Возникновение философских учений в Индии и Китае.
Тема 2. (2.1.) ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
План лекции
Возникновение философских учений в Индии и Китае.
Буддизм.
Конфуций и конфуцианство.
Даосизм.
Основные понятия
Веды – сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношении.
Брахман – высшая абсолютная реальность, которая временами воплощает часть своих реалий в виде явлений природы.
Пуруша – высшее духовное начало, песчинкой, частью которого является душа индивида.
Дхарма – многозначный термин, обозначающий буддийскую доктрину, буддийский закон и первочастицы мироздания.
Сангха – буддийская община.
Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели.
Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.
Концепция инь-ян – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.
Концепция усин – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций (огонь – вода – земля – металл – дерево).
Дао(путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.
Краткое содержание
Возникновение философских учений в Индии и Китае.
Философские системы древней Индии, если сравнивать их с другими, современными им системами, в ряде аспектов, особенно в плане онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека представляются более глубокими и философски насыщенными.
Конечной целью духовного поиска философов Древней Индии являлись освобождение от тягот бренной жизни, спасение в великой пустоте и вечном небытии, стоящем вне феноменального мира.
Особенность индийских религий – их интровертность, акцент на индивидуальный поиск, на стремлении личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Ортодоксальные философские доктрины Древней Индии были тесно связаны с социальной варновой и кастовой системой.
Индийская философия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия.
Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 715;