Виды ручного ковроделия

В процессе многовекового совершенствования ручного ткачества были выработаны многочисленные типы ковров: гладкие безворсовые, с длинным и коротким ворсом, войлочные, махровые, сумаховые и др. Их изготавливали из шерсти, хлопка.

Ковровые изделия отличаются большим разнообразием по технике выполнения. Они бывают гладкие односторонние и двусторонние типа паласов, килимов, сумахов, а также односторонние и двусторонние ковры с коротким и длинным ворсом. Встречаются ковры с гладким фоном, над которым рельефно выступает ворсовый узор.

Из ковров Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские.

Иранские ковры классифицируются по месту производства, например «катан», «фараган», «хорасан» и др. или по типу оранмента (медальонные, охотничьи, звериные, садовые, вазовые). Они характеризуются высокой плотностью, сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой.

Турецкие ковры, которые также делятся по месту производства («ушак», «бергама», «глордес»), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичный молитвенный ковер - с изображением мижраба с лампой внутри него, двумя колонками по сторонам и стихов Корана вокруг него.

Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские). Орнамент центра поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака – гёля (восьмиугольный медальон), форма и узоры которого различны у разных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских ковров характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета.

Азербайджанские ковры чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширвоен», «зенджа» и др.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центре поля фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для других («Карабах» - разнообразные растительные орнаменты с обилием цветочных мотивов.) Азербайджанские ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов.

Ковры бывают

· Тканые

· нетканые.

Тканые ковры более разнообразны по технологическим приемам изготовления и подразделяются на

· ворсовые,

· махровые

· безворсовые.

Ковровая ткань состоит из переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. При ткачестве безворсовых ковров нити основы закрываются утком, окрашенным в различные цвета. Ткань таких ковров гладкая, рисунок лицевой стороны идентичен изнаночной. Эти ковры называют также двусторонними безворсовыми.

К безворсовым коврам относят килимы, паласы и сумахи.

Сумах отличается от обычного гладкого ковра тем, что в образовании ткани ковра участвуют два утка. Первый служит для создания так называемого каркаса ковровой ткани и переплетается с нитями основы. Он скрепляет переплетение с основой второго узорообразующего утка . Каркасный уток окрашивается в один цвет, нити для узорообразующего – в различные цвета. В этом случае цветной шерстяной уток переплетается с основой не полотняным переплетением, а делает петлю на двух основных нитях, а затем переходит к следующей паре нитей основы, образуя при этом рисунок на лице, а на изнанке выступает уток, который переплетается с основой полотняным переплетением после каждого ряда шерстяных узорных косичек или полукосичек. На лицевой стороне сумаха переплетения нитей имеют вид косички, а концы цветных узорообразующих нитей выводятся на изнанку. Таким образом, лицевая сторона ковра гладкая, а изнанка мохнатая, что придает ковру мягкость.

В простых паласах разноцветные уточные нити не сцепляются между собой, а обвиваются с соседними основными нитями, т.е. между двумя цветными утками по вертикали получаются просветы.. При составлении узоров для паласов необходимо следить, чтобы не было длинных вертикальных линий, иначе в этих местах будут вертикальные щели.

Килимы отличаются от паласов тем, что утки одного цвета перевиваются с утками другого цвета, а не ложатся рядом. Когда в местах перехода одного цвета в другой перевиваются нити утка на одной нити основы, четкость цветовых границ несколько утрачиваются

Для ворсового ковра ручного изготовления заработка и кромки выполняются аналогично. Для вязки узлов применяется как одиночная нить, так и в 2-3 сложения и более. Для вязки узлов и обрезки ворса применяется специальный нож, на конце которого имеется крючок. В зависимости от формы вязки ковровые узлы бывают одинарные, полуторные, двойные и спиральные. Наиболее прочным является двойной узел, при котором шерстяной уток обвивается на двух нитях основы, выпуская концы на лицевую сторону, После каждого ряда узлов прокладывают два ряда уточных нитей, которые переплетаются с основой полотняным переплетением.

Полуторный узел, называемый пекинским или персидским, отличается от предыдущего тем, что в нем одна нить основы огибается полной, а другая неполной петлей.

Большое распространение имеют махровые и длинноворсовые ковры, которые до сих пор вырабатывают в Сибири, прибалтийских республиках, где эта техника известна под названием «рюу»

В махровых коврах вяжется также двойной узел. Но количество групповых утков увеличивается. Декоративный эффект при этом достигается длиной ворса. Эти ковры отличаются большой живописностью и мягкостью колорита. Эта техника открывает перед художником большие возможности. Подготовка и заработка выполняются обычным способом. Цветные кончики пряжи обвивают две нити основы так, чтобы ворсинки были выпущены на лицевую сторону. Между рядами узлов прокладываются шерстяные или хлопчатобумажные утки, которые переплетаются с основой репсовым переплетением. Количество их зависит от длины ворса.

В изготовлении традиционного гобелена также встречается три вида переплетений:

Гладкое, которое по технике выполнения представляет собой полотняное переплетение, называемое также репсовым или гарнитурным. Представляет собой полотно, обладающее незаметной факту, гладкостью, ровнотой художественной плоскости. Данное переплетение является идеальным фоном для фактурных и рельефных элементов композиции, а также обладает большими возможностями для передачи живописных эффектов.

Фактурное, обладающее более рельефной поверхностью полотна или отдельных его участков. Позволяет делать более выразительными элементы, являющиеся акцентом композиции.

Ворсовое, когда лицевая поверхность состоит из концов отрезков цветной пряжи, может выполняться как по всей рабочей поверхности полотна, так и подчеркивать характер и фактуру отдельных элементов композиции гобелена.

При выполнении работы, в зависимости от ее содержания и характера элементов, могут использоваться отдельные виды переплетений или их комбинация, часто фактурные и ворсовые элементы присутствуют в виде отдельных вкраплений на фоне в основном гладкой поверхности всей композиции.

 








Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2496;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.