Информационная революция и политика

 

Во второй половине XX в. развитые демократические страны пережили две революции в области доступа граждан к информации, результатом которых явились массовое обра­зование и массовое телевидение. Выдающуюся роль в преобразовании политического пространства сыграли: появление на информацион­ном политическом рынке электронных СМИ, возникновение диало­говых способов политической коммуникации, резкое увеличение ско­рости передачи сообщений, формирование «электронных общностей» (например, пользователей сети Интернет) и др. Эти и связанные с ними явления и факты качественно изменили условия и возможности конкуренции за государственную власть.

Конечно, как справедливо утверждает Липпманн, информацион­ные средства были не способны «транслировать весь объем обществен­ной жизни человечества, так чтобы каждый индивид мог вынести компетентное мнение по каждому вопросу».* Более того, информа­ционные технологии внесли свой вклад и в упадок «общественного капитала», поскольку теле-видео-аудио-мультимедиа развлечения по­зволяли людям удовлетворять свои потребности в эмоциях и адрена­лине, не выходя из дома, способствуя пассивному восприятию людь­ми информации, сокращению ресурсов обратной связи и т.д.

 

* Lippmann W. Public Opinion. N.Y., 1934. P.362.

 

Тем не менее, активно внедряясь в сферу политики, новые инфор­мационные и коммуникативные технологии не только качественно ви­доизменили, но и сломали многие старые представления, установки, стереотипы, формы поведения, модели взаимоотношений между ин­дивидами и группами, политическими институтами и структурами.

Оценивая политические последствия таких информационных но­ваций, Р. Даль отмечал, что телекоммуникационные технологии стали играть ключевую роль в создании предпосылок «передового демокра­тического общества», в котором политические решения опираются на мнения и суждения народа. А. Этциони сформулировал концепцию «теледемократии» в качестве пути достижения общественного блага с помощью коммуникативных технологий. В то же время Л. Гроссман считает, что с развитием новых коммуникативных технологий насту­пает новая, третья великая эпоха демократии. Но самую грандиозную перспективу увидел Н. Негропонте, который ожидает, что националь­ное государство исчезнет под воздействием глобальных коммуника­ций. Причем Э. Коррадо и Ч. Фаерстон обращают внимание на то, что именно Интернет может обеспечить «неопосредованное» общение между гражданами и властью, сведя к минимуму зависимость граждан от избираемых представителей, партийных организаций и организо­ванных групп интересов.

Последняя точка зрения не удивительна, ибо именно Интернет является наиболее ярким выразителем информационной революции. И хотя политические последствия появления глобальной сети нео­днозначны, она бросает самый настоящий вызов традиционным ин­ститутам и механизмам политического процесса. Как полагает боль­шинство современных ученых, видимо, под его воздействием наибо­лее вероятным социально-политическим последствием развития новых коммуникативных технологий будет повышениединамизма и одно­временнофрагментация политического процесса,атомизация плюра­листической политики групповых интересов.








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 534;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.