Революционное движение второй половины
Начала 1860-х гг.
Идейным фундаментом российского революционного движения на разночинском этапе его развития, безусловно, стала теория общинного социализма А.И. Герцена, дополненная и развитая Н.Г. Чернышевским. Основные положения своей теории А.И. Герцен изложил в работах «Россия», «Русский народ и социализм». Вот ее главные постулаты:
1. Основой европейской цивилизации является индивидуализм, который только усиливается с развитием буржуазных отношений. Западный мир, построенный на частной собственности и инициативе, не смог и не сможет построить социалистическое общество, доказательством чего является поражение революции 1848 г.
2. Российское общество традиционно базируется на принципах коллективизма (соборности). Общинная земельная собственность и самоуправление должны стать фундаментом для построения социализма в России.
3. Российское общество может перейти к социализму естественным путем (без кровавого переворота) при условии эволюции общинных отношений, отмены крепостного права и введения гражданских свобод.
4. Россия должна миновать капиталистическую стадию общественного развития, так как буржуазное общество практически не способно эволюционировать в социалистическое.
5. Гегемоном (проводником) социалистической революции в России может стать только крестьянство, а не рабочий класс, как утверждают марксисты. Крестьянство – самая многочисленная социальная группа в России, оно является главным носителем общинного начала и ему близки идеалы социализма.
Н.Г. Чернышевский (сын саратовского священника) жил, в отличие от А.И. Герцена, в России. С 1856 по 1862 гг. вместе с Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым он редактировал журнал «Современник». Чернышевский разделял взгляды Герцена, но считал, что социализм в России может наступить только в результате кровавой крестьянской революции. Однако крестьяне слишком патриархальны, необразованны и неорганизованны, поэтому им не обойтись без помощи людей убежденных, самоотверженных и решительных – профессиональных революционеров. Создание дееспособной революционной организации и воспитание пламенных борцов с самодержавием Чернышевский считал главными своими задачами. Образ «нового человека», революционера без страха и упрека, не признающего ценности и устои старого общества, отказавшегося от всех мирских благ и радостей во имя светлого будущего, Н.Г. Чернышевский создал в романе «Что делать?», который он написал, сидя в Петропавловской крепости (1862–1864 гг.). Книга оказалась на удивление бездарной, но герой-супермен Рахметов, а также план-схема грядущего «рая на земле» не на шутку взволновали публику, особенно молодых людей. Зародившийся в конце 1850-х гг. среди молодежи крупных городов новый тип мировоззрения – нигилизм – получил художественное образное воплощение. Нигилисты подражали Рахметову: одевались и питались скромно, отказывались от развлечений, тренировали волю, но главное – насмехались над верой в Бога и цинично отрицали все идеалы «старого мира». Для многих из них нигилизм был всего лишь модой, но для некоторых – прямой дорогой в революционные организации.
Первая такая тайная революционная организация возникла при непосредственном участии Н.Г. Чернышевского летом 1861 г. в Петербурге. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе», – «Земля и воля». Ее создателями и лидерами являлись Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов. Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.
Программа «Земли и воли» имела много общего с популярной в тот момент прокламацией «Великорусс» (1861 г.). Она включала требования созыва народного собрания и установления демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин.
Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. «Земля и воля» организовывалась как федерация кружков.
Одним из отделений руководил автор известной нигилистической прокламации «Молодая Россия» студент П.Г. Заичневский. Практическая деятельность «Земли и воли» сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. Революционеры готовились начать открытое выступление в 1863 г., когда, по их мнению, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот. Самым революционным регионом землевольцы считали Поволжье, где ими был создан так называемый «казанский заговор». Но уже в 1862 г. власти арестовали Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, а также Н.А. Серно-Соловьевича, Н.В. Шелгунова и других лидеров «Земли и воли». В 1863 г. революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование – не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян, к тому же III отделение раскрыло «казанский заговор». Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 630;