Принятие христианства и его значение
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г. Владимир Святославич завладел киевским престолом, сместив старшего брата Ярополка (972-980). В этом же году он провел языческую реформу, создав общерусский языческий пантеон во главе с Перуном. Однако он не был принят всеми славянами.
Через несколько лет Владимир решает принять монотеистическую религию. Согласно легенде к нему явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина и требует многих других ограничений. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Римская вера (католичество) была отвергнута из-за главенства римского папы над светскими государями и из-за того, что богослужение ведется на латыни. Лишь проповедь представителя византийской (православной) церкви произвела на Владимира благоприятное впечатление.
После этого он отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми. Выбор Владимира в пользу православия был обусловлен следующими причинами: стремление князя сплотить общество и укрепить тем самым государство и свою власть; наиболее подходило менталитету восточных славян и самого Владимира; давние торговые и дипломатические отношения с Византией; возможность улучшить международное положение Руси.
В 988 г. произошло крещение Руси. Киевляне первыми приняли новую веру, а других пришлось крестить «огнем и мечом». Произошли восстания ряда племен, например, вятичей, жителей Новгорода против насильственной христианизации. Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе, даже после крещения люди продолжали верить в языческих богов. В итоге произошел синтез православия и язычества, приведший к складыванию самобытной религии – русскому православию. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и исключительно языческий по происхождению праздник масленицы.
Главой русской церкви стал митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их подчинении находились приходские священники - белое духовенство (женатые). Наряду с белым существовало черное духовенство – монахи. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.
Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Прежде всего, оно способствовало объединению славянских племен в единый этнос. После принятия христианства появилась письменность, разработанная греками братьями Кириллом и Мефодием. Появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Началось каменное строительство, стали развиваться иконопись, фресковая живопись. Русь приобщилась к сокровищам мировой культуры.
Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключалась «военная демократия» у восточных славян?
2. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?
3. Как норманнисты и антинорманнисты объясняли образование государства у восточных славян?
4. Что такое лествичный порядок наследования?
5. Что общего можно найти в деятельности первых киевских князей?
6. Почему Владимир решил поменять языческую веру? Почему он выбрал православие?
7. Назовите и охарактеризуйте категории населения в эпоху Киевской Руси.
8. Назовите последствия принятия христианства.
Дополнительная литература
1. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / И.Н. Данилевский. – М. : Аспект-Пресс, 2001. – 399 с.
2. Горский, А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства / А.А. Горский. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Грот, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грот // Вопросы истории. – 2008. – №8.
4. Егоров, В.Л. Русь и ее южные соседи в X-XIII вв. / В.Л. Егоров // Отечественная история. – 1994. – №6.
5. Кучкин, В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. / В.А. Кучкин // Отечественная история. – 2003. – №3.
6. Петрухин, В.Я. Русь в IX-X веках: От призвания варягов до выбора веры. – 2-е изд., испр. и доп. / В.Я. Петрухин. – М. : ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. – 464 с.
7. Поляков, А.Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А.Н. Поляков. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2010. – 484 с.
8. Пузанов, В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты / В.В. Пузанов. – Ижевск : Удмуртский ун-т, 2007. – 624 с.
9. Рапов, О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века: Принятие христианства / О.М. Рапов. – М.: Русская панорама, 1998. – 416 с.
10. Седов, В.В. Славяне: историко-археологическое исследование / В.В. Седов. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 624 с.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 909;