История возникновения гобелена
Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян в Х1У веке до н.э. На вертикальных станках они изготавливали нарядные ткани с цветными узорами в гобеленовой технике.
Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, персов и других народов в I тысячелетии до н.э.
В гробнице Тутмоса четвертого (около 1400 лет до н.э) была найдена льняная пелена с затканными разноцветными цветками лотоса.
О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших дней в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность.
У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам.
В славянских жилищах ими утепляли стены, украшали храмы, устилали пол, а также использовали как покрывала для сундуков, лавок, саней.
У восточных народов ковры имели еще более широкое применение. Кроме настенных и напольных ковров, выделялись мешки-хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных, ковры-футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома.
Подлинная история тканых ковров с сюжетными или орнаментальными изображениями (шпалер или гобеленов) начинается с Германии, несмотря на то, что главными претендентами на это выступают Франция и Бельгия. Сохранились немецкие шпалеры 11 века.
С точки зрения текстильного тканья, шпалера представляет собой полотно, в котором уток полностью закрывает основу. Существовало два способа тканья: при вертикальном положении основы и при горизонтальном.
В зависимости от положения основы располагался перед ткачами и рабочий картон. Если основа натягивалась вертикально, картон размещался сбоку от станка. Перед мастером была изнаночная сторона. С лицевой стороны ставилось зеркало, в котором мастер, раздвинув нити основы, мог видеть лицевую сторону ковра. При горизонтально натянутой основе картон помещался непосредственно под шпалерой, и мастер не имел возможности увидеть лицевую сторону ковра во время работы. В этом заключалась основная сложность операции.
В распоряжении мастера было огромное количество шпулек с цветными нитями, предназначенными для утка, а поскольку они стоили очень дорого, он использовал их экономно, часто меняя шпульки и тщательно закрепляя нити с изнанки.
В средние века техника ткачества шпалер было широко развита в Западной Европе, особенно Франции и Голландии. Шпалеры в Западной Европе начали ткать в 12-13 вв. Они применялись в убранстве жилых и парадных помещений, скрывая холодные невзрачные каменные стены, предназначались для убранства серого и холодного крепостного замка средневекового феодала и пышных интерьеров королевских дворцов по всей Европе. Ворсовые ковры и шпалеры использовались не только для украшения, они создавали акустическую и тепловую изоляцию каменных стен внутренних помещений, делили стены на меньшие плоскости. В парадных залах[ и жилых покоях 11-15 веков шпалеры заменяли настенные росписи и придавали мрачным средневековым замкам праздничный вид. Нередко шпалеры использовались в качестве раздвижных завес на кольцах. Ими украшались также походные шатры полководцев, соборы и ратуши. Во время турниров шпалеры развешивали на трибунах, устроенных для зрителей. При торжественных въездах влиятельных особ в город и в дни праздников ими украшали балконы, окна и стены домов.
По всей Европе каждый королевский двор имел мануфактуры по производству гобеленовых ковров – шпалер. На шпалерных мануфактурах применялся в основном мужской труд. На изготовлении одного ковра требовалось очень много времени. При напряженном шестнадцатичасовом рабочем дне в течении года опытный ткач мог выткать от одного до полутора квадратных метров ковра сложной композиции. Обычно одни ковер ткали восемь-десять ткачей. Сырьем для их изготовления служили лен, хлопок, шерсть и шелк всевозможных цветов и оттенков.
Часто целыми деревнями по нескольку десятилетий ткались огромных размеров гобелены. Это были огромных размеров ковры (часто высотой 4-5 м и общей длиной до нескольких десятков метров). Сюжетами и мотивами этих ковров служила библейская мифология, военные походы, домашняя жизнь и сцены охоты высшего общества.
Моделью для исполнения шпалеры служил картон - специальный эскиз в красках в натуральную величину. Эскизы гобеленов в натуральную величину в цвете для картинного ткачества писались и изготовлялись живописцами различных эпох. Такие картоны создавали многие известные художники, в том числе Рафаэль.
Особенно богатые традиции изготовления гобеленов сложились во Франции. Первые письменные источники о производстве шпалер во Франции относятся к 13 веку, о них упоминается в цеховых уставах того времени. В 14 веке Париж был главным центром производства шпалер. Во время Столетней войны, после вторжения в Париж англичан, производство шпалер заглохло. Ткачи переселились в другие города. В 15-начале 16 века во Франции большинство шпалер выполнялось странствующими мастерами, переходившими из одного замка в другой. Они создали стенные ковры, усыпанные по синему фону розовыми и красными цветами, с изображением на них сцен из жизни сеньоров. Такие ковры называются мильфлерами. Они часто носили поучительный характер, на них изображались аллегорические и пасторальные сюжеты, сцены, заимствованные из средневековых рыцарских романов и басен. До сих пор не выяснено место производства этих шедевров французского средневекового искусства.
Возрастающие потребности феодалов в украшении своих замков привели к необходимости увеличить в стране производство шпалер. Значительного расцвета достигло искусство изготовления стенных ковров во Фландрии. Слава о мастерстве ткачей Брюсселя дошла до французского короля Генриха 1У и он пригласил в Париж фламандских ткачей Марка Команса и Франсуа де ла Планша.
В предместье Сен-Марсель им было предоставлено помещение, которое в 1440 года принадлежало парижским красильщиками Гобеленам. Наследники Гобеленов к началу 17 века разбогатели и получили высокие административные должности. Заниматься ремеслом красильщиков им было неудобно, и они сдали помещение красильни фламандским ткачам. Шпалеры, выполненные на мануфактуре Команса и Планша, украшали дворец французского короля и замки знатных феодалов.
Во второй половине 17 века абсолютизм во Франции достигает наивысшего развития. Вся художественная жизнь страны в это время подчинена интересам двора.
Власть короля становится неограниченной. Людовик 14 официально именовался «король-солнце». Ему принадлежали слова «Государство – это я», являвшееся выражением неограниченной власти. Прославлению короля и тем самым господствующего порядка придавалось огромное политическое значение. Академия живописи и скульптуры превращается в учреждение, руководящее искусством. Она требует от художников создания произведений, прославляющих короля. Крупнейшие архитекторы, живописцы, скульптуры работают по заказам короля, создавая официальное и торжественное искусство. Спрос на произведения прикладного искусства настолько велик, что министр финансов Кольбер основывает ряд государственных мануфактур.
В 1664 году в Париже создается королевская мануфактура, объединившая все парижские мастерские стенных ковров. Мануфактура Команса и Планша была приобретена в казну и стала называться мануфактурой Гобеленов. Имя знаменитых мастеров-красильщиков осталось за королевской мануфактурой, а все вырабатываемые ею шпалеры с тех пор называются гобеленами. В 18 веке гобеленами стали называть шпалеры других европейских мануфактур, подражавших французской, а с 19 века – вообще все шпалеры.
Мануфактуру Гобеленов возглавлял «первый художник короля» Шарль Лебрен. По его эскизам на мануфактуре Гобеленов выполнялись картоны будущих шпалер, создавались декоративные композиции, прославляющие Людовика 14 и его время.
Из одиннадцати гобеленов состояла серия «Истории короля Людовика 14», и др. Почти десять лет выполнялись эти гобелены. Они представляют большой исторический интерес. На них запечатлены многие события, связанные с жизнью двора, с документальной точностью переданы интерьеры и костюмы. В гобеленах использовано много золотых нитей. В начале царствования Людовик 14 с затратами на ковры не считался, и золото широко применялось в украшении гобеленов, лишь в 1685 году из-за отсутствия денег в казне королю пришлось ввести запрет на применение золота в гобеленах.
В конце 17- начале 18 века происходят социально-политические изменения в обществе, повлекшие за собой изменения и в искусстве. Возникает лозунг «искусство как наслаждение». Архитектура и ДПИ стремятся к камерности, интимности, изяществу. На смену пышным величественным гобеленам приходят изящные орнаментальные композиции.
На мануфактурах Гобеленов по картонам Клода Одрана-младшего выполняются гобелены, напоминающие декоративные панно или настенную роспись.
Характерным признаком гобеленов 18 века является бордюр, имитирующий золоченую раму, в отличие от более ранних гобеленов, обрамленным пышными гирляндами, перевитыми лентами. Новый тип шпалер привел к созданию серий, получивших общее название «алентуров»., когда сюжетная композиция помещалась в обрамление в виде рамы. Вокруг изображения располагались всевозможные орнаменты. Алентуры имитировали декор стены с висящими на ней картинами.
Так постепенно гобелены теряют свою самостоятельность, предметность, становясь элементом декоративного оформления стены. Гобелены второй половины 18 века теряют необходимую произведениям прикладного искусства декоративность и приближаются к станковой живописи.
На смену изысканным декоративным гобеленом приходят большие по размеру многофигурные композиции, ничем не отличающиеся от станковой живописи. На мануфактурах Гобеленов выполняются копии с наиболее популярных живописных оригиналов. С развитием химии появилось большое число искусственных красителей. Художники располагали теперь сотнями оттенков, позволившими передавать в ткани тончайшие переходы цвета. Опытные мастера гобеленовой мануфактуры, которые в 17-18 веке, сообразуясь с техникой тканья, вносили в цветовое решение некоторые изменения, во второй половине 18 века слепо повторяют живописный оригинал. Пышные торжественные композиции выполнены по всем правилам построения живописного полотна.
В середине 17 века шпалерные мануфактуры существовали в Италии, Германии, Испании, Фландрии. В западноевропейском ковроткачестве в семнадцатом-восемнадцатом веке выделяются ворсовые ковры мануфактуры Савонеры, открытые в 1624 году в Париже (в помещении бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название ее от savon – мыло). Это ковры с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на черном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые ковры в Англии и Испании.
Ученые, изучая историю славянских народов до 12-13 вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах коврами устилали пол, в бедных - на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.
Ковроделе издавна развивалось на Украине, где изготавливались безворсовые ковры – килимы: в центральных районах с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на черном, голубом или светло-желтом фоне, а в западном - с геометрическим узором. Килимарские фабрики были основаны на территории Украины, где изготовлялись килимы и гобелены (мануфактуры в Козы-Чартарийском, мастерские Гобеленов в Горохове)
Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии.
В России первая шпалерная придворная мануфактура была основана в 1717 году Петром 1. Для ее организации приглашались иноземные мастера. Наибольшего расцвета русская мануфактура достигла в середине 18-начале 19 века. Произведением того времени выполнены в стиле рококо и классицизма. Сюжетами русских шпалер являлись батальные сцены, портреты и декоративные композиции.
Позднее появились гобелены с использованием шерстяных нитей, пеньки, морской травы, искусственных волокон, а также объемные, которые прикреплялись к потолку или служили ширмами, разделяющими помещение на отдельные части. Чаще всего последние использовались при украшении интерьеров.
Из русских ковров особенно известны курские и воронежские – безворсовые, с объемно трактованными цветами натуральной расцветки на черном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые ковры с цветочным орнаментом.
Богатые художественные традиции белорусского народного ткачества побудили открытие ткацких мануфактур, которые изготовляли шпалеры, ворсовые ковры, килимы в районах, где широкое развитие имело деревенское ткачество - в Слуцке, Несвиже, Мире, Гродно, Слониме, Ружанах, Дубровно.
Особенное внимание придавали Раздзивиллы развитию художественного ткачества. Первые мануфактуры на Беларуси были открыты Радзивиллами в Альбе под Несвижем, в Кареличах и Мире. Там изготавливали пояса, скатерти, полотно для обивки стен, настенные ковры-гобелены. Особенную склонность имели Радзивиллы к шпалерам.
Их семейная коллекция насчитывала большое количество богатых, редких арасов. Арас – французский тканый ковер ручной работы, изготовленный в г.Арасе, который был центром шпалерного ткачества в 14-15 веках.
Ткали гобелены в сложной французской технике на специальных ручных станках по мотивам картин западноевропейских художников. Вначале рисунки на гобеленах не ткались, а вышивались.
Ковровые изделия ткались местными белорусскими городскими и деревенскими ремесленниками, которые досконально владели различными ткацкими технологиями. На мануфактурах работали приглашенные французские, бельгийские и другие мастера-ткачи, под руководством которых многие местные талантливые ткачи, преимущественно женщины и девушки, и обучались новым для них технологиям и сами становились мастерами.
Еще в начале 18 века между белорусскими и украинскими ткачами существовала взаимосвязь. В первой половине 18 века ткацкой мануфактурой г.Станислава (Ивано-Франковск) был приглашен Михайлом пятым Казимиром Радзивиллом в Слуцк мастер Ян Маджарский. После закрытия Гродненских ткацких мануфактур часть мастеров, которые работали под руководством Яна Маджарского перешли работать в Гороховскую гобеленовую мастерскую, где оказали значительное влияние на характер изделий гобеленов как в композиционном, ток и в орнаментальном и цветовом строении.
Начало производству шпалер положила Анна Радзивилл из рода Сангушков, которая помогала развитию различных ткацких ремесел в своих владениях. При ее жизни существовало две фабрики (одна из них в г.Мире). Их основание приходится на 1691-1746 года. После смерти Анны ее ткацкие мануфактуры перешли во владение ее сына Михаила пятого Казимира Радзивилла, который открыл еще несколько «талисарнь» в Альбе, недалеко от Несвижа, в Каменце и Кореличах. При Михаиле, прозванном «Рыбонькой», ткацкие мануфактуры достигли наибольшего расцвета. Здесь были изготовлены самые знаменитые на территории Беларуси работы в так называемой гобеленовой технологии (цветной уток идет не по всей ширине ткани, а только в границах основного цвета, зазоры между особыми участками сшивались тонкой шелковой ниткой)
Широко известными были мануфактуры князей Радзивиллов в Слуцке, Несвиже, Мире, Кареличах. Картоны для кореличских шпалер изготавливали придворные художники Юзеф и Рудольф Зерские, им помогали художники Скакийский, Андрей и Константин, фамилии которых до нас не дошли. Сюжеты и композиции они брали с картин художников 17 века. В свое время парадные залы Несвижского дворца украшались шпалерами, описывающими военные подвиги Радзивиллов., но часть их погибла в войну 1812 года, другие разошлись по музеям и коллекция. До нашего времени дошло только несколько работ
Гродненские королевские мануфактуры, созданные графом А.Тызенгаузом в середине 18 века, были одни из первых капиталистических мануфактур на Беларуси. Руководили мануфактурами квалифицированные мастера, чаще наемные из Франции и Бельгии. Во второй половине 18 века Гродно стало важным центром художественного ткачества Беларуси. В Гродно и его окрестностях изготавливали килимы, шпалеры, ворсовые ковры.
Во второй половине 18-начале 19 века были известны Слонимские ткацкие мануфактуры, которые принадлежали князям Огинским. Основал из Михаил Клеофас Огинский, который был широко образованным человеком, видным общественным и государственным деятелем своего времени и содействовал экономическому развитию края.
В 19 веке с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 века в ряде стран делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных ковров с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.
Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере. Как в средние века искусство шпалер призвано было мягчить суровый интерьер рыцарских замков, так и в современном интерьере гобелен восполняет недостаток художественной выразительности.
Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 1973;