Озвучение и звукоусиление

 

Системы озвучения и звукоусиления – сово­купность усилительных и электроакустических устройств, предназ­наченных для воспроизведения звукового сигнала и обеспечиваю­щих хорошую слышимость на достаточно большой площади. Система звукоусиления отличается от системы озвучения нали­чием акустической обратной связи, обусловленной тем, что микро­фон, принимающий сигнал для усиления, находится в звуковом поле громкоговорителей, излучающих усиленный сигнал.

Озвучением называют громкоговорящее воспроиз­ведение акустических сигналов (вещания, звукозаписи, различной информации, в том числе сигналов оповеще­ния гражданской обороны, и др.) в заданных местах расположения слушателей в помещении или на откры­том воздухе.

Усиление звука применяют для увеличения акустического сиг­нала в условиях, когда из-за недостаточной мощности источника звука (оратор, чтец, солист и т. п.), больших размеров озвучивае­мой поверхности или заглушённого помещения уровень звука в месте расположения слушателя оказывается ниже требуемого. закрытых помещениях звукоусиление требуется при V>2000 м3 при lот слуш.=25 м.

В зависимости от назначения (высококачественное усиление речи и музыки, озвучение улиц парков, площадей, усиление сиг­налов оповещения в условиях повышенных шумов и т. п.) системы озвучения и звукоусиления должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Максимальный и минимальный уровни поля (необходимый уровень) – это максимальный и минимальный уровни звука Lмакс и Lмин.Обычно эти уровни определяют только для прямого звука, т. е. без учета отраженных волн, так как последние в основном являются помехами. Озвучиваемой поверхностью назы­вается поверхность, проходящая на уровне голов слу­шателей. Для сидящих слушателей считают, что эта поверхность проходит на высоте 1 – 1,2 м от пола, а для стоящих – на 1,5 м.

Необходимый уровень звукового полязависит от назначе­ния систем озвучения и звукоусиления. Высококачественные си­стемы работают при малых уровнях шума (40...45 дБ). Поэтому при воспроизведении музыкальных программ Lmax=90-94 дБ (такой уровень развивает симфонический оркестр в (10 ... 12) -м рядах партера), а при усилении речи – 80 ...86 дБ, что примерно соот­ветствует акустическому уровню, создаваемому оратором на рас­стоянии 1 ... 1,5 м.

В тех случаях, когда система озвучения должна создавать лишь музыкальный фон (например, в парках и других местах мас­сового отдыха), который не должен мешать нормальному разгово­ру, акустический уровень необходимо ограничить 65 ...75 дБ. Не­обходимые акустические уровни для речевых передач определяют­ся понятностью речи, вследствие чего их не нормируют.

2. Понятность речи определяется только для ин­формационных передач в точках с минимальным уров­нем поля и максимальным уровнем акустических шу­мов.

3. Неравномерность озвучения – разность между максимальным к минимальным уровнями поля для прямого звука . Эта величина в об­щем случае делится на две части: основную (прямой звук) и интерфе­ренционную. Обычно стремятся к тому, чтобы минимальный уровень поля, создаваемый системой оз­вучения, был по возможности близким к уровню, соз­даваемому первичным источником звука, а максималь­ный уровень заметно не превосходил его. В ре­зультате акустический уровень на всей озвучиваемой площади имеет разное значение. При воспроизведении музыки принимается предельное значение неравномерности озвучения £ 6дБ, при воспроизведении речи - £ 8 дБ.

4. Акустические шумы – это шумы в пределах озвучиваемой поверхности, создаваемые публикой, раз­личными агрегатами и т. п., и шумы, попадающие извне, например от транспорта.Уровни и спектры этих шумов обычно или бывают заданы, или должны быть измерены в реальных условиях. Спектральный уровень можно посчитать следующим образом:

 

, (17.1)

 

где Ва, Вп и Вт – спектральные уровни интенсивности акустических шумов, помех и шумов тракта.

5. Слитность звучания – отсутствие заметного или мешающего эха. Для музыкальных передач эхо недолжно быть заметно. Для речевых передач эхо может быть заметным, но оно не должно снижать понятность речи.

 

Рисунок 17.1. Зависимость разности уровней прямого и запаздывающего звука от необходимого времени запаздывания для раздельного восприятия (1) и появления эха (2)

 

 


6. Локализация источника звука — слухо­вое ощущение местонахождения виртуального (кажущегося) источника звука. Человек на слух довольно точно определяет местонахождение источника звука, причем наилучшее восприятие получается при совпаде­нии зрительного образа со слуховым. При слушании музыкальных программ это совпадение обязательно.

В зависимости от расположения громкоговорителей по отношению к озвучиваемой площади системы озвучения и звукоусиления подразделяют на со­средоточенные, зональные и распределенные.








Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 1322;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.