Россия и средневековые государства Европы и Азии.Специфика формирования единого русского государства. Возвышение Москвы.

 

Этногенез русского народа и создание единого Русского государства происходили в сложнейших геополитических условиях: острейшей борьбой с исламинизированной Золотой Ордой, католической Литвой, Речью Посполитой и сильнейшими в военном отношении державами средневековья.

Местом развития великороссов и единой русской государственности становится Северо – Восточная Русь, которая в XIII – начале XIV вв., представляла собой конгломерат самостоятельных удельных княжеств, раздираемых между собой острейшими противоречиями. В начале XIV в., уже прекращается дробление княжеских уделов и всё больше проявляется тенденция политического объединения русских земель.

В 1147 году Юрием Долгоруким была основана Москва, которая становится центром Московского княжества. В Тверском летописном своде указывается другая дата основания Москвы - 1156 г. Основателем московской династии князей стал младший сын Александра Невского – Даниил, который значительно укрепил и расширил границы княжества. В 1327 г. ярлык на великое Владимирское княжество перешёл к Ивану Калите.

С XIV в., начинается длительный и сложный процесс объединения русских земель вокруг Москвы и образования единого Русского централизованного государства. В Европе процесс централизации завершился в основном к концу XV в., что являлось закономерным этапом в развитии феодализма. Особенностью образования централизованных государств в Западной Европе было то, что оно происходило в период развития буржуазных отношений. В основе социально-экономических предпосылок объединительного процесса лежал рост городов, усиление экономических связей между ними и торговли.

Возникновение предпосылок централизации на Руси наметилось в XIII веке, но и эти объединительные процессы были прерваны монгольским нашествием. В отличие от Западной Европы на Руси процесс политического объединения не подкреплялся экономической централизацией. Он совершался на феодальной основе, носителем его была великокняжеская власть, а также стремление свергнуть ордынское иго ускоряло процесс.

В русских землях начинается хозяйственный подъём, развивается ремесло, возрождаются города, которые превращаются в крупные политические и культурные центры, усиливаются этнические связи между русскими землями.

Роль русских городов в объединительном процессе иная, нежели западноевропейских городов. Города Руси не стали экономическими центрами объединения удельных княжеств в единое централизованное государство, что объяснялось слабостью товарно-денежных отношений. Особую роль города Руси сыграли в том, что они являлись стратегическими центрами обороны и развёртывания военных сил.

Рост поместного землевладения сопровождался усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий между крестьянами. Средние и мелкие феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая смогла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр – вотчинников.

Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV веке была вотчина – княжеская, боярская, церковная. Но даже во второй половине XV века в северо-восточной Руси преобладали так называемые чёрные земли, для которых было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебных участков и пахотных земель, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации.

В консолидации русских земель в единое централизованное государство была заинтересована русская православная церковь. В многочисленных летописях церковнослужители осуждали удельных князей за распри, сепаратизм и призывали их к единению.

В процессе образования централизованного государства рядом исследователей (Л.Н. Гумилёв, Г.П. Федотов) развивается идея единого национального государства, которую выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы.

Характерной особенностью централизации в России являлось то, что политические предпосылки преобладали над экономическими. Это было связано с необходимостью борьбы с внешним врагом (татаро-монголами, немецкими рыцарями и шведскими феодалами).

К важнейшим предпосылкам объединительного процесса в русских землях надо отнести:

· Близость правовых норм, восходящих к «Русской правде»;

· Синхронность в развитии княжеств;

· Наличие у народа общерусского национального самосознания.

В двухвековом объединительном процессе исследователи выделяют три этапа:

1-й этап: конец XIII – 80-е гг. XIV века. На данном этапе прослеживается начало хозяйственного подъёма в русских землях, особенно на Северо-востоке, где образуются новые княжества. В это время начинается борьба за Владимирское княжение между Рязанским, Суздальским, Нижегородским, Московским и Тверским княжествами. Какие же причины обусловили возвышение Московского княжества:

· Выгодное географическое положение княжества, которое давало ему средства и население;

· Политическая ловкость, гибкость и хозяйственность первых московских князей, умение их пользоваться обстоятельствами, чего не смогли сделать тверские князья, находившиеся в одинаковых условиях.

· Сочувствие и поддержка московских князей со стороны церкви и перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В результате Москва становится не только крупным политическим, экономическим, культурным, но и православным центром.

· Политическая близорукость татар, которые своевременно не заметили возвышения Московского княжества.

· Поддержка московских князей со стороны бояр и населения и др.

2-й этапобъединительного процесса приходится на 80-е годы XIV века. 1462 – характеризуется дальнейшим объединением земель вокруг Москвы, борьбой великого князя московского с удельными князьями.

Завершается политическое объединение русских земель вокруг Москвы, освобождением от ордынского ига и созданием государственного аппарата власти на третьем этапе 1462-1533гг.

В своём возвышении Московское княжество прошло три этапа.

Первый этап: ознаменовался рождением княжества и его первыми опытами по расширению территории.

Второй связан с именами двух выдающихся политических деятелей Ивана I Даниловича по прозвищу Калита и его внука Дмитрия Ивановича Донского. Иван Калита добился победы над Тверью. В награду за подавление тверского антитатарского восстания Ивану Калите был предоставлен ярлык на великое княжество Владимирское, которое без перерывов удерживал он и его сыновья – Семён Гордый и Иван Красный. Иван Калита закрепил за собой право сбора дани, которое татары передоверили владимирским князьям. Это и было одним из источников обогащения Московского княжества. Уже к концу правления Ивана I оно стало самым сильным, а Москва превратилась в общерусский политический и религиозный центр. Иван Калита именовал себя «великим князем всея Руси».

Со временем правления Дмитрия Донского московские князья закрепили за собой статус общенациональных вождей в борьбе с татарами.

На третьем этапе, при Василии Дмитриевиче, начался процесс превращения великого Владимиро-Московского княжества в единое Русское государство.

Бывшие удельные княжества стали превращаться в уезды, управляющиеся великокняжескими наместниками. В руках Василия I находилось руководство объединёнными вооружёнными силами русских земель. Осложнила процесс централизации феодальная война в 30 – 50-е гг. XV в. в Московском княжестве. Победа Василия II над своими политическими противниками, Галицкими князьями, стало торжеством нового политического порядка с сильными элементами централизации.

Завершилось воссоединение Руси при Иване III и Василии III.

 

2. Русское государство в годы правления Ивана 111 и Ивана 1У Грозного. Складывание в России сословно-представительной монархии.

 

Во второй половине XV века Русь уже стала называться «Россией». Это название происходит от греческого, византийского наименования Руси.

Иван III повел решительную борьбу с удельными порядками в государстве. По духовной Ивана III за московским великим князем закреплялись значительные политические преимущества.

Отныне право сбора налогов в Москве и в подмосковных сёлах принадлежало великому князю московскому. Иван III запретил удельным князьям чеканить свою монету. Это право закреплялось только за великим московским князем, что позволяло ему, навести порядок в финансовой системе и получить значительные денежные средства в великокняжескую казну. После смерти удельного князя его недвижимость переходила к великому князю, только часть её оставлялось вдове удельного князя «на прожиток».

При Иване III удельные князья были лишены судебных функций. Великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией.

Тип власти в период правления Ивана III характеризуется как самодержавный. Самодержавие – это монархическая форма правления в России, сложившаяся во второй половине XV века. Термин «самодержавец» означал самостоятельность государя, не подчинённого никакой внешней силе. С конца XV века на государственных печатях появился византийский герб – двуглавый орёл в комбинации со старым московским гербом –изображением Георгия Победоносца. Иван III сел на трон во всём великолепии византийских цезарей – со скипетром, державой, шапкой Мономаха. Византийская атрибутика московской власти была результатом оформившейся в годы его правления идеологической доктрины – «Москва-Третий Рим», автором которой был псковский монах Филофей. Он доказывал, что «первый» Рим пал из-за ересей, «Второй» (Византия) из-за унии (союза) с католичеством. «Третий» (Москва), именно христианский стоит, а «четвёртому» не бывать.

В это время появляется множество легенд, которые обосновывали первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы. Доказывался божественный характер власти Ивана III. Утверждению этой идеи способствовала политическая теория, провозгласившая Москву «третьим Римом». Согласно этой теории вся история христианства сводилась к истории трёх «Римом» - первого погубленного католичеством, второго – Константинополя, завоёванного турками - османами, и третьего – Москвы, объявлявшей недоступной для ереси твердыни православия. Поэтому задача создания централизованного государства, становилась всемирно – исторической, представлялась как спасение всего человечества.

В конце XV века расширились дипломатические отношения России с другими странами. В частности с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.

Новое значение великого князя Московского отразилось и на государственном праве. Первым сводом законов начального этапа русского централизованного стал СУДЕБНИК Ивана III 1497 г., источниками которого были византийское право, Русская Правда, Псковская и Новгородская судные грамоты, митрополичье правосудие и другие правовые документы. Статьи Судебника носят ярко выраженный классовый характер. Покушение на жизнь и собственность феодалов относится к важнейшим уголовным преступлениям, за которые назначалась смертная казнь.

Судебник определяет порядок суда. На боярском суде должны были присутствовать великокняжеские дьяки, а часть важнейших вопросов о земле и крестьянах должна была рассматриваться после доклада великому князю. Великокняжеский суд был высшей судебной инстанцией.

В статьях Судебника закрепляются права церкви как крупного землевладельца, и в тоже время ей предоставляются так называемые «тарханные грамоты», в которых был изложен широкий перечень привилегий, предоставляемых государством церкви.

В Судебнике регулируются, отношения между феодалами и крестьянами. В частности, определяется срок крестьянского срока выхода от феодала так называемый Юрьев день, (26 ноября за неделю до и после). Эта статья положила началу процесса закрепощения крестьян на Руси.

Законодатель ограничивает источники холопства. Дети холопа, рождённые до порабощения их родителей и живущими независимо от них объявлялись свободными. Приказчики отныне холопами не становились. За активное участие в борьбе с татаро-монголами предусматривалось освобождение от полного холопства.

В Судебнике регулируются земельные отношения: определяется порядок установления земельных границ, (меж), размеры штрафов за нарушение земельных меж и сроки судебных исков по земельным спорам.

Под преступлением законодатель понимает действия направленные против великого князя, его семьи, государственных чиновников, и класса феодалов, за которые назначалась смертная казнь без всякой пощады.

Судебник Ивана III сыграл важную роль в укреплении государства на этапе её централизации.

При Иване III начал складываться государственный аппарат. Систему государственных центральных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные функции военно-административные, и судебные функции и два исполнительных органа – Государев дворец и Государева казна. Чёткого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми землями. В компетенции казны находилась государственная печать, финансы и внешняя политика.

В системе местного управления ещё сохранились пережитки старины. Страна делилась на уезды, границы которых проходили по рубежам бывших уделов.

Уезды делились на волости, во главе которых стояли наместники и волостели. Они получали право собирать в свою пользу судебные пошлины и часть налогов (кормленческий доход). Причём кормление было вознаграждением не за административную службу а за прежнюю, военную.

Великий князь московский Иван III закончил собирание земель под властью Москвы; заложил основы российского самодержавия; укрепил государственный аппарат и повысил международный авторитет Москвы.

Он фактически стал создателем Московского государства. За годы его правления к Москве были присоединены княжества Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.), Тверское (1485 г.), Пермский край (1472 г.), Новгород и его владения (1478 г.), Вятская земля (1489 г.).

Великие и удельные князья отказались от верховных прав в своих владениях и переходили под политическое покровительство великого московского князя.

Иван III как независимый государь стал держать себя по отношению к татаро-монголам. В годы его правления был положен конец татаро-монгольскому игу на Руси в 1480 году стоянием на реке Угре.

В 1493 году Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном III, - “царь» и «самодержец» - подчёркивали самостоятельность и независимость государя всея Руси.

В отличие от передовых стран Западной Европы, образование русского централизованного государства происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России – на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будет господствовать: крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законом. В результате объединительного процесса в северо-восточной и северо-западной Руси образовалось крупнейшее государство Европы – РОССИЯ.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Повышение производи- Необходимость свержения

тельности земледелия татаро-монгольского ига.

Предпосылки

Усиление товарного харак- Целесообразность централизо-

тера ремесла. ванной защиты русских земель

от внешних врагов.

Увеличение количества

городов ПредпосылкиСтремление православной цер-

ви к централизованной власти

Развитие экономических с целью своего усиления.

связей.

Предпосылки

 

СОЦИЛЬНЫЕ


Потребность класса феодалов ДУХОВНЫЕ

в сильной государственной Предпосылки

Общность христианской религии русского, белорусского и украинского народов. Общность культуры, обычаев, традиций.
власти

 

Потребность крестьян в цен-

трализованной власти для

защиты от феодалов.

 

Активизация социальной

борьбы.

 

 

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО РЕФОРМЫ.

 

Иван Васильевич родился в 1530 году. «От природы, - писал Ключевский, - он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие». Иван рано осиротел, на четвёртом году он потерял отца, на восьмом - мать. И с младшим братом Юрием, глухонемым от рождения попал на попечение бояр. «Он с детства видел себя в окружении чужих людей. В душе Ивана рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Отсюда его робость, ставшая чертой характера». В нём развивается подозрительность, которое с годами превращается в глубокое недоверие к людям.

Иван Грозный вошел в историю загадочной и страшной личностью. Перед некоторыми историками стоял вопрос, был ли Грозный нормален умственно. В трудах Соловьёва и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана Грозного как момент решительной схватки «государственного начала», воплощённым этим грозным государём, с удельной стариной.

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но ещё более мрачного, кровавого и отвратительного. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавшей затем опричниной – таковы основные вехи правления этого государя и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного.

С конца 40–х гг., Иван IV переходит к самостоятельному правлению, этот период начинается с его венчания на царство и женитьбой 16 января 1547 г.

Успехи, достигнутые представителями боярской группировки, пришедшей к власти после московского восстания 1547 г., оказались кратковременными. Уже к началу 1549 г. было сформировано правительство, отражавшее интересы широких кругов феодалов, фактически главой, которого стал фаворит царя Алексей Адашев. Он взял в свои руки важнейшую текущую правительственную работу. Заметная роль в политической жизни страны принадлежала Ближней думе, которую князь Андрей Курбский назвал Избранной радой. В неё входили наиболее преданные царю представители феодальной знати.

Большое влияние на царя в это время приобрёл священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Он был связан с теми кругами боярства, которые понимали необходимость государственных преобразований для укрепления правительственного аппарата. Новое правительство осуществляло политику компромисса между дворянством и дальновидной частью боярской знати.

В конце февраля 1549 г. В царских палатах состоялось торжественно обставленное собрание представителей высших разрядов господствующих классов. На нём присутствовали бояре, дьяки, церковные иерархи и наиболее богатее дворяне. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях, чинивших в его малолетстве. Вместе с тем он призвал собравшихся к совместной, согласованной деятельности. Специальным решением дворянство освобождалось от подсудности боярам – наместникам и получало право судиться непосредственно царём. Это собрание представляло собой «Собор Примирения» или первый Земский собор.

На Земском Соборе 1550 г., был принят новый Судебник, вобравший в себя многие правовые статьи Судебника Ивана III 1497 г.

Важнейшие дела в государстве подлежали суду самого царя. Первая статья судебника так и начиналась «Суд царя и великого князя…»

Верховная власть, не забывшая народного возмущения 1547 года, закрепила в Судебнике ответственность за должностные преступления. Впервые в России вводились наказания для высших должностных лиц за взятничество. Кроме боярского суда сохранялся как пережиток прошлого и «суд Божий», иначе «поле» - поединок спорящих сторон.

Церковь категорически запрещала духовным лицам выходить на «поле», а также хоронить погибших в судебных поединках по церковному обряду.

Судебник 1550 года ограничивал такой вид суда как «поле», заменяя его другими формами судебных разбирательств.

Судебник устанавливал ответственность за оскорбление, вводя различные наказания за «бесчестье».

Судебник защищает интересы крупных землевладельцев.

Зато над земельными богатствами церкви нависла серьёзная угроза. Статья 43 – я Судебника провозгласила ликвидацию тарханных грамот, т.е. податных привилегий монастырей – вотчинников.

Вторую группу статей Судебника Ивана Васильевича составляют законы о крестьянах и холопах. Статья 88-я в интересах холоповладельцев, т.е. в первую очередь всё той же знати, разрешалось холопить крестьян не считаясь с Юрьевым днём, причём даже без уплаты господину за пожилое. Вместе с тем, статья 81-я категорически запрещала холопить детей боярских, годных исполнять служилые обязанности.

Впервые в русском законодательстве была введена статья о служилых холопах (ст. 78-я), являвшаяся как бы правовым оформлением статуса этой категории зависимых людей в русском государстве.

Особой статьёй (91-й) Судебник категорически запрещает посадским людям жить в монастырских городских дворах и закладываться за ними.

Большое внимание Судебник уделяет вопросам центрального и местного управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, Судебник 1550 года вносил в неё свои коррективы, ограничивающие власть наместников и волостелей. Сокращался объём судебных полномочий наместников и усиливался контроль над ними со стороны как местной, так и центральной власти. На суде должны были присутствовать и старосты и целовальники (должностные лица местного управления, избравшиеся посадскими людьми или черносошными крестьянами). Наиболее важные дела докладывались царю и боярам.

Наконец, статьёй 98-й Судебником устанавливалось, что законы утверждаться с «государева доклада и с приговора всех бояр», т.е.они сначала докладывались царю, после чего при участии Боярской думы принималось окончательное решение.

Судебник этой статьёй отражает компромисс между растущим дворянством, сторонником решительного укрепления царского самодержавия и феодальной знатью, цеплявшейся за права и прерогативы Боярской думы.

Судебник 1550 года сыграл важную роль на пути укрепления и развития сословно-представительной монархии в России.

«ИЗБРАННАЯ ТЫСЯЧА». Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путём пересмотра в Судебнике правового положения вотчинного землевладения заставила правительство искать новые источники для обеспечения землёй возросшего поместного войска. Таких было два: казённые земли и владения духовных феодалов. Сначала правительство пыталось удовлетворить интересы 1000 служилых людей за счёт поместий из оброчных и дворцовых земель в дополнение к своим основным владениям. Но этот проект реформ остался неосуществимым, потому что у правительства не хватало необходимого количества свободных земель под Москвой. Одна из сторон этой реформы была претворена в жизнь: в 1551-1552 гг. всех служилых людей государева двора записали в Дворовую тетрадь. После чего ежегодно стали устраивать смотры наличного состава государева двора. Это позволяло правительству наиболее оперативно назначать на командные должности близких к царю княжат и бояр.

СТОГЛАВ. Почти одновременно правительство вело подготовку к ограничению церковно-монастырского землевладения. Сильвестр и другие представители церкви идеологически обосновывали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. 15 сентября 1550 года правительство приняло решение, по которому духовным феодалам запрещалось создавать новые слободы. В старых слободах они не могли теперь ставить новые дворы. В 1551 г., состоялся собор русской православной церкви, который подготовил соборные решения – т.н. Стоглав. Он был написан в виде ответов на вопросы царя о церковном «строении». На соборе правительство выступило с развёрнутой программой церковных реформ. Предполагалось добиться согласия собора на ликвидацию монастырского землевладения и белых слобод церковных феодалов в городах.

В самом главном правительство потерпело неудачу. Ему не удалось осуществить секуляризацию церковных земель. В Стоглаве ещё раз была подтверждена незыблемость церковно-монастырского землевладения.

ВВЕДЕНИЕ«большой сохи». В связи с попытками решения земельного вопроса и введением новых прямых налогов было необходимо провести реформу поземельного обложения и учёт земельного фонда. В этих интересах была проведена поземельная перепись. Была введена в центральных районах Русского государства единая окладная поземельная единица-т.н. большая соха. Соха состояла из разного количества земли, в зависимости от её качества и сословной принадлежности владельца.

Для земель служилых феодалов (и дворцовых) размер сохи составлял 800 четвертей, для церковных – 600, для земель черносошных крестьян – 500 четвертей (четверть – половина десятины). Это означало неравную степень тяжести обложения. В наиболее трудном положении оказались черносошные крестьяне, ибо при одинаковом количестве земель у различных землевладельцев этим крестьянам приходилось платить больше всего налогов. Реформа была более благоприятна для светских феодалов, и несколько ущемляла духовных землевладельцев.

В середине XVI в. наряду с ростом старых налогов («ямских денег», «городового дела» и др.) повсеместно были введены новые: «пищальные деньги» (на содержание стрелецкого войска), «полоняничные» (на выкуп пленных) и др. Реформы финансовой системы приводили к резкому усилению податного бремени.

К середине 50-х годов XVI в. была завершена реорганизация центральных органов управления, за которыми позднее закрепилось наименование приказов. Делопроизводство в приказах сосредоточилось в руках дьяков, происходивших из дворян.

Разветвлённая система приказов с её бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства и ликвидации пережитков удельной раздробленности.

ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ. Не меньшее значение имела реорганизация местного управления. Губная реформа, начатая ещё в 1539 г. была завершена в основном в 1555-1556 гг. В результате суд по важнейшим уголовным делам на местах был изъят из рук наместников и волостелей и передан губным старостам, которые выбирались (обычно по уездам) из провинциальных детей боярских. В губных наказах, посылавшихся на места, особое внимание уделялось процедуре расследования (сыска) по делам о «лихих людях». Губные старосты подчинялись Разбойному приказу.

С начала 50-х гг. XVI в. происходила замена власти кормленщиков органами земского управления. К 1556 году система кормлений в основном была ликвидирована. Судебные функции и сбор податей, которыми ранее ведали кормленщики передавались «излюбленным головам».

С усилением централизации управления к концу XVI в., происходит постепенное объединение военного и гражданского управления на местах, а в связи с этим заменяются наместники – воеводами.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. Тревожное положение в стране и важнейшие внешнеполитические задачи России в борьбе с Казанским ханством и Ливонией требовали незамедлительных преобразований в армии. Старая дворянская конница уже не отвечала требованиям времени. Не всегда дворяне вовремя являлись на службу, что не могло не оказывать негативное влияние на боеспособность войск. Важнейшим недостатком в строительстве армии было то, что назначение на высшие военные должности регламентировались местническими отношениями, что приводило к спорам о местах. Это негативно сказывалось на результатах военных кампаний.

В июле 1550 г. царским приговором упорядочивались взаимоотношения между воеводами и запрещались споры о местах на период военных действий. Устанавливалось подчинение всех воевод воеводе главного полка, что повысило в значительной степени дисциплину в войсках.

Тогда же в Москве создаётся ядро дворянского войска - Избранная тысяча (1068 дворян). Появляется новый вид войска – стрелецкое. Стрельцы набирались из посадского люда. Стрелецкое войско финансировалось из царской казны и находилось на полном царском довольствии. К концу XVI в., стрельцов насчитывалось до 25 тысяч человек. Это было начало формирования служилого войска по «прибору».

В 1556 г. было издано Иваном Грозным «Уложение о службе», окончательно устанавливающее порядок службы для детей боярских и дворян, начинавших военную службу с 15 лет. Служилые люди обеспечивались минимальным земельным наделом в 150 десятин (1 десятина – 1,09 га.)

С этого земельного оклада должен был выставляться один воин на коне и в полном вооружении, вводились военные смотры, новые налоги, так называемые «пищальные деньги». Уже во второй половине XVI в., к русскому войску относились казаки. Хорошо вооружённое, лично зависимое от царя войско сыграло важную роль в военных кампаниях XVI века.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твёрдо стоял на позиции необходимости установления сильной самодержавной власти, основными препятствиями которой были боярско-княжеское землевладение и боярские привилегии. Вопрос стоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя привели к установлению ОПРИЧНИНЫ.

Какие же предпосылки обусловили политику опричнины?

В ходе реформ дворянству удалось добиться некоторого ограничения прав и привилегий феодальной аристократии, уходивших корнями во времена феодальной раздробленности. Однако два важнейших требования рядовых служилых людей не были удовлетворены: речь идёт о земле и крестьянах. Вельможная знать, не склонна была поступиться своими огромными земельными владениями в пользу служилых людей. Обладая значительными денежными средствами, княжата и бояре легко переманивали к себе крестьян от средних и мелких помещиков. Поэтому феодальная знать не стремилась к ликвидации прав крестьянского выхода.

Феодальная аристократия держала в своих руках доходные и почётные должности в государственном аппарате, суде, армии, что вызывало зависть приказного дьячества и служилого дворянства. Потребность дальнейшего наступления на феодальную знать была очевидной и осознавалась такими мыслителями, как Иван Пересветов. Но это наступление не могло проводиться без завершения процесса объединения русских земель, ликвидации пережитков удельной раздробленности и утверждения абсолютной власти монарха.

Иван IV расправлялся с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными средствами. По мнению Ключевского В.О. в конце 1564 года Иван Грозный выехал из Москвы со своим двором в Александровскую слободу. В начале 1565 г., он составил два послания. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, царь сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин «опричнина» происходит от слова «опричь» - кроме). Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел.

Во втором послании, обращённым к посадским людям, Иван Грозный сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван IV ожидал, что его позовут на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия, право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли, на которых поселились дворяне, входившие в опричное войско. (Первоначально примерно 1000 чел.). Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления государством. Опричнина по форме была возвращением к временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель – уничтожить остатки феодальной раздробленности в России.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался не перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Руководителями опричнины были вначале князья Черкасские, затем – отец и сын Басмановы из старомосковского боярства, позднее – совсем уж незнатный человек Малюта Скуратов-Бельский.

Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в государстве, выступавшей против централизации. В тоже время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию государства, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потом вылившуюся в массовый террор. В целом это не была антибоярская политика. Скорее это был конфликт царя внутри господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV для укрепления своей власти.

В 1571 году крымские татары во главе с ханом Девлет-Гиреем осуществили поход на Русь. Многие опричники в критический момент не вышли на государеву службу. Крымский хан неожиданно появился под стенами столицы. 24 мая 1571 г., Москва была сожжена татарами. Один из летописцев сообщал, что «Москва вся сгорела в три часа. Людей в ней сгорело бесчисленное множество».

Полная небоеспособность опричного войска, ускорила ликвидацию опричнины. Сразу же после сожжения Москвы, был казнён главнокомандующий опричным войском князь Михаил Черкасский (шурин царя, брат его второй жены Марины Темрюковны). Полетели головы и его сотоварищей. Грозный обратил свой гнев на истинных и мнимых виновников военных неудач. В результате опричнина была обезглавлена. Новые люди, ставшие во главе государева двора, не были заинтересованы в сохранении опричных порядков.

В 1572 году Девлет-Гирей повторил набег на русские земли. Для отражения татар вновь была собрана рать, как с земщины, так и с опричнины. В июле в битве при Молодях (40 км от Москвы) татары потерпели тяжёлое поражение. Битва показала, что борьба с внешним врагом может быть успешной при условии ликвидации деления войск на опричные и земские полки. В том же 1572 году опричнина была отменена и преобразована в «Государев двор».

К этому времени ещё продолжалась Ливонская война. В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую, которая вместе со Швецией вела успешные военные действия против России. Героическая оборона горожанами Пскова в 1581 г., против войск польского короля Стефана Батория, позволила заключить мир в Яме Зампольском, местечке под Псковом в 1582 г., по которому Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой, но зато возвращались другие русские земли, занятыми польскими войсками, за исключением города Велижа. В 1583 г., было подписано Плюсское перемирие со шведами.

В 70-х-начале 80-х гг., XVI века хозяйственное разорение на Руси приняло катастрофические размеры. В 1584 г., в Московском уезде под пашней было лишь 16 % земли, а 84 % запустело. Ещё хуже обстояло дело в районе Новгорода и Пскова, прилегавшим к театру военных действий, а позднее и охваченным ими; здесь в обработке было только 7,5 % земли.

Основная причина охватившего страну разорения заключалась в резком возрастании феодального гнета в обстановке тяжёлой Ливонской войны и карательных действий опричнины,осложнённой мором, голодом и набегами неприятеля. Всё это вызвало волнение среди крестьянских масс.

18 марта 1584 г., на 53 году от роду умер Иван Васильевич Грозный. Умер он неожиданно для окружающих за расстановкой шахмат, которыми хотел развлечься.

Таким образом, реформы 50-х годов подготовили страну к последующим реформам, хотя носили они не повсеместный характер из-за больших денежных затрат на их проведение и медленного проведения в жизнь. Эти преобразования не только продолжали начинания предшественников, но и что-то начинали с нуля. Они были направлены в интересах государства и выражали интересы бояр и крупной аристократии. В основном преобразования носили положительный потенциал, так как послужили стимулом для дальнейших изменений в экономике. Но, несмотря на это, некоторые области государственного управления оказались запущенными, например, дипломатия. Так же боярская борьба за власть уронила её авторитет. Но эти реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема этногенеза восточных славян. | Постановка задачи. Явление Резонанса.




Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 3894;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.057 сек.