Культура - это способ и результат человеческой деятельности, ориентированной на обеспечение существования и развития общества и человека.
Цивилизация (от лат. «сivi1» - гражданин, государство). Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине ХУ111 века. И связано оно с именем английского историка и экономиста А.Фергюсон. Следует отметить, что в просветительской традиции значение слов «культура» и «цивилизация» не совпадало по смыслу. Английские и французские просветители использовали термин «цивилизация», т.к. предметом их изучения являлась коллективная жизнь нации, ее история; немецкие - «культура», т.к. их интересовала проблема воспитания и духовного совершенствования отдельного человека
В целом интерпретация смыслового значения понятия «цивилизация» в европейской науке Х1Х-ХХ в.в. оказалось более сложной. В гамме представлений о цивилизации можно выделить ряд основных позиций:
цивилизация родственна культуре. Этот подход сложился в европейско науке во второй половине XIX века и связан с учением английского философа и социолога Г.Спенсера, (такое понимание характерно также для немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920), американского – Арнольда Тойнби (1889-1975), в отечественной науке Н.Я.Данилевскому (1822-1885) и др.).
цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего существование культуы.Американский социолог Олвин Тоффлер (р.1928) говорил, что понимание цивилизации как технико-технологического феномена играет важную роль и является методологической основой дифференциации исторического процесса на три сменяющих друг друга типа цивилизации: аграрно-традиционный, индустриальный, постиндустриальный.
цивилизация есть определенный уровень развития общества. В таком значении используют понятие основоположники марксизма (К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895). Цивилизация здесь понимается как определенный уровень и форма устройства общества. В научной традиции при рассмотрении цивилизации как ступени социального общественного развития предлагаются различные критерии оценки цивилизационного состояния общества. Энгельс усматривал зарождение цивилизации в дифференциации трудовой деятельности, товарного производства и др. социальных явлений. Американский ученый В.Мак-Нил считал, что переход общества от доцивилизационного к цивилизационному периоду связано с изобретением письменности и признанием авторитетности текстов, содержащих нравственные нормы отношений между людьми (Библия, Коран и др.).
особой разновидностью учений, трактующих цивилизацию как определенную фазу в истории, являются теории, где цивилизация рассматривается как социальный феномен, противостоящий культуре.
И.Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии обосновывал различие между культурным и цивилизованным человеком. Конечная цель культурного развития - его моральное совершенство. Мораль определяет критерий нравственности. Поступок нравственный в том случае, если человек руководствуется чувством долга. Поступки цивилизованного человека основаны на формальной дисциплине. Культура в своей основе всегда нравственна. Цивилизация требует от человека лишь внешней морали.
О.Шпенглер (1880-1936) настаивал на идее неизбежной гибели культуры. И этот упадок культуры по его мнению и есть цивилизация. Основа культуры - гуманистическое начало, то цивилизация - практицизм, прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманистические знания, то в цивилизации происходит переоценка ценностей, составляющих основу культуры, и доминирующую. Роль в ней начинают играть не гуманитарные, а естественные науки.
Бердяев Н.А. (1874-1948) - русский философ в статье «О культуре» писал, что культура родилась из культа и имеет религиозное начало, т.к. культ есть «прообраз осуществления божественных тайн». Генезис цивилизации он связывал с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с природой, а эта борьба проходила вне культа, вне храма. Бердяев считал, что высший подъем культуры остался в прошлом, для европейской истории характерно господство цивилизации. Он говорил, что буржуазная демократия ведет к цивилизации, вытесняя гуманистические ценности.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1057;