Фрейд, применяя лёгкий гипноз (внушённое состояние, подобное сну), просили своих пациентов, главным образом женщин, рассказать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснилось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и «выговориться», симптомы хотя бы на какое-то время исчезали. Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, которую Брейер и Фрейд ставили - «излить душу» в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях. Такое освобождение от страшного и стыдного путем сознательного изживания его Фрейд называл аристотелевским термином «катарсис», что значит - «очищение». По теории Аристотеля, трагедия очищает души зрителей от аффектов страха и сострадания, заставляя их пережить эти чувства в ослабленной форме. Отсюда и название метода Фрейда и Брейера - катартический (очистительный).

Можно проиллюстрировать это следующим примером. Какая-нибудь девушка испытывает такое любовное влечение к близкому человеку (родственнику), которое, с ее точки зрения, представляется ей настолько недопустимым, диким и противоестественным, что она даже себе самой не в силах признаться в этом чувстве. Поэтому она не может подвергнуть его трезвому и сознательному обсуждению, хотя бы и наедине сама с собою. Такое непризнанное ею самой переживание окажется в душе девушки в совершенно изолированном состоянии; ни в какую связь с другими переживаниями, мыслями и соображениями оно вступить не сможет. Страх, стыд, возмущение посылают это переживание в тяжелое душевное изгнание. Найти выход из этого изгнания такое изолированное переживание не может: ведь нормальным выходом для него было бы какое-нибудь действие, поступок или хотя бы слова и разумные доводы сознания. Все эти выходы закрыты. Сдавленное со всех сторон, изолированное переживание начинает искать выходов на ненормальных путях, где оно может остаться неузнанным: в онемении какого-нибудь здорового члена тела, в беспричинных приступах страха, в каком-либо бессмысленном действии и т. п. Таким-то путем и образуются симптомы истерии. Задача врача сводится в таком случае прежде всего к тому, чтобы узнать у больной эту, намеренно забытую и непризнанную ею причину болезни, заставить ее вспомнить о ней. Узнав причину болезни, врач должен заставить больную, преодолевая страх и стыд, признать забытое переживание, перестать «прятать» его в симптомы истерии и ввести его в «нормальный обиход» сознания. Здесь, или путем сознательной борьбы с этим переживанием, или иногда путем целесообразной уступки ему, врач дает ему возможность нормально разрядиться. Сам Фрейд сравнивал этот метод лечения истерии с католической исповедью. На исповеди верующий действительно получает облегчение и очищение благодаря тому, что сообщает другому человеку, в данном случае священнику, о таких поступках и мыслях, которые он сам признает греховными и о которых при других обстоятельствах он ни одному человеку сказать не может. Таким образом, он дает словесное выражение и словесный исход тому, что было сдавлено и изолировано в его психике и потому отягощало ее. В этом, считал Фрейд, и состояла очищающая сила слова.

Итогом совместной работы Фрейда и Брейера стала публикация книги «Исследование истерии». Обобщая полученные в ходе сотрудничества данные, Фрейд писал: «Наши истеричные больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях». Публикацию «Исследований истерии» многие исследователи называют «днём рождения» психоанализа. Однако в ходе работы с Брейером Фрейд постепенно начал осознавать несовершенство катартического метода и гипноза в целом. На практике оказалось, что его эффективность далеко не столь высока, а в некоторых случаях лечение вовсе не приносило результата - в частности, гипноз был не в состоянии преодолеть сопротивление пациента, выражавшееся в подавлении травматических воспоминаний. Зачастую попадались пациенты, вообще не пригодные для введения в гипнотическое состояние, а состояние некоторых больных после сеансов ухудшалось. В период между 1892 и 1895 годами Фрейд начал поиски иного метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз.

Ответ на вопрос, который так занимал учёного, оказался совершенно случайно подсказан книгой одного из любимых писателей Фрейда, Людвига Бёрне. Его эссе «Искусство в три дня стать оригинальным писателем» заканчивалось словами: «Пишите всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, - и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей». Эта мысль подтолкнула Фрейда к использованию всего массива информации, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве ключа к пониманию их психики. Так появился на свет метод свободных ассоциаций.

К методу свободных ассоциаций Фрейд пришел в ходе психотерапевтических сеансов. Первоначально во время этих сеансов он быстро задавал вопросы пациентам, время от времени перебивая их ответы своими замечаниями. Однажды он столкнулся с пациенткой, которая протестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своих мыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ больного. Он начал требовать, чтобы пациенты, находясь в расслабленном состоянии (лежа на кушетке), не ставя перед собой никаких интеллектуальных задач, непринужденно высказывали любые мысли, приходящие им в голову, какими бы странными они им ни казались.

Суть метода свободных ассоциаций заключалась в следовании правилу, согласно которому пациенту предлагается свободно, без утаивания высказывать свои мысли на предложенную психоаналитиком тему, не пытаясь при этом сосредоточиться. Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо (того, что беспокоит), преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности. С точки зрения Фрейда, никакая появляющаяся мысль не является случайной - она всегда есть производное от процессов, происходивших (и происходящих) с пациентом. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Особое внимание он обратил на замешательство, которое (неожиданно для самих себя) порой испытывали его пациенты при свободном, неконтролируемом ассоциировании слов. В этом замешательстве он искал намек на события, не когда нанесшие человеку душевную рану. Предполагалось, что особый механизм блокирует травмирующее представление, не допускает его в сознание. События прошлого не всплывают в памяти не из-за слабости ассоциаций, а из-за нежелания вспоминать. В пунктах, где испытуемый начинал запинаться, Фрейд искал нити, ведущие к вытесненным влечениям, на которые бдительное сознание наложило табу. Применение данного метода позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.

В октябре 1896 года умер отец Фрейда - Якоб Фрейд, чью смерть Зигмунд переживал особенно остро: на фоне охватившего Фрейда отчаяния и ощущения одиночества у него начал развиваться невроз. Именно по этой причине Фрейд решил применить анализ к самому себе. Поскольку при анализе собственной психики Фрейд не мог использовать ни гипноз, ни свободные ассоциации, он выбрал другие психические феномены: сновидения, в которых увидел «царскую дорогу к бессознательному».

Самоанализ Фрейда был крайне болезненным и проходил весьма тяжело, однако оказался продуктивным и важным для его дальнейших изысканий: «эти откровения [обнаруженные в себе любовь к матери и ненависть к отцу] в первый момент вызвали такой интеллектуальный паралич, который я и предположить не мог». Он не в состоянии работать; то сопротивление, которое он встречал прежде у своих пациентов, теперь Фрейд испытывает на своей собственной шкуре. Однако он не дрогнул и продолжил свой путь, результатом чего явились два фундаментальных открытия: роль сновидений и Эдипов комплекс, основы и краеугольные камни теории Фрейда о человеческой психике.

В период с 1897 по 1899 годы Фрейд усиленно работал над произведением, которое впоследствии считал самым важным своим трудом, - «Толкование сновидений». Сразу после выхода в свет книга не оказала сколько-нибудь значительного влияния на общественность и получила лишь незначительную известность. Психиатрическое сообщество вообще проигнорировало выпуск «Толкования сновидений». Важность этого труда для учёного на протяжении всей его жизни оставалась неоспоримой - так, в предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Фрейд писал: «Эта книга <…> в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни».

Согласно его предположениям, сновидения имеют явное и скрытое содержание. Явное содержание - это непосредственно то, о чём человек рассказывает, вспоминая свой сон. Скрытое же содержание является галлюцинаторным, исполнением некоторого желания сновидца, маскирующегося определёнными визуальными картинами. Толкование сновидений, по Фрейду, заключается в том, что на основании свободных ассоциаций, которые отыскиваются к отдельным частям сновидений, можно вызвать определённые замещающие представления, открывающие путь к истинному (скрытому) содержанию сна. Таким образом, благодаря толкованию фрагментов сновидения воссоздаётся его общий смысл. Процесс толкования представляет собой «перевод» явного содержания сна в те скрытые мысли, которые его инициировали.

Фрейд высказал мнение, согласно которому образы, воспринимаемые сновидцем, являются результатом работы сновидения, выражающейся в смещении(несущественные представления обретают высокую ценность, изначально присущую другому явлению), сгущении (в одном представлении совпадает множество значений, образуемых через ассоциативные цепочки) и замещении(замена конкретных мыслей символами и образами), которые превращают скрытое содержание сновидения в явное. Мысли человека трансформируются в определённые образы и символы благодаря процессу наглядной и символической репрезентации - в отношении сновидения Фрейд это назвал первичным процессом. Далее эти образы преобразуются в некоторое осмысленное содержание (появляется сюжет сна) - так функционирует вторичная переработка (вторичный процесс). Впрочем, вторичная переработка может и не произойти - в таком случае сновидение превращается в поток странно переплетённых образов, становится обрывистым и фрагментарным.

Несмотря на весьма прохладную реакцию научного сообщества на выход «Толкования сновидений», Фрейд постепенно начал формировать вокруг себя группу единомышленников, заинтересовавшихся его теориями и взглядами. С 1902 года Фрейд стал регулярно принимал в своём доме заинтересованных в развитии и распространении психоаналитических идей врачей, а также художников и писателей. На основе этих собраний возник клуб, получивший название «Психологическое общество по средам». В 1908 году общество было реорганизовано и получило новое название «Венское психоаналитическое объединение». В этом же году состоялся официальный психоаналитический конгресс в Зальцбурге.

Время развития «Психологического общества» и роста популярности идей психоанализа совпало с одним из самых продуктивных периодов в творчестве Фрейда - в печать вышли его книги: «Психопатология обыденной жизни» (где рассматривается один из немаловажных аспектов теории психоанализа, а именно оговорки), «Остроумие и его отношение к бессознательному» и «Три очерка по теории сексуальности».

Популярность Фрейда как учёного и практикующего врача неуклонно росла: «Частная практика Фрейда увеличилась так, что занимала всю рабочую неделю. Идеи Фрейда начали обретать популярность за рубежом - интерес к его трудам проявился особенно отчётливо в швейцарском городе Цюрихе, где с 1902 года психоаналитические концепции активно применялись в психиатрии Карлом Густавом Юнгом, занимавшимся исследованиями шизофрении. Фрейд впервые лично встретились с Юнгом в 1907 году - молодой исследователь сильно импонировал Фрейду, который, в свою очередь, считал, что Юнгу суждено стать его научным наследником и продолжить развитие психоанализа.

Подлинным же успехом, открывшим психоанализу путь к международному признанию, стало приглашение Фрейда в США, где ему было предложено прочитать курс лекций в Университете Кларка (штат Массачусетс). Лекции Фрейда оказались восприняты с большим энтузиазмом и интересом, а учёный был награждён почётной степенью доктора. Воодушевлённые успешным приёмом в США и растущей популярностью психоанализа, Фрейд и Юнг решили организовать второй психоаналитический конгресс, состоявшийся в Нюрнберге в 1910 году. Научная часть конгресса прошла успешно, в отличие от неофициальной. С одной стороны, была учреждена Международная психоаналитическая ассоциация, но в то же время ближайшие соратники Фрейда начали разделение на противоборствующие группы.

Первым из ближнего круга Фрейда вышел Альфред Адлер, чьи разногласия с отцом-основателем психоанализа начались ещё в 1907 году. Фрейд и Адлер разошлись во взглядах по ряду положений. Во-первых, Адлер считал стремление к власти главным мотивом, определяющим поведение человека, в то время как Фрейд отводил основную роль сексуальности.. Во-вторых, акцент в исследованиях личности Адлером ставился на социальном окружении человека, тогда как Фрейд же уделял наибольшее внимание бессознательному. В-третьих, Адлер считал Эдипов комплекс ненаучной фабрикацией, а это полностью противоречило идеям Фрейда. К тому же Адлера сильно беспокоило то внимание, которое Фрейд уделял своему протеже Юнгу; в связи с этим друг и биограф Фрейда Джонс (характеризовавший Адлера как «мрачного и придирчивого человека, поведение которого колеблется между сварливостью и угрюмостью») писал: «Любые несдерживаемые детские комплексы могли находить выражение в соперничестве и ревности за его [Фрейда] благосклонность. Требование быть „любимым ребёнком“ имело также важный материальный мотив, так как экономическое положение молодых аналитиков большей частью зависело от тех пациентов, которых Фрейд мог к ним направить».

Непродолжительное время спустя круг ближайших соратников Фрейда покинул и К. Юнг - их отношения были окончательно испорчены расхождениями в научных взглядах; Юнг не принимал положение Фрейда о том, что подавления всегда объясняются сексуальными травмами, и к тому же активно интересовался мифологическими образами, спиритическими феноменами и оккультными теориями, что сильно раздражало Фрейда.. Более того, Юнг оспаривал одно из основных положений фрейдовской теории: он считал бессознательное не индивидуальным феноменом, а наследием предков - всех людей, когда-либо живших в мире, то есть рассматривал его как «коллективное бессознательное». Разрыв с Юнгом переживался Фрейдом тяжело. Помимо того, что Фрейд потерял очень близкого друга, сильным ударом для него стали расхождения во взглядах с Юнгом, в котором он первоначально видел преемника, продолжателя развития психоанализа. Свою роль сыграла и потеря поддержки всей цюрихской школы - с уходом Юнга психоаналитическое движение лишилось ряда талантливых учёных.

Разногласия и ссоры с бывшими соратниками чрезвычайно утомляли учёного. В итоге (по предложению Эрнеста Джонса) он принял решение создать организацию, основными целями которой были бы сохранение фундаментальных основ психоанализа и защита личности самого Фрейда от агрессивных нападок оппонентов. Фрейд с большим энтузиазмом принял предложение об объединении доверенного круга аналитиков; в письме Джонсу он признавался: «Моим воображением немедленно завладела ваша мысль о создании секретного совета, составленного из лучших и пользующихся наибольшим доверием среди нас людей, которые станут заботиться о дальнейшем развитии психоанализа, когда меня не станет…». Общество появилось на свет 25 мая 1913 года. Существование сообщества, получившего название «Комитет», держалось в тайне, его действия не афишировались.

Началась Первая мировая война, и Вена пришла в упадок, что закономерным образом сказалось на практике Фрейда. Материальное положение учёного стремительно ухудшалось, в результате чего у него развилась депрессия. С окончанием войны жизнь Фрейда изменилась только в худшую сторону - отложенные на старость деньги он был вынужден истратить, пациентов стало ещё меньше, одна из дочерей (всего у него было шесть детей) - София - умерла от гриппа. Тем не менее, научная деятельность учёного не прекращалась - им были написаны работы «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс», «Я и Оно». В апреле 1923 года у Фрейда обнаружили опухоль нёба; операция по её удалению прошла неудачно и едва не стоила учёному жизни. Впоследствии ему пришлось пережить ещё 32 операции. Вскоре рак начал распространяться, и Фрейду удалили часть челюсти. Наступил самый мрачный период в жизни Фрейда: он больше не мог выступать с лекциями, поскольку слушатели его не понимали. До самой смерти о нём заботилась дочь Анна: «Именно она ездила на конгрессы и конференции, где зачитывала подготовленные отцом тексты выступлений».

Однако самые страшные испытания для учёного только начинались - в 1933 году канцлером Германии был избран Адольф Гитлер, и государственной идеологией стал национал-социализм. Новой властью был принят ряд дискриминационных законов, законов, направленных против евреев, а книги, противоречившие нацистской идеологии, уничтожались. Наряду с трудами Гейне, Маркса, Манна, Кафки и Эйнштейна под запрет попали и работы Фрейда. Психоаналитическая ассоциация была распущена по приказу правительства, многие её члены подверглись репрессиям, а фонды были конфискованы. Многие соратники Фрейда настойчиво предлагали ему покинуть страну, но он наотрез отказывался. В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо Фрейд принял решение покинуть Третий рейх и уехать в Англию. Осуществить задуманное оказалось непросто: в обмен на право покинуть страну власти потребовали внушительную сумму денег, которой Фрейд не располагал. Учёному пришлось прибегнуть к помощи влиятельных друзей, чтобы получить разрешение на эмиграцию: посла США во Франции Уильяма Буллита, германского посола во Франции граф фон Велцек. Общими усилиями Фрейд получил право на выезд из страны, но вопрос «долга германскому правительству» оставался нерешённым. Разрешить его Фрейду помогла его давняя подруга (а также пациентка и ученица) - Мари Бонапарт, принцесса Греческая и Датская, ссудившая необходимые средства.

Летом 1939 года Фрейд особенно сильно страдал от прогрессирующей болезни. Учёный обратился к ухаживавшему за ним доктору Максу Шуру, напомнив о данном ранее обещании помочь умереть. Поначалу Анна, не отходившая ни на шаг от больного отца, воспротивилась его желанию, но вскоре согласилась. 23 сентября Шур ввёл Фрейду несколько кубиков морфия - дозу, достаточную для прерывания жизни ослабленного болезнью старика. В три часа утра Зигмунд Фрейд умер. Тело учёного было кремировано, а прах помещён в древнюю этрусскую вазу, подаренную Фрейду Мари Бонапарт. Ваза с прахом учёного и его супруги стоит в мавзолее Эрнеста Джорджа (англ. Ernest George Mausoleum) в крематории Голдерс-Грин (Лондон) 1.

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ - полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университете Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества.

В честь Фрейда установлено несколько памятников - в Лондоне, в Вене); на доме, в котором родился исследователь, в городе Пршибор расположена мемориальная доска. В Австрии портреты Фрейда использовались в оформлении шиллингов - монет и банкнот.

Существует несколько музеев, посвящённых памяти Фрейда. Один из них, Музей сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге, был открыт в 1999 году к столетию издания «Толкования сновидений» и посвящён теориям учёного, снам, фантазиям, теориям, а также страсти Фрейда - коллекции его древностей.

Без преувеличения можно сказать, что Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры – не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей (Д. Олдриджа, С. Цвейга), настолько проникли в «кровь» западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Зигмунд Фрейд назвал свое учение психоанализом по названию метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название - глубинная психология - это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Свою заслугу Фрейд видел в развенчании представления о человеке как преимущественно рациональном существе. Он говорил, что в ходе развития научной мысли были нанесены два удара по человеческому самолюбию: «космологический», нанесенный Коперником, сокрушивший превратные представления о Земле как центре мира, и «биологический», нанесенный Дарвином, доказавшим, что человек является лишь ступенькой в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать удар «психологический». «Третье, и самое чувствительное огорчение, - писал Фрейд, - причинит человеческому бреду величия психологическое исследование, желающее доказать Я (разуму), что оно не является господином даже в собственном доме и вынуждено довольствоваться лишь недостаточными сведениями о том, что бессознательно происходит в его душевной жизни».

Психоаналитическая теория Фрейда имеет трехуровневое строение: 1) медицинский уровень (теория и практика лечения неврозов); 2) психологический уровень (учение о строении и формах психической деятельности человека; 3) философский уровень (учение о формах и механизмах культурной деятельности людей). Стержнем всей системы являются его учение о строении и формах психической деятельности человека, тогда как содержание первого и последнего уровня является конкретным преломлением базовых положений его психологической теории. Поэтому имеет смысл рассмотреть психологический уровень его учения более подробно.

К числу достижений Фрейда обычно относят учение о влечениях, теорию трёхкомпонентной структурной модели психики, выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипового комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, учение о «бессознательном», а также разработку таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций.

Понятие и структура психической энергии.Исходной посылкой для создания своих теорий является натуралистический (лат. natura - природа) подход к пониманию человека. Прежде всего, человек - это живой организм. Жизнедеятельность любого организма, связанная с активным перемещением в пространстве, а также физиологическими процессами, предполагает наличие энергии, т.е. силы, способной совершать определенные действия. Источником получения этой энергии является процесс поглощения и переваривания пищи. Поскольку психические процессы в известном смысле представляют собой работу, то для их протекания тоже необходима энергия. Исходя из этих соображений и отталкиваясь от понятийного аппарата современных ему естественных наук, Фрейд вводит понятие «психической энергии», лежащей в основе всякой активности психического аппарата и всех психических проявлений.

Согласно Фрейду, психическая энергия способна как аккумулироваться в психике человека, так и расходоваться в акте психического действия, где форма этого действия может быть различной: переживание, мысль, фантазия. Переизбыток этой энергии феноменально воспринимается неудовольствие, снижение ее до минимального уровня - как удовольствие. В одной из своих работ он сравнивает человеческую психику с паровым котлом, где избыточное давление пара грозит разорвать котел, поэтому необходим клапан, позволяющий «спустить пар» и, тем самым, предотвратить котел от разрушения, а выпущенный пар направить на лопатки турбины и, тем самым, привести машину в движение. Данное сравнение дало основание одному из оппонентов Фрейда Э. Фромму определить модель психики Фрейда как «гидравлическую модель».

Второй аспект натуралистического подхода Фрейда к человеку состоит в признании животной природы человека. Как и у любого животного, исходными потребностями человека является потребность (инстинкт) в самосохранении и размножении. В психике эти потребности выступают как влечения, побуждающие человека к деятельности и становящиеся формой потребностей.

Все влечения Фрейд разделяет по их цели на две группы: 1) личные влечения, или влечения «Я»; их цель - самосохранение индивида; 2) сексуальные влечения, цель которых - продолжение рода. В соответствии с этим делением психическая энергия может распределятся по двум каналам: на самосохранение и на продолжение рода. Для обозначения энергии сексуального влечения он вводит понятие «либидо» (лат. libido - похоть, желание, страсть). По определению Фрейда, «либидо совершенно аналогично голоду, называется сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище».

Учение о бессознательном. Концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям. В ее развитии можно выделить три периода.

В первый период бессознательное представлялось до известной степени случайным явлением в человеческой психике: это был какой-то болезненный придаток к ней, некоторое чужеродное тело, проникшее в душу склонного к истерии человека под влиянием каких-нибудь случайных жизненных обстоятельств. Нормальный психический аппарат представляется в первом периоде чем-то вполне статистическим, устойчивым; борьба психических сил совсем не являлась постоянной закономерной формой душевной жизни, а скорее исключительным и ненормальным явлением в ней. Содержание бессознательного осталось в этом периоде совершенно невыясненным и тоже как бы случайным. В зависимости от индивидуальных особенностей человека и от случайных обстоятельств его жизни, то или иное мучительное или постыдное переживание изолируется, забывается и становится бессознательным; никаких типологических обобщений таких переживаний Фрейд не делает. Исключительное значение сексуального момента тоже еще не выдвинуто.

Во втором периоде бессознательное становится уже необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Самый психический аппарат бинаризуется, т. е. приводится в непрестанное движение; борьба сознания с бессознательным объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергий для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний.

Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Содержание бессознательного типизуется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы (связные группы переживаний) вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека.

В третьем периоде это учение подверглось довольно существенным изменениям и дополнениям. Прежде всего, подверглась существенным изменениям теория влечений . Вместо прежнего деления влечений на сексуальные (продолжение рода) и влечения «Я» (сохранение индивида) появилось новое, двучленное деление: 1) сексуальное влечение, или Эрос; 2) влечение к смерти, или Танатос.Влечение «Я» (инстинкт самосохранения) отошел к сексуальным влечениям, понятие которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. Под Эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало - в форме ли продолжения рода (сексуальность в узком смысле) или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти - Танатоса -является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса. Вся жизнь, по Фрейду, является борьбою и компромиссом между указанными двумя стремлениями. В каждой клетке живого организма смешаны оба рода влечений - эрос и смерть: одному соответствует физиологический процесс созидания, другому - распадения живого вещества. Пока клетка жива - преобладает эрос. Когда беспокойный, влекущийся к жизни эрос удовлетворяется на половом пути, начинает возвышать свой голос влечение к смерти. Отсюда - сходство того состояния, которое следует за полным половым удовлетворением, с умиранием, а у низших животных совпадение акта оплодотворения со смертью. Они умирают потому, что, по успокоении эроса, влечение к смерти получает полную свободу и осуществляет свою задачу.

Структурная модель психики. В ходе многочисленных клинических наблюдений Фрейд предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений. На основании полученных данных Фрейд разработал концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: Оно (Id), Я (Ego), Сверх-Я (Super-Ego). «По нашему мнению, в душевном аппарате человека имеется две мыслеобразующие инстанции, из которых вторая обладает тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу сознания открытым; деятельность же первой инстанции бессознательна и достигает сознания только через посредство второй. На границе обеих инстанций, на месте перехода от первой ко второй, находится цензура, которая пропускает лишь угодное ей, а остальное задерживает».

♦ «Оно» (бессознательное) является врожденной структурой. «Оно», согласно концепции Фрейда, фактически является энергетической основой личности, поскольку аккумулирует в себе энергию и выступает в качестве своеобразного резервуара энергии, которая впоследствии реализуется для двух других проявлений личности. В «Оно» находятся бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. «Оно» руководствуется принципом удовольствия. Фрейд допускал, «что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия... возбуждение каждый раз связанным с неудовольствием, напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия... или получением удовольствия». Фрейд высказывает предположение, что «психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или по меньшей мере на постоянном уровне».

♦ «Я» (сознательное), по мнению Фрейда, также является врожденной структурой. Это, по сути, и есть личность человека, олицетворение его разума. «Я» является посредником между «Оно» и внешним миров и подчиняется принципу реальности. «Принцип реальности» - это защитный механизм по отношению к внешней реальности; он задает такие пути достижения целей, которые страховали бы человека от различных потрясений и перегрузок, связанных с невозможностью сиюминутного удовлетворения влечений. «Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней необходимостью.

♦ «Сверх-Я» не является врожденной структурой; она формируется в процессе жизни. «Сверх-Я» является психической инстанцией, включающей императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения. «Сверх-Я» выступает в качестве внутреннего голоса, цензора, судьи и подчиняется принципу долженствования.

Фрейд отмечал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Для понимания отношений этих компонентов Фрейд прибегает к образным сравнениям. «Оно» и «Я» - это лошадь и всадник. «Я» пытается подчинить себе «Оно», подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию лошади. Если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то «Я» фактически подчиняется воле «Оно», лишь по видимости будучи его руководителем. В общем, говорит Фрейд, «Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти».

Бессознательные влечения, содержащиеся в «Оно», стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я» предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в обществе. Таким образом, «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией.

Механизмы психологической защиты.Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я». Фрейд выделял несколько защитных механизмов:

♦ вытеснение - неосознанное подавление, исключение из сознания импульсов, возбуждающих напряжение и тревогу;

♦ образование противоположной реакции - изменение неприемлемой для со­знания реакции на противоположную. Внешнее проявление такой реакции - чрезмерная подчеркнутость (например, если человек слишком сильно против чего-то протестует, это означает, что в подсознании человек с этим согласен);

регрессия -способ защиты, выражающаяся в возврате к ребяческим, детским моделям поведения;

♦ проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивой тенденции, приписав ее другому лицу;

♦ вымещение - бессознательная переориентация импульса или чувства на другой, более доступный объект;

♦ рационализация - самообман, бессознательная попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею;

♦ сублимация - превращение социально неприемлемого сексуального импульса в социально приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации, когда при фрустрации индивид обращается к ранним периодам жизни, когда испытывал большее наслаждение, и к ранним видам удовлетворения, которые были полнее. Например, некоторые люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами, которые никогда не поддаются лечению, используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого – самый ранний способ преодоления сложных жизненных ситуаций.

Рационализация связана со стремлением «Сверх-Я» хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей «добропорядочный» вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.

Наиболее эффективным является механизм сублимации. В наиболее общей форме сублимация представляет собой «связанный с развитием процесс, посредством которого инстинктивные энергии разряжаются в неинстинктивные формы поведения». Под действием принципа реальности (накладываемых социальной средой ограничений) индивид вынужден искать пути компенсации отсутствия возможности непосредственного сексуального удовлетворения; Таким образом, «сексуальное стремление отказывается от своей цели частного удовольствия или удовольствия от продолжения рода и направляется к другой цели, генетически связанной с той, от которой отказались, но самой по себе уже не сексуальной, а заслуживающей название социальной» (3. Фрейд). В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Для ответ на вопрос, каким образом наполняется содержание «Оно» и как возникает «Супер-Я» Фрейд разрабатывает теорию фаз психосексуального развития личности.

В наиболее общем смысле под термином «психосексуальное развитие» понимается «движение ребёнка от инфантильных способов удовлетворения сексуальных влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола». Психосексуальное развитие, по мнению Фрейда, чрезвычайно важно для становления личности - именно в ходе прохождения всех его этапов закладываются предпосылки будущих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем.

Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, половой голод, присуще ребенку с самого начала его жизни; оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в его организме и психике. Психосексуальное развития разбито на пять четко ограниченных фаз.

· Оральная фаза (0 - 1.5 года) - первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания. Характеризуется (сосредоточением) большей части либидинозной энергии в области рта. В это время, младенец испытывает явное наслаждение при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (со́ска, пальцы, игрушки).

· Анальная фаза (1.5 - 3.5 года) - вторая стадия детской сексуальности, на которой либидинозное влечение сосредоточено на анусе (заднем проходе). На этой стадии развития ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию. Дети часто прибегают к эрогенной раздражимости анальной зоны: они задерживают кал до тех пор, пока не наступает сильное мускульное сокращение; последующее удовлетворение физиологической потребности вызывает сильное раздражение слизистой оболочки ануса, и вместе с ощущением боли ребенок испытывает сладостное ощущение. Анальная фаза инфантильного развития оказывается полем столкновения двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие и необходимость выработки определенной тактики и стратегии поведения, связанного с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия. В результате столкновения между собой противоположных установок у ребенка могут возникнуть различного рода страхи, связанные с неспособностью осуществления контроля над дефекацией и мочеиспусканием (особенно во время сна), осуждением со стороны взрослых и возможным наказанием за «недостойное поведение».

· Фаллическая фаза (греч. phallos - мужской половой член) (3.5 - 6 лет) - третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Характеризуется повышением интереса к гениталиям. что, в частности, выражается в начале мастурбации. У него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении этой стадии у ребёнка может развиться Эдипов комплекс, суть которой заключается в обозначении амбивалентного отношения ребёнка к своим родителям, в которых любовь граничит с ненавистью к родителям. В понимании Фрейда мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею, а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания (у девочки ситуация обратная и носит название «комплекс Электры». Его успешное разрешение (идентификация с родителем одного пола) принципиально важно для ребёнка. Проблемное разрешении этого комплекса во взрослой жизни может привести к идентификации себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.

· Латентная фаза (6 - 12 лет) - четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

· Генитальная фаза - пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Она характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения и достигается в подростковом возрасте.

В описании Фрейда, на первых ступенях развития человеческой личности психика не знает различения возможного и невозможного, полезного и вредного, дозволенного и недозволенного. Она управляется только одним принципом, «принципом удовольствия». На заре развития человеческой души в ней свободно и беспрепятственно рождаются такие представления, чувства и желания, которые на следующих ступенях развития привели бы в ужас сознание своей преступностью и порочностью. В детской душе «все позволено», для нее нет безнравственных желаний и чувств, и она, не зная ни стыда, ни страха, широко пользуется этой привилегией для накопления громадного запаса самых порочных образов, чувств и желаний - порочных, конечно, с точки зрения дальнейших ступеней развития. К этому нераздельному господству принципа наслаждения присоединяется на самой первой ступени развития способность к галлюцинаторному удовлетворению желаний: ведь ребенок еще не знает различия действительного и недействительного. Всякое представление — для него уже реальность. Такое галлюцинаторное удовлетворение желаний на всю жизнь сохраняется человеком во сне.

На следующих ступенях душевного развития принцип наслаждения теряет свое исключительное господство в психике: начинает действовать рядом с ним, а часто вопреки ему, новый принцип психической жизни - «принцип реальности». Все психические переживания должны теперь выдерживать в душе двойное испытание с точки зрения каждого из этих двух принципов. Ведь желание часто может оказаться неудовлетворенным и потому причиняющим страдание, или при удовлетворении оно может повлечь за собой неприятные последствия; такие желания должны быть подавлены. Какое-либо представление может связаться тесной ассоциативной связью с чувством страха или с воспоминанием боли; такие представления не должны возникать в душе.

Таким образом, происходит психический отбор, и только то душевное образование, которое выдержит двойное испытание с точки зрения обоих принципов, как бы легализуется, приобретает полноправие и входит в высшую систему психического - в сознание. Те же переживания, которые не выдержат испытания, - становятся нелегальными и вытесняются в систему бессознательного

Это вытеснение, работающее на протяжении всей жизни человека, совершается механически, без всякого участия сознания. Сознание получает себя в совершенно готовом, очищенном виде, оно не регистрирует вытесненного и может даже совершенно не подозревать ни о его наличии, ни о его составе. Ведает вытеснением особая психическая сила, которую Фрейд образно называет «цензурой». Цензура лежит на границе систем бессознательного и сознательного. Все, что находится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано. Вся масса «нецензурных» представлений, чувств и желаний, вытесненных в бессознательное, никогда не умирает и не теряет своей силы. Таким образом, содержание бессознательного формируется прежде всего за счет вытеснения.

Эдипов комплекс. Самым важным событием этой вытесненной истории детской сексуальной жизни являются половое влечение к матери и связанная с ним ненависть к отцу, так называемый Эдипов комплекс. Сущность его сводится к следующему. Первым объектом эротического влечения человека, конечно, в смысле инфантильной эротики, охарактеризованной нами выше, - является его мать. Отношения ребенка к матери с самого начала резко сексуализованы. По мнению известного и авторитетного ученика Фрейда - Отто Ранка, даже пребывание зародыша в материнском чреве носит либидинозный характер и, собственно, с акта рождения - первого и самого тяжелого отделения от матери, разрыва единства с нею - и начинается трагедия Эдипа. Он снова и снова тянется к матери, сексуализируя каждый акт ее ухода и забот: кормление грудью, купание, помощь при дефекации - все это для ребенка сексуально окрашено. При этом неизбежны прикосновения к различным эрогенным зонам и к гениталиям, пробуждающие в ребенке приятные чувства, а иногда и первую эрекцию.

Таким образом, ребенка органически влечет к инцесту (кровосмесительству): . Рождение инцестуозных желаний, чувств и представлений при этом совершенно неизбежно. Соперником в этих влечениях маленького Эдипа становится его отец, который навлекает на себя ненависть сына. Ведь отец вмешивается в отношения ребенка к матери, не позволяет брать его в постель. Мальчик «не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности». Отсюда у ребенка является инфантильное желание смерти отца, которая позволила бы ему нераздельно владеть матерью: «Мама, я хочу на тебе жениться!» - вот фраза, говорящая сама за себя. Так как в душе ребенка в эту эпоху его развития еще нераздельно господствует принцип наслаждения, то нет никакого предела для развития как инцестуозных, так и враждебных стремлений, желаний и связанных с ними разнообразных чувств и образов.

Когда принцип реальности получает силу и голос отца с его запретами начинает мало-помалу перерабатываться в голос собственной совести, - начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными влечениями, и они вытесняются в бессознательное. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития «Сверх-Я» ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса. Весь Эдипов комплекс подвергается полному забвению. На месте вытесненных влечений рождаются страх и стыд; их вызывает в душе самая мысль о возможности полового влечения к матери.

Эдипов комплекс, имеет, по учению Фрейда, огромное, прямо решающее значение для жизни человека. Все события взрослой жизни заимствуют свою психическую силу от этого первого, вытесненного в бессознательное события - Эдипова комплекса. Фрейд полагал, что любовная жизнь человека во многом зависит от того, насколько ему удается освободить себя прикрепления к матери. Первый объект юношеской любви обычно бывает похож на мать.

Но образ матери может сыграть и роковую роль в развитии полового влечения: страх инцеста, сделавший для официального сознания любовь к матери нарочито духовной, так называемой любовью-уважением, несовместимой даже с мыслью о чувственности, - этот страх может тесно срастись в душе человека со всяким уважением, со всякой духовностью. Это часто делает невозможным половое общение с духовно любимой и уважаемой женщиной - и приводит к роковому разделению единого сексуального влечения на два потока: на чувственную страсть и духовную привязанность, несоединимых на одном объекте.

Комплекс Электры - вариант Эдипова комплекса для девочек - протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом - олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации. Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Человек и культура. Рассматривая проблемы культуры, Фрейд одновременно пытается ответить на два вопроса: во-первых, как возникла культура?; во-вторых, каков характер взаимоотношений между человеком и культурой? Ответ на первый вопрос он излагает в работе «Тотем и табу», на второй - в работе «Недовольство культурой».

Свой ответ на первый вопрос основывает на идее комплекса Эдипа. Так, рассматривая проблему происхождения морали, он связывает с гипотезой об убийстве детьми своего отца. Согласно этой гипотезе, в первобытной орде, когда человек только начинал становиться человеком, отец - глава рода обладал неограниченной властью. Жестокий и ревнивый, он изгонял сыновей, если те заявляли о своих правах на женщин орды. Братья испытывали к отцу противоречивые инстинктивные чувства. С одной стороны, они боялись и ненавидели его, поскольку он преграждал им путь к сексуальным наслаждениям и заставлял их подавлять свои желания; с другой стороны, дети восхищались своим отцом. Инстинкт «либидо» толкал сыновей к матери, а дух агрессивности звал их к расправе над отцом. И однажды братья убили и съели ненавистного им отца. Однако для каждого из сыновей он был образцом, которому они подражали; съев же отца, сыновья завершили идентификацию с ним.

С этого момента пришел конец единству и гармонии человеческой психики. Чувство вины, стыда и раскаяния за совершенное убийство и боязнь самим разделить участь отца побудили братьев установить первые запреты - табу: запретили убийство тотема, который олицетворял для них отца и сексуальные отношения с женщинами своего рода. Так зародилась мораль с ее первой заповедью «не убий!». Отсюда З. Фрейдом делался вывод о том, что совесть человека как явление моральной культуры есть воспоминание о содеянном, унаследованное современным человеком от далеких предков. Впоследствии «Сверх-Я» будет властвовать над «Я» как совесть или как бессознательное чувство вины.

Событие, произошедшее в первобытном стаде, согласно логике Фрейда, привело к тому, что раздираемая противоречиями психика распалась на «бессознательное» - «Оно» - сферу бессознательных влечений, «сознательное» - «Я» и сферу «Сверх-Я», возникшую из чувства вины за умерщвленного отца. Последняя становится носителем общественных запретов и морали, силой, вытесняющей сексуальные и агрессивные комплексы из сознания в «Оно». И если вначале роль препятствия на пути осуществления инцестуозных влечений выполнял отец, то теперь психика создала уже в себе самой механизм, выполняющий функции отца.

Дальнейший прогресс культуры, по мнению З.Фрейда, выра­жался в отказе человека от различных аморальных влечений. Однако возникающие








Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1338;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.068 сек.