Предэкзистенциализм С. Кьеркегора.
Общий поворот европейского духа за границы рациональности нашел выражение и в творчестве датского философа Серена Кьеркегора (1813 - 1855), философию которого называют предтечей экзистенциализма XX в.
Приложение 8 к теме 3.2. Сёрен Обю Кьеркегор.
Но, в отличие от Шопенгауэра и Ницше, вектор философствования Кьеркегора обращен не к жизненной витальности, а к формам человеческой духовности, вере и ценностному сознанию, опосредующему мир свободы.
Вера, по Кьеркегору представляет собой абсолютную противоположность разуму. Разум – злейший враг веры и религии. Основным вопросом философии Кьеркегора становится вопрос о смысле жизни, поиск которого понимается им и как проблема индивидуального спасения.
Отсюда характерная для его философии тема борьбы против рационалистической философской традиции, прежде всего гегелевской. Рационалистическая философия была эссенциализмом – учением об отвлеченных сущностях, постигаемых в общих понятиях. При этом не оставалось места индивиду, индивидуальному бытию. В действительности же существуют не общие понятия, а единичные и индивидуальные объекты и явления. Поэтому не сущность (эссенция), а существование (экзистенция) должно стать подлинным предметом философствования.
Экзистенция дана не в мышлении, не в суждении, а в самой жизни, в чувстве, переживании. Экзистенция открывается в потоке жизни, в которую вовлечен человек, сталкиваясь с ее проблемами. Подобная встреча происходит в критические моменты жизни, в ситуации смысложизненного выбора, представляемой Кьеркегором выражением «или – или».
Способность к свободному выбору и принятию ответственности за него есть отличительная черта человека как человека, как личности.
План семинарского занятия
1. Материализм Л. Фейербаха и К. Маркса. Антропология Л. Фейербаха. Социальная философия К. Маркса: исторический материализм, учение об общественно – экономических формациях.
2. Онтология и гносеология философии позитивизма и прагматизма. Теория «сомнения – веры» как основа прагматической гносеологии. Волюнтаристическая гносеология понимания «опыта» и роли воли в познании. Концепция истины.
3. Метафизическая онтология Шопенгауэра и Ницше: понятие воли как метафизической сущности и субстанции мира в философии А. Шопенгауэра, понимание «жизни» как витальной основы природы человека в философии Ф. Ницше.
4. Этика Шопенгауэра и Ницше. Шопенгауэр и буддизм. Учение о «сверхчеловеке». Требование «переоценки ценностей» как выражение имморализма ницшеанства.
5. Жизнь как переживание в философии В. Дильтея. Обоснование «наук о духе». Методология исторического познания. Герменевтика как метод познания явлений культуры.
Вопросы для СРС
1. Каков основной недостаток предшествующей формы материализма по К. Марксу?
2. Что означает принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию (Маркс)? Какие следствия из него вытекают?
3. Как позиционирует позитивизм собственное отличие по отношению к предшествующей философии? Каковы функции философии?
4. К каким направлениям в онтологии и гносеологии можно отнести философию позитивизма?
5. Как понимать тезис Ф. Ницше: «Бог умер!»
6. Какова мораль концепции сверхчеловека Ницше?
7. Можно ли назвать учения Шопенгауэра и Ницше метафизическими и почему?
8. Как и почему Дильтей разделил науки?
9. В чем отличие иррационализма Шопенгауэра и Ницше от иррационализма Дильтея и Кьеркегора?
10. Можно ли назвать учение Кьеркегора метафизическим иррационализмом и почему?
11. В чем экзистенциализм видит основное проявление человеческой сущности?
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1159;