Лекция 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства

 

План лекции

1. Социальная структура общества, ее основные подсистемы.

2. Понятие и критерии социальной стратификации.

3. Социальная структура современного белорусского общества.

4. Факторы и механизмы стратификационного деления.

 

Социальная система представляет собой совокупность определённым образом взаимосвязанных элементов. Она не может быть объяснена исходя из свойств составляющих её элементов, которые будучи соединёнными вместе приобретают особые (эмерджентные) свойства.

Совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы называется социальной структурой.

Выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др.

Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация. Для рода и племени характерны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, а с развитием общества на их место приходят социально-территориальные связи, и формируется следующая этническая общность – народность. С развитием капиталистических отношений формируется нация. Нация, как правило, формируется на базе нескольких этносов, исторически проживающих по соседству.

Демографическая структура общества характеризует такой важный феномен, как народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в определённом регионе.

Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и характеризует объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения – к сельскому или городскому.

Важнейшим типом социальной структуры является социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоёв, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками.

Элементами социальной структуры являются статусы, роли, группы, институты.

Социальный статус (лат. положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной структуре, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Понятие социального статуса тесно связано с социальной дифференциацией (выделение в обществе отдельных элементов) и социальной стратификацией (делением общества на слои в вертикальном направлении).

С социальным статусом также связано понятие социальной роли – нормативно одобренного, относительно устойчивого образца поведения (включая действия, мысли и чувства) в зависимости от определённого социального статуса.

Социальная группа - совокупность индивидов, определённым образом устойчиво взаимодействующих между собой, осознающих свою принадлежность к данной группе и которую внешние наблюдатели определяют как социальную группу.

Группы являются продуктом определения. Мы делаем их реальными, учитывая их в своей деятельности. Американский социолог Уильям Томас сформулировал «теорему Томаса» – если люди рассматривают ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям. Границами группы являются разрывы в коммуникации. Некоторые группы основаны на территориальном расположении (соседи, общины, национальные государства), другие основаны на социальных различиях - национальность, религия.

Типология социальных групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные, ин-группы и аут-группы, референтные группы.

Первичные группы – группы, в которых члены рассматривают друг друга прежде всего как личностей, индивидуальностей. Отношения между членами носят личностный характер. Примеры первичной группы - семья, группа друзей.

Вторичные группы - группы, в которых члены рассматривают друг друга, прежде всего, как средства для достижения каких-либо целей, отношения носят безличностный характер. Примеры вторичной группы - студенческая группа, коллектив предприятия.

Неформальные группы – не имеющие юридического статуса. Пример - группа друзей.

Формальные группы – имеющие определённый юридический статус. Пример - студенческая группа.

Ин-группы – группы, с которыми мы идентифицируем себя.

Аут-группы – внешние для нас группы, которым мы противопоставляем свою группу. Чужой школьный класс в противопоставлении нашему школьному классу.

Референтная группа – группа, в соответствии с нормами которой человек оценивает свои действия. Понятие референтной группы позволяет объяснить действия дворянина-революционера, шпиона и т. п.

В социологии и социальной психологии существует область исследований процессов происходящих группах, называемых групповой динамикой. Изучаемые процессы:

Влияние размера группы на взаимодействие. В ходе различных исследований выявлено, что оптимальной для коммуникации является группа из 5 человек, когда каждый получает возможность быть услышанным и, в то же время, не боится отстаивать свою позицию. Чем большее количество людей входит в группу, тем более они независимы, так как нет плотного контроля за их деятельностью со стороны других членов группы.

Лидерство. В группах выделяют 2 типа роли лидера:

а) лидер-организатор, который выявляет, оценивает проблемы и организовывает членов группы на их решение;

б) эмоциональный лидер, который способствует преодолению межличностных проблем в группе.

Социальное бездельничанье заключается в том, что когда люди работают в группе, они прилагают меньше усилий, чем в случае, когда они работают одни.

Социальная дилемма представляет собой ситуацию, в которой человек должен выбирать между взаимоисключающими интересами: своими и группы. С точки зрения отдельного солдата, ему лучше всего сидеть в окопе, тогда меньше вероятности, что его убьют, но в таком случае больше вероятности, что битва будет проиграна и, в конечном итоге, этого солдата убьют.

Механизмы, заставляющие солдата идти в атаку:

- формальный социальный контроль (формальные наказания за невыполнения приказа);

- неформальный социальный контроль (будут считать трусом);

- чувство группового единства.

Групповое мышление – процесс выработки решения в сильно сплочённых группах, когда сильная лояльность к группе способна блокировать критическое мышление и люди склонны соглашаться с решениями, которые не кажутся для них оптимальными, но поддерживаются большинством группы.

От социальных групп следует отличать социальные категории и агрегаты.

Социальная категория – совокупность людей, выделяемых на основании каких-либо важных социальных критериев, но не обладающих всеми выделенными выше признаками группы. Например, пенсионеры Республики Беларусь. Категории чаще всего выделяются для целей статистического и других видов анализа.

Социальный агрегат – совокупность анонимных (не знакомых друг с другом) людей, собравшихся в определённом месте, в определённое время. Например, участники карнавала, очередь в магазине и т. п.

Синонимом агрегата является толпа. В социологии и социальной психологии феномен толпы достаточно исследован. Выделяют 4 вида толпы:

1) случайная – индивиды собрались в одном месте случайно преследуя сиюминутные цели (пассажиры автобуса, ваки, остановившиеся понаблюдать за транспортным происшествием и т.п.);

2) конвенциальная - индивиды собрались в одном месте с заранее запланированной целью (участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции и т.д.), они соблюдают определённые правила;

3) экспрессивная - индивиды собрались в одном месте с целью выражения своих эмоций и интересов (молодежные дискотеки, рок- фестивали, праздничные гуляния, народные фестивали и т.д.);

4) активная – любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Социальные институты – относительно устойчивые способы регулирования совместной жизнедеятельности людей.

Социальные организации - институализированные группы, выполняющие определенные социальные функции.

В социологии наиболее общим понятием для обозначения определённой совокупности людей является понятие социальной общности.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Примеры социальных общностей - пенсионеры, жители одного города, приверженцы одной религии и т.д.

По мере развития общества происходит социальная дифференциация, которая определяется как выделение и специализации отдельных элементов общества. Например, в среде земледельцев и скотоводов в первобытных обществах выделились ремесленники, которые в свою очередь разделились на кузнецов, гончаров и т.д.

Частным случаем социальной дифференциации является социальная стратификация. Социальная стратификация – иерархически упорядоченное деление общества на страты (слои). Термин «страта» взят из геологии, где в разрезе земной коры отчётливо видны отдельные слои, упорядоченные в вертикальном направлении. Например, статусы парикмахера и рабочего завода относятся к одной страте, в таком случае мы имеем дело с социальной дифференциацией. Статус рабочего завода и директора завода относятся к различным стратам, в таком случае мы имеем дело с социальной стратификацией.

Исторически ученые, использовавшие понятия «страты» и «класса» вкладывали в них различные смыслы, однако, в ходе изучения социологии мы можем рассматривать их как синонимы.

В создание теории социальной стратификации наибольший вклад внесли немецкие учёные Карл Маркс и Макс Вебер.

К. Маркс считал, что критериями социальной стратификации являются отношение людей к средствам производства и их место в общественном разделении труда. Владеющие и контролирующие средства производства (буржуазия) и имеющие лишь рабочую силу (рабочие) составляют основу капиталистического общества.

М. Вебер выделил 3 критерия социальной стратификации: экономическое положение, власть и престиж.

1) Экономическое положение состоит из богатства (то, чем люди владеют) и дохода (то, что люди регулярно получают). Люди могут иметь большое богатство, но мало или не иметь дохода от него (например, коллекционеры произведений искусства). А могут иметь высокий доход и полностью тратить его, не накапливая богатства. В современных западных обществах растёт значение дохода.

2) Власть представляет собой способность навязывать другим людям свою волю даже против их воли. Отношения власти проявляются в любом социальном действии. Например, люди, занимающие более низкое положение, больше смотрят на собеседника когда слушают, чем говорят. Люди, занимающие высокое положение, – одинаково.

Власть имеет три основания:

- ресурсы, позволяющие имеющему власть наносить ущерб какому- либо лицу (наказывать). Например, милиция, таможня и т. п.

- ресурсы, позволяющие имеющему власть давать вознаграждение кому-либо за выполнение соответствующих требований (поощрять). Например, владельцы коммерческих предприятий, руководители организаций.

- ресурсы, позволяющие менять сознание людей без нанесения им ущерба или вознаграждения – убеждение. Например, средства массовой информации, религиозные организации и т. п.

Люди или группы распоряжающиеся наказанием, вознаграждением и убеждением могут диктовать другим людям правила игры.

3) Престиж - отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений индивида, социально-профессиональной группы, трудового коллектива и т.п., характеризующее то влияние, которым они пользуются в обществе, определённых общностях.

В более узком смысле престиж означает то место, которое, с точки зрения общественного мнения, занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов

В большинстве случаев положение индивида по данным трём критериям коррелирует. Имеющий власть индивид, обладает престижем и деньгами. Например, чиновник имеет возможности для лоббирования интересов своего бизнеса в структуре власти. Престиж чиновника обеспечивается зависимостью от его решений многих людей

Критерии могут и не совпадать. Например, у проституток высокий доход, но низкий престиж и никакой власти.

Наиболее исчерпывающую типологию стратификационных систем разработали российские исследователи О.И. Шкаратан (р. 1931 г.) и В.В. Радаев (р. 1961 г.). Они выделили 9 типов стратификационных систем, которые являются идеальными типами. В каждом реальном обществе встречается одновременно несколько стратификационных систем и множество их переходных вариантов.

1) Физико-генетическая. В основе данной системы лежат биологические различия между индивидами или группами. Отношение к человеку определяется полом, возрастом, антропологическим особенностями, наличием определённых физических качеств – силы, красоты, ловкости. В первобытном обществе более сильные индивиды занимали более высокое общественное положение. Отголосок – былины о богатырях, фильмы о супергероях, суперменах. В нацистской Германии люди, обладающие определёнными антропологическими характеристиками, указывающими на их принадлежность к арийской расе, обладали более высоким статусом. В нашем обществе – индивиды, соответствующие канонам красоты обладают более высоким статусом.

2) Рабовладельческая. В основе данной системы лежит различие социальных групп по наличию гражданских прав и прав собственности. Определённые группы лишены гражданских прав и являются объектом частной собственности наряду с вещами. Неравенство утверждается угрозой военно-юридического насилия. Рабовладельческая система в классическом виде существовала в Древней Греции и Древнем Риме.

3) Кастовая. В основе данной системы лежат этнические различия, закрепляемые религиозными убеждениями и ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую эндогамную группу (браки заключаются только между её членами), занимающую определённое место в общественной иерархии и разделения труда. Кастовая система в классическом виде существовала в Индии.

4) Сословная. В основе данной лежит различие социальных общностей по наличию юридических прав, которые жёстко связаны с их обязанностями перед государством и передаются по наследству. Сословная система существовала в России до 1861 года.

5) Этакратическая. (Etat фр. – государство, kratos греч. - власть) В основе данной системы лежит различие социальных общностей по положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных). Данное различие не передаётся по наследству, что отличает данную систему от сословной системы. Этакратическая система существовала в Советском Союзе.

6) Социально- профессиональная. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по содержанию и условиям труда. Утверждение и поддержание иерархии осуществляется с помощью сертификатов (дипломов, разрядов, степеней и т. п.), фиксирующих способность индивидов выполнять определённые виды деятельности. Данная система существует в нашем обществе внутри различных профессиональных групп. Например – токарь первого, второго, третьего разрядов.

7) Классовая. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по характеру и размеру собственности на средства производства и производимый продукт. На первый план классовое деление общества выходит только в обществах Западной Европы в XIX веке.

8) Культурно-символическая. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по возможности фильтровать и интерпретировать социально-значимую информацию. Люди, имеющие легитимную (имеющую законное право в глазах общества) возможность говорить от имени богов, от имени народа (партийные и государственные идеологи - в современных индустриальных и постиндустриальных обществах) занимают более высокое положение.

9) Культурно-нормативная. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по престижу определённых норм поведения и определённого образа жизни. Например, аскеты в Индии пользуются большим уважением.

В современной социологии при проведении исследований социальной стратификации общества используется интегральный социально- экономический статус, который состоит из экономического (основные критерии - богатство и доход), политического (основной критерий – обладание властью) и социально-профессионального (основные критерии – статус, определяемый родом занятий и квалификацией или образованием) измерений. Данные измерения в основном соответствуют критериям стратификации, выделенными М. Вебером и классовой, этакратической и социально-профессиональной системам стратификации, выделенным О.И. Шкаратаном и В.В. Радаевым.

Общества делят на слои с помощью трёх основных методов – объективного, субъективного и репутационного.

1) Объективный метод. Людей относят к определённым слоям на основании соответствия их определённым численно измеряемым критериям или их комбинации. качестве данных критериев чаще всего выступают доход, род занятий, образование. Информация о распределении данных критериев среди населения чаще всего содержится в данных государственной статистики. Исследователи, как правило, изучают корреляты слоя – среднюю продолжительность жизни, численность браков и разводов, преступность и т. п. Основное преимущество этого метода – относительная дешевизна.

2) Субъективный метод (или метод самооценки) заключается в том, что респонденты в ходе опроса общественного мнения сами относят себя к определённым слоям.

Результаты, полученные с помощью субъективного метода, часто не совпадают с результатами исследований, проведённых с помощью объективного метода. Причиной является то, что люди склонны идентифицировать себя с остальной частью общества и считают себя «как все», соответственно, при ответе на вопросы анкеты многие относят себя к среднему слою, хотя по объективным критериям попадают в нижний слой.

3) Репутационный метод. Суть метода заключается в опросе респондентов на предмет отнесения своих знакомых к определённым слоям. Данный метод применим для небольших, чаще всего территориальных, сообществ, в которых люди знают друг друга. Впервые метод был использован американским исследователем Ллойдом Уорнером (1898-1970 гг.) для изучения социальной структуры трёх небольших американских городов, где все знают друг друга.

Исследователи выделяют различные количества страт (классов). Чаще всего выделяют три слоя – высший, средний и низший. В них, в свою очередь, могут выделяться промежуточные слои. Данная классификация достаточно неточно отражает реальное неравенство людей. В соответствии с распределением людей по данным слоям выделяют три основных профиля стратификации:

1) невысокий треугольник с широким основанием – характерен для отсталых в плане социально-экономического развития стран Африки. Ведёт к стагнации и застою общества;

2) высокий треугольник с узким основанием – характерен для стран Латинской Америки, а также России, где очень велик разрыв между богатыми и бедными. Это ведёт к социальным конфликтам;

3) ромб – имеет место в высокоразвитых обществах. Средний класс придаёт устойчивость обществу.

Системы социальной стратификации различаются по способности людей перемещаться из одной социальной позиции в другую.

Когда это происходит достаточно легко – говорят об открытой системе. В ней позиция каждого индивида определяется его достигнутым статусом. Между членами общества поощряется конкуренция для занятия высших статусов. Данная система стратификации существует в Соединённых Штатах Америки.

Когда у людей нет возможности для изменения своей социальной позиции или она мала – говорят о закрытой системе. В данной системе положение человека в обществе определяется его предписанным статусом (национальностью, религией, экономическим положением его семьи и т. п.), а не его личными достижениями. Наиболее характерный пример данной системы – кастовая система Индии.

Перемещение из одной социальной позиции в другую называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность бывает вертикальной и горизонтальной:

- вертикальная – перемещение из одной страты в другую. Бывает восходящей и нисходящей. Например, рабочий становится директором завода и наоборот;

- горизонтальная – перемещение из одной социальной позиции в другую, которая находится в той же страте. Например, рабочий с одного завода пошёл работать на другой завод.

Различают также внутрипоколенную и межпоколенную мобильность. Внутрипоколенная мобильность – изменение социального положения индивида за время его жизни. Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по отношению к их родителям.

Выделяют также структурную мобильность – перемещение в вертикальном направлении профессиональной или иной группы. Например, нисходящая мобильность дворянства и духовенства в России после Октябрьского переворота 1917 года.

Факторами социальной мобильности являются:

а) на микроуровне - непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс,

б) на макроуровне - изменение системы разделения труда и рынка труда, состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий, равное распределение талантов и способностей детей элиты и простых людей и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности - число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности - количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

П.Сорокин в исторической перспективе рассматривал в качестве каналов мобильности социальные институты: церковь, армию, школу, семью и собственность.

Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности в большей степени в военное время, когда крупные потери (в том числе и среди командного состава) приводят к заполнению освободившихся вакансий людьми более низких чинов. В настоящее время не только армия, но и силовые структуры в целом выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества.

Церковь является каналом как восходящей мобильности благодаря институту целибата (безбрачия), который обязывал католическое духовенство не иметь детей, в результате чего после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, так и нисходящей, когда в средние века тысячи язычников, еретиков (среди которых было немало представителей высших слоев) были отданы под суд, разорены и уничтожены.

и
Школа и в целом институты воспитания и образования в разные века служили мощным каналом социальной циркуляции. Например, в эпоху Конфуция в Древнем Китае школы были открыты для представителей всех классов общества. Лучшие из студентов, независимо от их социального происхождения, отбирались и переводились в высшие школы, затем в университеты, откуда они попадали на высокие государственные посты. Система образования и сегодня сохраняет функцию селективного инструмента, при помощи которого отбирают и контролируют вхождение в высокопрестижные группы. Диплом об образовании сегодня не менее эффективен, чем прежде расовая или религиозная принадлежность. Именно тем, что образование является одним из самых быстрых и доступных каналов вертикальной мобильности, объясняются большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах.

о
п
Семья и брак являются каналами социальной мобильности, когда в союз вступают представители различных социальных страт. В европейском и в российском обществе весьма распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице.

В традиционных обществах основательно заботились о стабильности семьи, поскольку она была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки и производственным объединением, и как следствие, одним из институтов распределения членов общества по стратам. В ходе развития обществ многие функции семьи стали выполнять специализированные социальные институты (воспитание, образование и др.). Собственность (богатство, деньги) – один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения. Уже в XV-XVIII веках в европейском обществе высокого положения быстрее достигали те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.

В настоящее время роль церкви и семьи как каналов социальной мобильности снижается.

 
Социологи отмечают такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, то есть тем выше в обществе уровень социальной мобильности.

Поскольку обладатели высоких статусов, то есть представители престижных слоев стремятся сохранить свои позиции общественной иерархии, то разными способами ими возводятся препятствия (так называемые «социальные барьеры») для проникновения выходцев из более низких слоев в высшие страты. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Именно высший слой принимает законы, которые выгодны ему и невыгодны другим слоям.

Итальянский учёный Гаэтано Моска (1858 – 1941 гг.) считал, что возможны три варианта социальной мобильности, имея ввиду обновление политической элиты:

1) «увековечивание» без обновления;

2) «увековечивание» с обновлением;

3) «чистое» обновление.

Оптимальным вариантом для стабильного общества является второй, то есть, систематическое обновление элиты в определенных рамках. Очевидно, существует определенный предел, порог социальной мобильности, который без нарушения стабильности, устойчивости социальной структуры и социальных процессов нельзя превышать.

 

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3309;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.