ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ Тексты.
Песни, собранные П. В. Киреевским. Изданы Обществом любителей российской словесности. — Часть 2: Песни былевые, исторические. - Вып. 6-10. - М., 1864-1874.
1 Народные исторические песни... — С. 274-275. 266
Миллер В. Ф. Исторические песни русского народа XVI—XVII вв. —
ПГ., 1915-
Исторические песни ХШ-ХУ1 веков / Изд. подготовили Б. Н. Путилов, Б.М.Добровольский. — М.; Л., 1960.
Исторические песни XVII века / Изд. подготовили О. Б. Алексеева, 5. М- Добровольский и др. — М.; Л., 1966.
Исторические песни XVIII века / Изд. подготовили О. Б. Алексеева, Л. И. Емельянов. — Л., 1971.
Исторические песни XIX века / Изд. подготовили Л. В. Домановс-кий, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. — Л., 1973.
Русские исторические песни. — 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. В. И. Игнатов. — М., 1985.
Исследования.
Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI вв. — М.; Л., 1960.
Соколова В.К. Русские исторические песни ХУТ-ХУШ вв. — М., 1960. [АН СССР. Труды Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. — Т. 1X1].
Криничная Н. А. Народные исторические песни начала XVII века. — Л., 1974.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем состояло главное художественное открытие исторических песен?
2. Как вы думаете, почему А. С. Пушкин назвал Степана Разина "единственным поэтическим лицом в нашей истории"?
ЗАДАНИЕ
На конкретных текстах раскройте связь исторических песен с былинной традицией.
БАЛЛАДЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
Народные баллады — это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, пре-
ступление и раскаяние. Художественным открытием баллады является просветляющий душу катарсис (от греч. katharsis — "очищение"): побеждает зло, невинно гонимые герои гибнут, но погибая они одерживают моральную победу.
Манера исполнения балладных песен — и сольная, и хоровая, и речитативная, и распевная, — в зависимости от местной традиции. Классическая баллада имеет тонический стих, без припева и строфической рифмы. По форме она близка к исто- рическим песням и духовным стихам.
Термин "баллада" многозначный. Его иногда возводят к итальянскому "Ьа11аге" — 'плясать'. Однако более точно — объяснить происхождение этого термина названием англо-шотландских народных повествовательных песен на темы средневековой истории ("Ьаllаd"). Термин начал применяться к литературному жанру романтической баллады и стал международным. Для обозначения жанра народных песен термин "баллада” был предложен еще в середине XIX в. П. В. Киреевским, но только в XX в. укоренился в фольклористике. Чтобы отделить его от литературного, говорят "народная баллада". В народной среде слово "баллада" не употребляется, произведения этого жанра исполнители не отделяют от других эпических песен и называют песнями или стихами.
Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, поэтому вопрос отбора текстов народных баллад сложный. В устной традиции некоторые лиро-эпические песни или их варианты образуют периферийную зону» т. е. по своим признакам могут быть отнесены к разным жанрам. Во многих случаях одни и те же произведения могут быть причислены как к балладе, так и к исторической песне, духовному стиху, даже к былине.
В этой связи обратим внимание на группу так называемых "исторических баллад" :"Авдотья Рязаночка", "Теща в плену у зятя", "Девушка взята в плен татарами", "Красная девушка из полону бежит"; в балладу "Гибель молодца у перевоза" могло быть включено имя Разина ("Смерть Разина") — и т. п. По своему содержанию эти произведения могут быть названы историческими песнями, т.е. отнесены к другому жанру.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
НАРОДНЫХ БАЛЛАД
Народная баллада, видоизменяясь, прошла многовековой путь: она была жанром раннетрадиционного, классического и поздне-
традиционного фольклора. Можно выделить три исторических типа этого жанра: мифологическая баллада — классическая баллада — новая баллада, — к такому выводу приводит сам материал.
Сюжеты мифологических баллад строились на архаичной мировоззренческой основе. Классическая баллада прочно связала свое содержание с феодальным бытом. Как подчеркивал Д. М. Балашов, "баллада была одним из ведущих песенно-эпических жанров русского средневековья послемонгольской эпохи (XIV— XVII века)"1. "...Особенно же богато представлен период крепостнический; можно считать, что XVIIи XVIIIвека — период наиболее интенсивного сложения и оформления баллад; вторая половина XIXвека (особенно конец века) уже переводит баллады в романсы", — писал Н. П. Андреев2.
Необходимо отметить популярность баллады не только среди крестьян, но и у жителей городов. Н. П. Андреев писал, что в значительной группе балладных песен изображена купеческая среда, причем "с такими подробностями, с таким знанием дела и обычно с такой определенной направленностью, что мы можем этим песням приписывать соответствующее (буржуазное, купеческое) происхождение". Исследователь обратил внимание и на значительную группу городских балладных песен "мелкобуржуазного ("мещанского") характера, песен романсного типа", подчеркнув их позднее, иногда явно литературное происхождение3.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 643;