Уголовное право и процесс. Развитие уголовного права Ирана в полной мере отражает историю эволюции правовой системы страны в целом.
Развитие уголовного права Ирана в полной мере отражает историю эволюции правовой системы страны в целом.
В 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского деликтного права была практически сведена на нет в результате серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии Уголовного кодекса 1926 г. Этот Кодекс был построен на заимствовании основных положений французского уголовного законодательства (Уголовного кодекса Франции 1810 г.), хотя в принципе и допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Однако на практике до создания исламской республики в 1979 г. предпочтение отдавалось нормам Кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.
После исламской революции 1979 г. наметился обратный процесс. Сразу после установления нового режима различные новые судебные органы стали широко использовать мусульманское деликтное право шиитского толка, а Уголовный кодекс 1926 г. был фактически отменен. Новая Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст.4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст.156).
В первое время ведущими источниками при решении уголовных дел являлись произведения авторитетных шиитских правоведов, а также фетвы Руководителя ИРИ Р. Хомейни и положения, сформулированные им в его трудах по мусульманскому праву. Именно на этом основании суды стали привлекать к уголовной ответственности за слушание легкой музыки, азартные игры (к ним были отнесены и шахматы) и даже за ношение одежды, якобы не соответствующей исламским традициям.
В апреле 1981 г. в Иране вступил в действие исламский Закон о кисасе, который включал 199 статей и предусматривал все наказания за убийство и телесные повреждения. Затем был принят Закон о худуд, предусмотревший санкции за такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража и разбой. Оба акта целиком базировались на соответствующих предписаниях шариата. В конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодифицированный акт - Уголовный кодекс 1988 г., включивший мусульманско-правовые санкции за все 3 категории правонарушений по шариату - худуд, кисас и тазир (см. раздел "Саудовская Аравия", уголовное право).
Смертная казнь предусмотрена за убийство; преступления, связанные с наркотиками; политическое насилие; другие политические преступления; "моральные" преступления, такие как супружеская неверность, проституция, содомия и неоднократное употребление алкогольных напитков; разбой, вероотступничество. При этом лицо, осужденное за убийство, может быть казнено только при согласии ближайшего родственника потерпевшего из числа мужчин, который может выбрать и выкуп за кровь (дийя). Преступления категории худуд Уголовный кодекс 1988 г. рассматривает как посягательства на права бога, подлежащие неотвратимому наказанию. Если за них предусмотрена смертная казнь, она не может быть заменена иной санкцией.
Наиболее распространенные способы приведения смертных приговоров в исполнение - расстрел и повешение. Забрасыванием камнями наказывается прелюбодеяние.
По числу смертных казней Иран занимает одно из первых мест в мире (наряду с КНР и Нигерией). Большинство казненных составляют лица, осужденные за убийство, незаконную торговлю наркотиками и их употребление, а также политические противники, осужденные за вооруженную оппозицию правительству.
Помимо смертной казни широкое применение (в соответствии с нормами шариата) получили телесные наказания. В частности, однократное употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, "неквалифицированное" прелюбодеяние - 100 ударами плети и т.д. На практике телесные наказания суды начали применять уже летом 1979 г., в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.
Уголовное законодательство предусматривает и общепринятые виды наказания, такие как тюремное заключение и штраф.
Уголовный процесс, так же как и уголовное право, находится под влиянием мусульманско-правовых концепций, положенных в основу УПК 1988 г. В то же время в Иране признаны ряд общедемократических принципов уголовного судопроизводства. Согласно Конституции (ст.165) судебные процессы должны быть открытыми, если только суд не решит, что открытое разбирательство было бы пагубно для общественной морали и порядка, или если дело касается частных споров и обе стороны ходатайствуют о закрытом рассмотрении дела. Вердикты судов должны быть хорошо аргументированы и основаны на документах, со ссылкой на соответствующие статьи закона и принципы права (ст.166). Судья должен стремиться выносить решение на основе кодифицированного права. При отсутствии соответствующей нормы решение должно основываться на авторитетных источниках мусульманского права (ст.167).
Политические преступления и преступления прессы должны рассматриваться открыто и с участием присяжных, в судах общей юрисдикции. Способ отбора присяжных, их полномочия и определение политических преступлений устанавливаются законом в соответствии с исламскими критериями (ст.168). Закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может иметь обратной силы (ст.169).
Согласно ст.35 Конституции обе стороны судебного процесса имеют право (во всех судах общей юрисдикции) пользоваться услугами адвоката по своему выбору. Если они не имеют такой возможности, то должны быть приняты меры по назначению адвоката.
Тем не менее международные наблюдатели отмечают многочисленные факты несправедливых судебных процессов, массовое применение пыток в ходе следствия и целый ряд других нарушений прав человека в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовные дела рассматриваются уголовными судами (в 1994 г. объединены с гражданскими) или Исламскими революционными судами (ИРС), причем их юрисдикция различна. Под юрисдикцию ИРС подпадают: все преступления против внутренней и внешней безопасности государства, вероотступничество, покушение на жизнь политических деятелей, незаконная торговля наркотиками, подавление борьбы народа Ирана, расхищение общественного богатства и спекуляция.
В соответствии с регламентом ИРС должен состоять из 3 человек, в том числе 2 судей. На практике эти суды часто состоят только из одного лица религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания "благочестивых людей", такие показания могут быть подтверждены клятвой (qassameh). Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться.
Осужденные, дела которых рассматриваются в уголовных судах, не имеют права обжаловать обвинение и приговор. Однако Верховный Суд должен проверить применение закона по делам, в которых уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или другие серьезные наказания, до их вступления в силу.
Высокий совет правосудия утверждает смертные приговоры; он может возвратить дело в тот же суд для повторного рассмотрения. В то же время по политическим делам вообще не существует норм об обжаловании обвинения и приговора в вышестоящий трибунал или о полной проверке дела для выявления возможных ошибок.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 593;