Духовно-нравственное воспитание
В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на деятельность человека в «мире вещей» — «уравновешивается» возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых — одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
В «искусстве» развивать и возвышать духовность человека педагог-гуманист стремился к природосообразности. Главное основание формирования нравственности и благочестия — это непрестанная духовная жизнь и практическая деятельность человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное» (1, 159). В таком ключе: человек сам выстраивает свой внутренний мир -предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность» (1, 156—160). Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» — и наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же — организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника — священное писание и размышления велики* людей. «Почему и как нужно избегать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерять радость? Каким образом сдерживать гнев и умерять преступную любовь?» (1, 159) — приведя этот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определённо и чётко обозначены и «предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу.
Для гуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его антрополоro-педагогической концепции за человеком, «образом и подобием Божиим», всегда остаётся право свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодёжь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя» (1, 157, 160).
В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость» (1, 160), доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное — на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бы всё самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает, ... и сами к тому же стремились» (1, 163).
Выше отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности, дефицит человечности — следствие доминирующих в общественном сознании прагматического отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок духовного развития человека, противопоставления науки и религии, — непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их преодоление с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития. Тем значимее для современности опыт тех педагогов, которые, как Коменский, усматривали в воспитании духовности человека главное назначение образования, главное направление педагогической деятельности.
Педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого Ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. Цель реализуется в организации изнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде; в сис-ме разнообразных видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке; в системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса; в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание. Результат педагогического процесса — достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчётливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы (ем.раздел 1), что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.
Обстоятельства сложились так, что о Коменском—учёном, философе, при жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца XIX в., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Коменский настолько обогнал своё время, что и сегодня не в полной мере осознана вся глубина его воззрений, многое остаётся невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А. Коменского предстаёт гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с Просвещением.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Осмыслите роль идеи природосообразности воспитания (соответствие универсальным законам природы, законам природы человека, законам педагогического процесса) в научном обосновании (аргументации) педагогических явлений и процессов (см. гл. XII, XVI «Великой дидактики»). Согласны ли Вы с трактовкой соотношения воспитания и развития?
2. Принцип природосообразности и ступени образования (см. гл. XXVIII—XXXI). Какой это подход: антропо- или социо-ориснтированный? Возможно ли обнаружить в воззрениях Коменского представления о связи образования с социумом через содержание образования?
3. Принцип природосообразности и процесс обучения (обращение к теории познания, репродуктивная и продуктивная познавательная деятельность, рационапьная организация хода обучения) См. гл. XX.
4 Принцип природосообразности и духовно-нравственное воспитание (ценности гуманной личности и средства духовно-нравственного развития, свобода личности воспитанника и педагогическое руководство её духовно-нравственным развитием). См. гл. XXI, XXVI.
5. Модель педагогического процесса, характерная для теории Коменского (сравните с моделью «школы учёбы»).
6. Подготовьтесь к обсуждению вопроса: Какие идеи Коменского живут в теории и практике современной гуманистической школы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.
2. Красновский А. Ян Амос Коменский. М., 1953.
3. К 400-летию со дня рождения Я.А. Коменского. Советская педагогика. 1992. № 5-6.
4. Российская педагогическая энциклопедия. T.l. М., 1993 НАЧАЛО
КОНЕЦ
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1302;