Жанровое разнообразие.
-Ведущим жанром становится портрет, окончательно вытеснивший икону. Первые произведения этого жанра по своему характеру тяготеют к парсуне. Основоположниками русского светского портрета принято считать И.Н. Никитина и А.М. Матвеева.
Никитин учился живописи в Петербурге у И.Г. Танауэра. Уже в ранних работах (Цесаревна Анна Петровна,Царевна Наталья Алексеевна) ему удалось преодолеть условные приемы парсуны. В своих зрелых работах (Петр I на смертном ложе, Напольный гетман), написанных после поездки в Италию, где художник совершенствовал свое мастерство, Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.
Работы петровского пенсионера Матвеева отличаются непринужденностью композиции. Ему принадлежит первый двойной портрет (Автопортрет с женой).
- В первой половине столетия началось освоение русскими художниками новых для них композиций с мифологическими сюжетами. (А.Матвеев Венера и Амур, Аллегория живописи).
- Популярностью пользовались также монументальная роспись в виде панно и плафонов в строившихся дворцах и административных зданиях, а также миниатюрное письмо.
7.2.2. Художественные (стилевые) направления.В середине столетия русская живопись развивалась под влиянием европейских стилей бароккои рококо,что проявилось в ее тяготении к парадности, пышности и вместе с тем виртуозной декоративности.
- Барокко.Ярким выразителем национального варианта барокко был А.П. Антропов, получивший известность как мастер парадных и камерных портретов.
- Рококо.Проникновение в отечественную живопись влияния рококо связано прежде всего с творчеством работавших в России иностранных художников: П. Ротари, братьев Гроот и др. Их работы отличаются утонченностью, подчеркнутой грациозностью поворота головы, обилием аксессуаров и других отвлекающих особенностей (веера, муфточки, перчатки, письма и т.д.).
Влияние рококо и барокко заметно в творчестве крепостного художника И.П. Аргунова.
7.3. Гравюра.Особое значение приобрела в начале столетия гравюра, передававшая героический пафос эпохи. Возможность получать с одного оригинала несколько сот оттисков обеспечивала выполнение чрезвычайно важных в петровское время агитационно-пропагандистских функций. Основоположниками гравюры нового времени в России являются голландские мастера А.Шхонебек и П.Пикарт. Крупнейшими русскими мастерами гравюры того времени были А.Зубов, много лет проработавший при петербургской типографии и оставивший большое графическое наследие (Баталия при Гренгаме, Панорама Петербурга), и М.Махаев,автор знаменитой серии видов Петербурга.
7.4.В первой половине XVIII в. широкое распространение получает лубок (народная картинка) - выполняемое мастерами-ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, яркая раскраска. Изображения часто дополняются пояснительными надписями. Одна из наиболее известных лубочных картинок этого периода - Мыши кота погребают, получившая широкое распространение после смерти Петра I. Кроме заглавной надписи, внизу картинки расположены шуточные подписи ко всем изображенным участникам похоронной процессии. Общая тема подписей - ликование крыс и мышей по поводу смерти кота.
Скульптура.
7.5.1. Основные особенности.Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью триумфальных арок, садово-парковых комплексов. Неразвитость отечественных традиций в этой области художественного творчества обусловила значительное влияние западноевропейского искусства. Большую роль в процессе становления принципов скульптурного искусства этого периода сыграли путешествия русских мастеров за рубеж; покупка работ венецианских мастеров конца XVII-начала XVIII в. и античных подлинников для Летнего сада, а также работа иностранных мастеров в России (А.Шлютер, Н.Пино).
7.5.2. Художественные (стилевые) направления.Как и в других видах изобразительного искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барокко. Крупнейшим мастером барокко был К.Б. Растрелли, которого иногда называют основоположником русской светской скульптуры (бюсты Петра I и Меншикова, портрет в рост Анны Ивановны с арапчонком).
ТЕАТР
Театральное искусство стало, с одной стороны, достоянием широких масс, общедоступной сферой духовной деятельности людей; с другой стороны - еще одним символом приобщения дворянства к западноевропейскому образу жизни.
8.1. На протяжении первой половины XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать в России профессиональный театр.
8.1.1.Петр I придавал большое значение театральному искусству как средству воздействия на общественное сознание. В 1702 г. по его распоряжению был создан Публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание - Комедиальная храмина. Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. Он же должен был подготовить русских артистов. 1706 г. театр, не пользовавшийся успехом у зрителей, прекратил свое существование, но его актеры продолжали выступать.
8.1.2.В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но преобладание в их репертуаре иностранных пьес обусловило отсутствие к ним широкого интереса.
8.1.3.Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г.Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для представления трагедий и комедий (с 1832 г. - Александринский). Первым директором театра стал П.А. Сумароков.
8.1.4.В первой половине XVIII в. закладывались и основы русской школы классического балетного танца.В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде, а в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны была учреждена русская балетная труппа.
8.2.Дальнейшее развитие получил школьный театр,продолживший установившиеся в XVII в. традиции школьных постановок Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возникает школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х годах - при Шляхетском кадетском корпусе. Вскоре школьные представления стали организовывать и при провинциальных духовных школах-семинариях: в Ростове, Новгороде, Твери, Астрахани, Иркутске и Тобольске, где митрополит Филофей Лещинский сзывал зрителей на представление звоном соборных колоколов.
8.3.Широкое распространение получил крепостной театр:крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.
МУЗЫКА
В первой половине XVIII в. в области отечественного музыкального искусства существенных изменений не произошло. Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское пение.
Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широкое распространение получили разбойничьи, бурлацкие, рекрутские песни.
Профессиональная светская музыка находилась под влиянием итальянской композиторской школы.
БЫТ и НРАВЫ
XVIII в. характеризуется ломкой средневекового образа жизни, правил поведения, усилением западноевропейского влияния на быт русского дворянства.
10.1.Наиболее заметные изменения произошли в период петровских преобразований. Петр I осознавал единство образа жизни, обычаев, быта и форм социальной активности, поэтому он начал свои преобразования с исправления нравов. Стремясь выкорчевать сонный нрав московской старины, Петр I приказал брить лицо (раньше брадобритие считалось признаком западной ереси - латинства). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане, стремившиеся сохранить подобие лика Христова, должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась более европейская одежда. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания).
Разрабатывались специальные правила поведения в обществе, наибольшей популярностью пользовалось изданное в 1717 г. для юношества наставление Юности честное зерцало.
10.2.В середине XVIII в. быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которым стало принимать форму низкопоклонства перед Западом.
10.3. Результаты.Внешние проявления произошедших в XVIII в. преобразований в области быта и нравов были значительнее, чем их внутреннее содержание. Тем не менее, было бы ошибкой сводить их только к внешним, декоративным изменениям, игнорируя их существенное влияние на духовное развитие социальной верхушки общества. Очевидно, что социальных низов данные изменения коснулись в меньшей степени, быт и нравы крепостных крестьян практически не изменились. Таким образом, петровские преобразования в области быта способствовали углублению социального и культурного (социокультурного) раскола общества.
10.4.Некоторые нововведения Петра I оказали влияние на дальнейшую жизнь всего русского общества, многие сохранились до настоящего времени: Петр I разрешил запрещенное Соборным Уложением 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый год и устраивать елки; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летосчисление от Рождества Христова; привычными стали проводимые в петровское время общественные праздники с фейерверками и массовыми гуляниями.
ИТОГИ
11.1.Были заложены основы системы профессионального образования; началось формирование отечественной светской интеллигенции.
11.2. Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему мышления, что дало мощный импульс формированию отечественной науки.
11.3. Получили развитие все виды искусств, совершенствовались методы художественного творчества. Расширение и укрепление международных культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих художественных направлений.
11.4. Во всех областях культуры победило светское направление, что способствовало значительному расширению сферы художественного творчества.
11.5. В рамках отечественной культуры произошло резкое разграничение двух ее форм - народной и элитарной дворянской, ориентирующейся на западноевропейские духовные ценности. Возникшийсоциокультурный расколоказал негативное влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры и стал одной из причин нарождающегося духовного кризиса.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие факторы обусловили ускорение темпов культурного развития в XVIII в.?
2. Какие изменения происходили в отечественном образовании, чем они обусловлены?
3. Согласны ли Вы с утверждением, что преобразования Петра I в области быта имели лишь декоративный характер? Аргументируйте свой ответ?
4. Дайте характеристику всем направлениям культурного развития ХVIII в., обратив внимание на преемственность в их развитии и на влияние западноевропейской культуры.
5. М.А. Алпатов писал, что сложившаяся в Академии наук в 1730-40 гг. атмосфера была идейной бироновщиной. Как Вы понимаете это выражение? Согласны ли Вы с ним?
6. Сравните две формы русской культуры XVIII в.: элитарную дворянскую и народную. Под влиянием каких факторов они развивались, в чем причины социокультурного раскола и каковы его последствия?
литература
- Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII-первая половина XIX в.). М., 1985
- Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. М., 1987.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
- От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII-первой половины XIX века. М., 1984
- Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 1-3. М., 1985-1988.
- Русское искусство XVIII в. М., 1968.
Дата добавления: 2015-11-01; просмотров: 921;