Рыцарское воспитание
Если школы средневековья имели корни ещё в «христианском образовании на римской почве», то феномен Средневековья — рыцарское воспитание обычно соотносят с древнегреческой калокагатией. Так, аналогично греческому мусическому образованию, мальчики
- обучались игре на музыкальных инструментах, пению саг,
- узнавали о рыцарских добродетелях;
- участие в рыцарских турнирах и подготовка к ним в упражнениях, развивавших физически, дававших ловкость, закалку, мужество, сравнивались с физическим воспитанием в греческих палестрах и гимнасиях.
Семь рыцарских добродетелей:
- езда верхом;
- охота;
- фехтование;
- владение копьем и мечом;
- шахматы;
- плавание;
- умение слагать стихи и петь саги
Сам процесс обучения «семи рыцарским добродетелям», как и развитие физических и духовных сил юного афинянина, был привлекательным и сам по себе, и по тому, сколь ясна была для будущего рыцаря практическая значимость его занятий.
Однако это была форма именно средневековой культуры: «книжная наука и принуждение» для овладения ею вносили в воспитание суровость, мальчика готовили к службе своему господину, к служению христианской Церкви, — к жизни и подвигам «во славу Бога и Марии».
Культурной доминантой средневековья, определявшей направленность образования и педагогической мысли, было:
- стремление человека к миру идеальному,
- серьёзное религиозно-нравственное отношение к внутренней жизни,
- физический и духовный аскетизм.
Мир земной представлялся бренным и грешным, не привлекал человеческий ум как предмет исследования и изменения. Учёность и образованность носили интеллектуальный, книжный характер. Реакцией на одностороннее мировосприятие и самоопределение, на физический и духовный аскетизм явились те глубинные процессы в культурном развитии, которые проявились в XIV—XVI вв. в идеологии Ренессанса (романские народы) и Реформации (германские народы).
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3353;