Политическая идеология.
При всем огромном многообразии мира политики, можно различить две разновидности людей, претендующих на ведущие роли в этом виде жизнедеятельности. Есть категория политиков, рассматривающих политические принципы, лозунги и методы, главным образом, как средство удовлетворения своих амбиций. Существует и противоположный подход, сущность которого хорошо выразила бывший премьер-министр Великобритании, член палаты лордов Маргарет Тэтчер: "Политика – это не просто работа, это увлечение. Нас избирают для того, чтобы мы могли помочь улучшить жизнь людей. Просто "выпасть" из политики невозможно, так же как вы не можете прекратить любить искусство или музыку... Политика бесконечна". (Аргументы и факты, 1996, № 35).
Как правило, именно такие искренние в своих принципах и действиях политики являются носителями (выразителями) политической идеологии.
Идеология – это система взглядов: мировоззренческих, этических, историко-философских, социально-экономических, политических и др. Термин "идеология" появился в научном мире в конце XVIII в. Идеологии же возникли тысячи лет назад в результате отделения умственного труда от физического, а также вследствие выделения профессионального управленческого труда в особую область жизнедеятельности.
Идеологии современного политического мира зародились в ходе буржуазно-демократических преобразований (эволюционных и революционных) в странах Европы и Америки (ХVI–XIX вв.). Основные разновидности этих идеологий: консерватизм, реформизм, революционные, экстремистские течения. Особое место занимают в идеологическом спектре религиозно- политические течения и национализм (их элементы могут присутствовать и в только что названных направлениях политической мысли).
Консерватизм в период его становления представлял собой систему мироощущения и политических взглядов просвещенной аристократии, выступавшей против вульгарного понимания "свободы, равенства и братства" в эпоху великих буржуазных революций XVII–ХVIII вв. В современном мире существуют влиятельные консервативные партии, одна из самых авторитетных – в Великобритании; ее официальное название – Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций.
Консерваторы:
o являются приверженцами основополагающих духовных ценностей цивилизации: вера в Бога, верность жизненному долгу, семье, церкви, престолу монарха; уважение священной и неприкосновенной частной собственности;
o предостерегают против бездумной, легкомысленной веры в возможности научно-технического прогресса и непродуманных, безосновательных социальных преобразований. Консерватору чужда уверенность, что люди обладают моральным правом "покорять природу" и могут это осуществить. Мир воспринимается как тайна божественного творения, жизнь человека – как подвиг. Личность и достоинство человека неприкосновенны;
o решительно осуществляют назревшие, необходимые реформы, причем отдают приоритет защите частной собственности и борьбе против инфляции. Консерваторы – сторонники монетаризма. Сущность идей и политики монетаризма – решение экономических проблем на основе финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, развития рыночных хозяйственных отношений. Экс-премьер Великобритании Дж. Мэйджор говорил о том, что он ненавидит инфляцию: она обессмысливает труд и жизнь человека, иссушает душу.
Консерваторы в этическом смысле более индивидуалисты, чем коллективисты. Они – решительные противники подавления личности коллективом, большинством; выступают за разумное сочетание равенства возможностей с определенной иерархией в обществе. М. Тэтчер утверждала: "Право на равенство предполагает право на неравенство".
К реформистским идеологиям относятся либерализм и социал-демократия. Реформистам в большей мере, чем консерваторам, свойственно стремление учитывать изменения в жизни общества и постепенно менять социальный строй посредством реформ. Идеологи-реформисты с большим доверием, чем консерваторы, относятся к безграничным в перспективе возможностям научно- технического прогресса, не отвергая, конечно, нравственные ценности, плодотворные традиции, без которых немыслимо цивилизованное общество.
Либералы – это буржуазные реформаторы. Они проводят политику реформ с точки зрения и в интересах, в первую очередь, предпринимателей, работодателей. Либеральная идеология возникла в ХVII–ХVIII вв. на основе концепции естественных, неотъемлемых прав человека. Либералы отстаивали широкую, почти неограниченную свободу предпринимательства (их лозунг в XIX в. гласил: "пусть делают, что хотят"). Они многое сделали в борьбе с феодализмом, разработали идеологические основания первоначального капиталистического накопления и капитализма времен промышленного переворота; в XX веке произошло становление идеологии неолиберализма – "нового либерализма". Яркий ее пример – "новый курс" президента США Ф.Д. Рузвельта в 30-е гг. Неолибералы стали признавать возможность и даже необходимость государственного вмешательства в экономику. В XIX же в. либералы рассматривали государство лишь как стража законных интересов. Неолиберальная идеология не направлена в сторону коренного изменения отношений собственности. Как и консерваторы, либералы признают священную и неприкосновенную частную собственность, причем обосновывают право государства активно помогать выживанию всего сильного, плодотворного в экономике, устанавливать "правила игры", осуществлять программирование экономического развития.
Социал-демократы – реформистское течение в рабочем движении. Они отстаивают реформы с точки зрения людей наемного труда. Социал- демократическое движение организационно оформилось во времена Второго Интернационала (2-я половина XIX – начало XX вв.). Оно разделилось на реформистское и революционное течения. Последнее нашло яркое воплощение в теории и практике большевизма (с 1903 г.).
Социал-демократы полагают исторической закономерностью постепенное перерастание буржуазного общества в так называемый демократический социализм. Точного определения этого понятия нет. Его не воспринимают как догму, как точную схему, по которой надо переустраивать общество. Многие социал-демократы не отрицают коммунистическую перспективу человечества. Путь к этой очень далекой перспективе, по их мнению, лежит не через социальные катаклизмы, а через постепенное внедрение принципов справедливости, общественной собственности в различных ее формах, постепенное расширение прав и возможностей народа в политическом управлении. Социал-демократ ХIХ в. Э. Бернштейн утверждал, что цель – ничто, а движение к ней – все. Бернштейн имел в виду сложную диалектику идеала и жизни.
Социал-демократы – сторонники справедливого перераспределения плодов рыночной экономики в пользу нуждающихся, недостаточно хорошо обеспеченных граждан. В этом состоят сила и слабость социал-демократии. Последняя старается "не давать в обиду" тех, кто действительно нуждается в воспомоществовании. С другой стороны, стремление распределять и перераспределять способно поощрить неэффективные, неплодотворные элементы в экономике. Проще говоря, люди, не умеющие и не желающие учиться квалифицированно работать, подчас используют благородный лозунг социальной справедливости в иждивенческих интересах.
Социал-демократические партии влиятельны во многих странах. Существует некая закономерность. Когда появляется объективная необходимость "унять" аппетиты крупного капитала, усилить государственное регулирование экономики, избиратели приводят к власти социал-демократов, которые проводят необходимые обществу реформы. Когда же политика национализации средств производства и перераспределения материальных благ начинает проявлять свои отрицательные стороны, становится бременем для экономики, на выборах побеждают буржуазные партии. Так происходит во многих странах Европы, в Канаде, Австралии.
Революционная идеология представлена, в первую очередь, коммунистическими партиями. Революционеры стремятся к коренному и, по возможности, быстрому изменению существующего общественного строя. Коммунисты воспринимают понятие социализма с точки зрения полного преодоления частной собственности и стихийно-рыночных основ экономики. Социализм рассматривается как первая фаза коммунистического общества. Последнее понимается как "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2, изд., т. 4, с. 447).
Коммунистическая идеология в современном мире претерпевает глубокие перемены. Почти все компартии отказались от идей насильственной пролетарской революции и диктатуры пролетариата, признают необходимость рыночной экономики в длительной исторической перспективе. Многие компартии осуществили самопреобразование в социалистические, леводемократические. В этом новом качестве они нередко добиваются больших успехов в политике. В Италии, например, при деятельном участии бывшей компартии (ныне Демократическая партия левых сил) было сформировано левоцентристское правительство. В Польше бывшая компартия добилась победы на президентских выборах своего кандидата А. Квасьневского. После крушения "мировой социалистической системы" коммунистическое движение переживает глубокий кризис. Тем не менее компартии остаются влиятельной силой в Японии, Франции, Испании, Португалии, Греции, Индии, России и ряде других стран.
Экстремистские идеологии провозглашают целью коренное преобразование общества и даже мира насильственными средствами. Политический экстремизм – это приверженность крайним методам, позициям, решениям, взглядам. К экстремистским направлениям в политике относятся, например фашисты и маоисты (сторонники лидера Компартии Китая Мao Цзе-дуна, 1893–1976). В первом случае речь идет об ультраправом экстремизме, во втором – об ультралевом.
Какие группы в обществе могут быть носителями экстремистских настроений, порождающих соответствующие политические идеи? 1. Социальные силы, которым "нечего терять": реакционная правящая группа, утрачивающая власть и не останавливающаяся поэтому перед крайними методами; деклассированные слои населения, которым близок и понятен лозунг "грабь награбленное", а также маргиналы. "Маргиналис" (лат.) – значит "пограничный". Речь идет о таких слоях общества, представители которых в результате неблагоприятных исторических условий утратили привычное им и стабильное место в социальной структуре. Это – люди, "выбитые" из своей "ячейки" в обществе и не нашедшие другой. 2. Социальные группы, еще не осознавшие своих подлинных социальных интересов ("класс в себе"). Можно вспомнить, какие социальные силы и почему поддержали в свое время политических экстремистов в России (1917 г.), Китае (1949 г.), Кампучии (1975 г.), на Кубе (1958–59 гг.) и т.д.
В современном мире экстремистские идеологии еще далеко не отжили свой век. Например, большую угрозу человечеству представляют исламские фанатики-фундаменталисты, в том числе "братья-мусульмане" на Ближнем Востоке, движение "Талибан" в Афганистане. Речь идет о неблагополучных регионах мира, где сохраняются массовая бедность и социальная нестабильность. Противостояние политическому экстремизму – одна из серьезных проблем глобального масштаба.
В некоторых странах получили значительный политический вес религиозные идеологии. Политические идеалы, принципы, методы получают религиозное мировоззренческое обоснование. Например, пользуется авторитетом идеология христианско-демократических партий.
Эта идеология начала зарождаться в конце XIX в. в результате переосмысления католической церковью реалий современного ей мира. В 1891 г. появился первый документ, развивающий социальное учение католицизма. Это была энциклика папы римского Льва ХIII "О новых вещах". Папа римский высказывал тревогу по поводу того, что в обществе происходит концентрация капитала, большая масса людей терпит нужду. Глава церкви констатировал, что первоначальной причиной всех бедствий является грехопадение, а страдания – удел человека в земной жизни. В борьбе против бедности люди должны действовать солидарно и как великую ценность отстаивать мир. Святейший престол призвал к созданию рабочих организаций, построенных на принципе сотрудничества классов и признающих авторитет церкви. В документе говорилось: "При всех попытках поднять благосостояние низшего народа нужно незыблемо держаться основного положения: частная собственность не должна быть нарушена".
В последующие десятилетия церковь стала признавать необходимость прогрессивных реформ, даже возможность создания государственной собственности не в ущерб частной, предлагать пути преобразований, в том числе в аграрном секторе экономики (энциклика "Мать и наставница", I961). Церковь стала активно выступать с миротворческих позиций по международным вопросам, заняла доброжелательную позицию в отношении некоторых национально- освободительных движений. Соответствующие этой церковной позиции взгляды получили развитие в христианско-демократической идеологии. Партии – носители этих взглядов – пользуются большим уважением и поддержкой во многих странах. Они стремятся облагородить политику религиозной верой.
В 1990-е гг. хриcтианско-демократическое движение, тем не менее, стало ощущать симптомы кризиса. Это явно проявилось в Италии. Почти полвека христианские демократы формировали правительства этой республики. К 1994 г. выяснилось, что почти все партии и их лидеры замешаны в коррупции, в том числе христианские демократы. Началась кампания "Чистые руки", многие итальянские политики предстали перед судом. Политическая система страны потерпела крушение. Все ведущие партии, кроме коммунистической и фашистской, были распущены. Христианская демократия потерпела в Италии серьезное поражение. После 1994 г. возникла новая расстановка политических сил.
Мы назвали лишь некоторые основные типы политической идеологии, хотя в современном мире существуют десятки различных идеологий. Некоторые из них в большой мере выражают общечеловеческие ценности. Носителям идеологий часто бывает свойственно стремление делить человечество на "своих" и "чужих", проявлять амбициозность и нетерпимое отношение к инакомыслящим. Углубление идеологических споров способно подорвать усилия человечества в решении глобальных проблем, многие из которых крайне обострились. Среда них: экология, бедность и голод, быстрое и неконтролируемое распространение оружия массового уничтожения, рост агрессивности фанатичных (так называемых фундаменталистских) политических течений.
Академик А.Д. Сахаров говорил: "Каждое разумное существо, оказавшись на краю пропасти, сначала старается отойти от этого края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщенность". (Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Вопроси философии, 1990, № 2, с. 7).
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 630;