Крещение Хлодвига
Поняв, что римская церковь может стать для него незаменимым союзником, Хлодвиг в 498 г. первым из всех варварских вождей принял христианство не в арианском варианте, а по римскому образцу. Он оставил язычество и крестился вместе со своей дружиной, а затем постепенно за ними последовали и остальные франки.
«Склони свою гордую выю,— сказал Хлодвигу крестивший его Ремигий, архиепископ Реймский, — сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!» Многие франки не одобряли решения Хлодвига переменить веру, но боялись своего короля. Зато римляне были очень довольны. «Ваша вера, — писал один из них Хлодвигу,— это наша победа!»
Вряд ли Хлодвиг разбирался в христианском учении, и уж тем более не был он образцовым христианином. Но поступок его оказался очень мудрым. С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ — их не разделяла вера, а кроме того, знакомство с христианством означало для франков приобщение ко многим сторонам римской культуры.
Сцена крещения. Миниатюра (IX в.)
Самому же Хлодвигу принятие христианства принесло поддержку влиятельного галльского епископата. Но Хлодвиг, возможно, догадывался еще об одном преимуществе новой религии. Христианство учит, что «всякая власть от Бога», а значит, это касается и самого Хлодвига, и его наследников. Подобного не было в верованиях древних германцев. Принятие христианской религии тем самым усилило короля, как бы еще более возвысив его над всеми прочими соплеменниками.
Держава Меровингов
Обычное право
Либо Хлодвиг, либо один из его ближайших потомков приказал записать древние законы франков. Точнее говоря, это были не законы, а обычаи. Законы пишут знатоки-юристы для монарха или парламента, а они потом провозглашают их от своего имени. В раннем средневековье дело было иначе. Никому не разрешалось «придумывать» новые законы. Можно лишь следовать давнему обычаю. Тогда люди считали, что только очень старые нормы бывают правильными. Любые новшества могут лишь нанести вред. На судебном заседании при разбирательстве какого-нибудь дела особые, заслуживающие доверия люди должны были «вспоминать», чего требует обычай в данном случае. Свои знания они передавали детям, а те внукам. Времена менялись, старые нормы не всегда соответствовали новым условиям. Тогда люди как бы помимо своей воли, сами этого не замечая, немного поправляли древний обычай. Но сами они при этом были совершенно убеждены, что следуют тем же правилам, что прадеды и прапрадеды.
Когда отношения между людьми строятся на основе устного обычая, а не письменного закона, говорят, что действует обычное право. Обычное право было раньше очень распространено, особенно в раннем средневековье. Короли той поры, желая издать новый закон, но боясь всеобщего недовольства «новшеством», часто объявляли, что им якобы удалось найти или вспомнить очень древний обычай, который теперь почти всеми, к несчастью, забыт...
«Салическая правда»
Сделанная по приказу Хлодвига запись старых обычаев франков стала одним из самых знаменитых памятников обычного права в Европе. Она называется «Салический закон», или «Салическая правда». Название происходит от того, что в сборник вошли законы только одного из франкских племен — салических франков.
Записать обычаи король велел вовсе не из досужего любопытства. Прежде всего, он сам хотел быть главным судьей. Пускай теперь все франки судятся между собой только по «Салической правде» — по нормам, одобренным королем. Если что-то в этих правилах неясно, то франкам надо теперь обращаться за разъяснением к королю. А он мог объяснить закон так, чтобы ему было это выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать в «Салическую правду», а какие — нет. Все, что его не устраивало в древних обычаях, было им как бы забыто, а все, что было выгодно, — в сборнике изложено подробно.
«Салическая правда» показывает, как усиливалась власть германского короля. Он уже не просто военный вождь. Он стремится быть настоящим государем.
В «Салической правде» есть множество сведений о жизни франков, об их обрядах, хозяйстве, верованиях. Некоторые из этих обычаев могут показаться нам очень странными. Так, франки не составляли документов о какой-либо сделке — скажем, о том, что земля переходит от одного хозяина к другому. В этих случаях франки выполняли при свидетелях определенный ритуал, или обряд. Например, передавали зеленый стебель из полы «продавца» в полу «покупателя». И уже никому и в голову не приходило, что оформленную так сделку можно нарушить. И дети, и внуки знали, что данный участок перешел к другому хозяину на «законном основании».
Вопросы
1. В чем сходство задач, которые приходилось решать Хлодвигу и Теодориху?
2. Чем отличается политика Хлодвига в отношении завоеванных им галло-римлян от политики Теодориха?
3. Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Как вы думаете, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?
4. Не можете ли вы привести примеры, когда в нашем обществе отношения между людьми регулируются не законом, а обычаем. Объясните, почему в этих случаях закон не вытесняет обычай.
5. Что общего и в чем различие между письменным документом, оформляющим сегодня какую-либо сделку, и обрядом, ритуалом, выполнявшимся в подобных случаях древними германцами?
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1553;