Уголовное право и процесс. До середины XIX в. на территории современной Иордании применялось мусульманское деликтное право

 

До середины XIX в. на территории современной Иордании применялось мусульманское деликтное право. С 1858 г. здесь стал действовать османский Уголовный кодекс, основанный в значительной мере на французском УК 1810 г.

В настоящее время главным источником уголовного права Иордании является УК 1960 г., основанный на ливанском УК 1943 г., который, в свою очередь, развивает положения французского уголовного законодательства (УК Франции 1810 г.). Влияние мусульманского деликтного права в Иордании ограничивается включением отдельных его норм в уголовное законодательство. В частности, ст.274 УК Иордании 1960 г. объявляет уголовно наказуемым нарушение мусульманского поста во время рамадана.

УК 1960 г. предусматривает смертную казнь как обязательное наказание за преднамеренное убийство и другие виды умышленного убийства; за преступления против государства (измена, попытка изменить Конституцию незаконными способами); за покушение на жизнь или свободу членов королевской семьи; за акты терроризма, поджог или саботаж при отягчающих обстоятельствах. За шпионаж также предусмотрена в качестве обязательной меры смертная казнь (Закон 1971 г.). За воинские преступления смертная казнь установлена по воинскому Уголовному кодексу 1952 г. Согласно Специальному закону 1952 г. владение или продажа оружия для незаконных целей также является преступлением, наказуемым смертной казнью. В 1988 г. эта мера стала обязательной за изнасилование девочки в возрасте до 15 лет.

Основным источником уголовно-процессуального права является УПК 1961 г.

Долгое время на развитие иорданского уголовного процесса весьма негативное влияние оказывала напряженная военно-политическая обстановка внутри страны и на Ближнем Востоке в целом. После объявления 5 июня 1967 г. военного положения был учрежден Военно-полевой суд, состоящий из 3 армейских офицеров. Его компетенция постепенно распространялась на все преступления против безопасности государства; преступления, связанные с огнестрельным оружием и наркотиками; дела об особых видах убийств; другие дела о преступлениях, отнесенные к его компетенции военным Генерал-губернатором (позднее - Премьер-министром). Этот суд не был связан нормами УПК или доказательственным правом, его процедуры иногда не соответствовали международным стандартам справедливости. Приговоры этого суда не могли быть обжалованы в вышестоящий трибунал, но проверялись военным Генерал-губернатором. Чрезвычайные нормы применялись и в деятельности других судов, как военных, так и гражданских. Избранный в 1989 г. парламент внес изменения в Закон о государственной безопасности, вернув судам их гражданский статус и отменив многие элементы чрезвычайного судопроизводства.

Статья 102 Конституции и УПК предусматривают право обвиняемого на адвоката по его собственному выбору на стадиях следствия и суда. Это право существенно ограничено в делах о государственной безопасности. Статья 28 УПК устанавливает, что задержанный должен быть доставлен в суд в течение 48 часов с момента задержания (ареста) даже в особых делах о безопасности. На практике суды обычно санкционируют длительные сроки предварительного заключения.

 








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 499;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.