Египет.
Древнейшие цивилизации.
Двуречье.
Египет.
Восточное государство – это государство, опирающееся на власть-собственность, имеющее немыслимо высокий статус вплоть до абсолютного могущества, высший авторитет и полную власть. Отсутствие в полной мере частной собственности способствует формированию власти, имеющей деспотический характер. Подобные государства, выстроенные по принципу строгой иерархической пирамиды, получили наименование «восточной деспотии». Наиболее общие черты восточного типа государств, принципиально отличающие их от западных государств (Европа на базе античности), выстроенных на примате частной собственности:
1.абсолютный характер монархической власти, доходящий до деспотии, как правило, обожествленной.
2.государство стремилось к полному контролю все сфер жизнедеятельности общества, инструментом чего служил разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полицейские структуры.
3.в основе экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства, прежде всего, землю.
4.отсутствие рыночных отношений как конкуренции, частной собственности (квазирынок).
Двуречье. Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на Ближнем Востоке, в междуречье великих рек Тигр и Евфрат. Уже в середине 4-го тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Ранние протогосударства Двуречья были знакомы со сложным ирригационным хозяйством, которое могло поддерживаться в рабочем состоянии лишь усилиями всего населения, тогда возглавляемого жрецами. Двуречье было заселено двумя народностями: шумерами, которых невозможно сопоставить с современными народами, и аккадцами (семитские племена). Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении позиций жреческой администрации во главе с энси (правитель конгломерата сельских общин, являвшийся одновременно военачальником и верховным жрецом). Первоначально выборная должность энси приобретала тенденцию к наследственности, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в 24в. до н.э.
Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. В деспотическом государстве главное содержание правовой нормы сводилось к поддержанию статуса основного населения. Уже правители 3-й династии Ура официально именовали себя богами, приблизив свой статус к положению обожествленного монарха.
Наивысшего могущества достигло такое государство Двуречья как Вавилония (Бабили – «врата Бога»). Выгодное расположение Вавилона на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр, откуда уже берет начало политическое господство. Шестой представитель вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) не только объединил под своей властью всю Месопотамию, но и оставил после себя законодательный кодекс – Законы Хаммурапи. Эти законы – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на базе раннего законодательства. Здесь впервые получила оформление теологическая теория права как осуществление правителем справедливого и достойного управления людьми на базе права, данного Богом. Кодекс четко определял права и обязанности населения, причем смертная казнь являлась нередкой, и основным принципом назначения наказаний был талион – воздаяние по принципу «око за око». Начертанные на базальтовом обелиске (подлинник в Лувре, в Москве, в Пушкинском музее – слепок), законы состоят из краткого введения, заключения и 282 статей (самой разбивки в тексте, разумеется, нет). В них нашли отражение различные и в большинстве опиравшиеся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, где лейтмотивом была защита традиционных прав и имущества собственно вавилонского населения. Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предполагали. С начала 1-го тысячелетия до н.э. ослабление Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, приводит к возвышению не просто деспотического, но и милитаристского гос-ва – Ассирии, ядром которой было Среднее Двуречье.
Древний Египет.Египет расположен на северо-востоке Африки. Основная его часть – долина реки Нил от первых порогов до Средиземного моря. Египетское гос-во включало в себя также Аравийское нагорье между Нилом и Красным морем, и часть Ливийского плоскогорья на западе. Наименование Египет было дано греками, сами же египтяне называли свою страну «Черная земля» (Хапи) в противоположность «Красной земле» – пустыне. В отличие от многоплеменного населения Двуречья египтяне являлись единым народом, относящимся к семито-хамитской группе, говорившим на одном языке. Уже в неолитический период развитие сельского хоз-ва, ремесла и торговли подрывало устои первобытнообщинного строя. С распространением собственности на скот, матриархат стал уступать место патриархату, в связи с резким повышением экономической роли мужчины в семье и роду. Уже в период протогосударств в Египте появляются зачатки рабовладения. Несколько десятков номов (город или поселок с окрестными селениями и местным культом Бога-покровителя) постепенно переходят к пониманию необходимости централизации власти и гос-ва. Необходимость регулирования разливов Нила и распределения его вод в общеегипетском масштабе способствовала объединению этих мелких гос. образований, которое происходило в процессе междоусобных войн. Образование Верхнего Египта на юге и Нижнего Египта на севере стало провозвестником будущего объединения страны под властью царя Верхнего Египта Менеса (около 3100 г. до н.э.). Первой столицей единого Египта стал г. Абидос. Почти за полтысячелетия от Саргона Аккадского – единого правителя Двуречья, египетские фараоны были всевластными и обожествленными правителями раннего огромного гос-ва. Египетская государственность. Принято исчислять египетскую историю по династиям, вне зависимости от происхождения руководителей гос-ва – фараонов. Всего насчитывается 30 династий вплоть до 332г. до н.э., когда Египет был завоеван Александром Македонским. Впоследствии, при разделе державы Александра, Египет достался одному из его военачальников – Птолемею, потомки которого правили Египтом до завоевания его Римом в 30 г. до н.э. (царица Клеопатра). Раннее царство (3000-2800гг. до н.э.) – первые 2 династии. Уже в этот период происходит усовершенствование ирригационной системы в масштабах всей страны. Древнее царство (2800-2250гг.) – время правления 3-6 династий. Столицей становится Мемфис – крепость на границе Нижнего и Верхнего Египта. Складывается древнеегипетское гос-во как единый и до предела жесткий хозяйственный организм, в рамках которого садоводческий и скотоводческий север удачно сочетался с земледельческим югом, а также повсеместно поддерживался заданный регулярными разливами Нила водный режим во имя удобрения возделываемых полей илом. В этот период фараон («великий дом», тот, кто обитает в таком доме) утрачивает функции племенного вождя и превращается в деспота. Утверждение деспотии было обусловлено отсутствием частной собственности на землю и значительной ролью сельской общины в процессе освоения земли и организации сельскохозяйственных работ. Общины полностью подчинялись чиновникам фараона, который был обожествлен, и данная парадигма существовала на всем протяжении истории Египта. Фараон – сын Бога Солнца (Ра), сам именовался «добрым богом» и считался равным богам. Вся обрабатываемая земля находилась в номинальной собственности фараона, в полной собственности фараона и олицетворяемого им гос-ва находились рудники и каменоломни, внешняя торговля и общественные работы (от ирригации до пирамид). Система администрации была развитой и всеохватывающей. Четко выделяются 3 ее уровня: местный (писцы, управляющие, главы поселений), региональный (храмовые жрецы, правители номов – номархи, вельможи и чиновники средних рангов) и центральный (чати). Чати – первый помощник фараона контролировал гос. учреждения и храмы, ведал набором ополчения и был верховным судьей. Он же отвечал за деятельность всего аппарата и контролировал строительство пирамид – усыпальниц фараонов. Гос. хоз-во господствовало беспредельно: все причастные к власти именно в силу служебного положения владели своим имуществом, включая не только должностные, но и личные владения. Строительство громадных пирамид (Джосер, Снофру, Хуфу, Хафра) истощило казну, и привело к упадку Древнего царства. 200-летний период политической раздробленности характеризуется параллельным правлением фараонов 10-й и 11-й династий. Среднее царство (2050-1750гг.), столица – Фивы. Теперь пирамиды возводятся не из тесаного камня, а из кирпича, а само гос-во сотрясается от восстаний бедняков и рабов. При 12-й династии на передний план выдвигается служилое чиновничество, оттеснившее наследственную знать и даже жречество. При Аменемхете III огромная естественная котловина в районе Фаюмского оазиса при помощи дамб, плотин и каналов превращена в Меридово озеро – крупный искусственный резервуар, позволявший накапливать избыток вод Нила и тем регулировать уровень его вод, орошая плодородные земли. Несмотря на то, что порабощение соплеменников было редким, и помимо долгового рабства расслоение общества увеличилось до критической черты. В итоге, около 1700г. Египет был захвачен кочевниками-гиксосами (до них в Египте не знали лошадей), воспользовавшимися смутами и развалом военно-административного аппарата, отвлеченного на подавление народного движения. Изгнание гиксосов при 18-й династии (фараон Яхмос I) привело к возникновению Нового царства (1580-1085гг.). Это период максимального территориального расширения Египта, распространение его власти на негритянскую Нубию и Куш (Эфиопия), а также на всю Палестину и Сирию. Были заключены неравноправные договоры с такими царствами как Митанни, Ассирия, Вавилония, Хеттское царство. Вторжения египтян в Двуречье сделало Египет первой в истории империей. Одним из активизаторов внешней политики была правившая 22 года вдова фараона Тутмоса II, царица Хатшепсут, которая приняла титул фараона и приказала изображать себя в виде мужчины с искусственной бородкой. Реформы Эхнатона. Ухудшение внешнего положения и внутреннее расслоение среди класса рабовладельцев привело к тому, что фараон Аменхотеп IV опирается на неродовитых служилых людей, пытаясь подавить сопротивление старой знати, соединившейся с жречеством бога Амона (Солнца) – покровителя Фив. Цель реформ заключалась в укреплении централизованной администрации за счет ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати. Фараон создает новый культ – солнечного диска Атона и строит новую столицу – Ахетатон. Сам же фараон принимает имя Эхнатона («угодный Атону»). С точки зрения религии, это была первая известная в истории монотеистическая тенденция замены системы богов одним-единственным, общеобязательным для всех. Именно его супругой была знаменитая царица Нефертити. Однако, после его смерти, новый фараон, его зять – Тутанхамон, вернулся к старому жречеству (имя фараона было предано прклятию и забвению, а Азетатон – снесен с лица земли). До наших дней дошла могила Тутанхамона, а Голливуд увековечил имя его супруги Анхесенамун, в фильме «Мумия». При Эхнатоне и его преемниках, несмотря на отдельные успешные попытки (фараон Рамсес II, при котором Египет достиг пика своего внешнеполитического могущества), Египет потерял большую часть своих азиатских владений, сохранив за собой Финикию и Южную Сирию. Позднее царство (11-6вв. до н.э.) – правление ливийских, эфиопских и жреческих династий. Вторжения ассирийцев ухудшали ситуацию. В этот период в Египте укрепляется обособленность социальных слоев. Наследственность занятий способствовала замкнутости соответствующих корпораций, внутренние связи и взаимопомощь в среде которых были особенно важны в условиях ослабления централизованной администрации. 26-я династия правителей Саиса (665-525гг.), опираясь на греческих наемников, сумела вновь объединить страну. Однако, в 525г. до н.э. Египет оказался завоеван персидским царем Камбизом. В 404г. до н.э. египтяне освободились от персидской зависимости (28-30-я династии), чтобы вскоре стать жертвой похода А. Македонского и стать частью эллинистического мира. В дальнейшем, эта римская, а затем византийская провинция будет окончательно связана с арабским завоеванием 8в.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Протогосударство. | | | Древний Китай. |
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2386;