КУРС ЛЕКЦИЙ

по междисциплинарному курсу

«Инструментальные средства разработки ПО»

 

Для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

(базовая подготовка, очная форма обучения)

 


Рассмотрено на заседании цикловой комиссии "Программирование в компьютерных системах" № ____от "____" __________ 2015 г.   Председатель комиссии   ___________________ Леонова М.Н. Утверждено на заседании методического совета Протокол №_____ от "____" __________2015 г.    

 

 

Составитель: Погорелова М.Н.,

преподаватель МГГТК ФГБОУ ВПО «АГУ»

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция 1. Инструментальное программное обеспечение. История развития ИСРПО. 4

Лекция 2. Методологии разработки ПО. 18

Лекция 3. Методология RUP. 28

Лекция 4. Этап логического проектирования ИС. Основные подходы при создании концептуальной модели. 35

Лекция 5. Описание функциональности разработки: нотация IDEF0. 44

Лекция 6. Описание функциональности разработки: диаграммы потоков данных. 50

Лекция 7. Описание функциональности разработки: нотация IDEF3. 59

Лекция 8. Проектирование с использованием метода «сущность-связь». 67

Лекция 9. Определение языка разработки, среды реализации, инструментов

разработки. 76

Лекция 10. Инструментальные средства и технологии Windows. SDK. 90

Лекция 11. Процедура физического проектирования – порядок, инструменты,

ресурсы, документы. 100

Лекция 12. Управление версиями ПП. 119

Лекция 13. Open ТOOLs API. 143

Лекция 14. Использование и создание DLL. 153

Лекция 15. Разработка собственных компонентов. 165

Лекция 16. Инструментальные средства и методы расширения функциональности

среды разработки. 185

Лекция 17. Отладка программ. Инструменты. Методика отладки. 196

Лекция 18. Тестирование ПО. Средства автоматизированного тестирования. 219

Лекция 19. Документирование кода в Delphi. 230

Лекция 20. Создание системы помощи в программе. 238

Лекция 21. Защита приложения после компиляции. 277

Лекция 22. Автоматизация процесса сборки проекта. 283

Лекция 23. Создание инсталляции программы. 287

 

 


 

Лекция 1

ТЕМА:Инструментальное программное обеспечение. История развития ИСРПО.

Литература: 1. Зелковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения.

2. Гецци К., Джазайери М., Мандриоли Д. Основы инженерии программного обеспечения.

3. Деревянко А.С. Конспект лекций по курсу"Системное программирование" часть II (http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/sp/sp2/index.html)

 

Инструменты разработки программ делятся на аппаратные и программные.

Предметом междисциплинарного курса «Инструментальные средства разработки программного обеспечения» являются программные инструментальные средства, используемые для разработки и установки программ на компьютер, а также принципы их разработки и эксплуатации.

Разработка программного продукта (ПП) представляет множество связанных действий - таких как:

- создание модели данных и методики вычислений;

- описание функциональности;

- определение структуры данных; определение и описание способа реализации задачи (алгоритма решения);

- определение и описание интерфейса пользователя;

- определение средств поддержки ПП;

- спецификация задачи;

- написание текста программы;

- трансляция и отладка программы;

- связывание и подключение библиотек поддержки;

- создание среды выполнения; размещения исходного модуля и загрузка;

- создание встроенной помощи и документирование разработки;

- создание устанавливаемого (инсталляционного) пакета ПП.

В рамках Rational Unified Process (RUP) набор действий по разработке программ сконцентрирован в следующих этапах:

- определение требований;

- проектирование;

- программирование;

- тестирование;

- внедрение.

Для выполнения указанных работ разработан и постоянно пополняется огромный набор программ - инструментов, позволяющих формализовать и автоматизировать процесс разработки программ. Использование этих средств существенно сокращает сроки разработки и внедрения программных продуктов.

 

Рассмотрим, что представляет собой программа и программное обеспечение.

Программа = задача + модель + алгоритм + структура данных

Программа создается для того, чтобы решить определенную задачу: распознать преступника по фотографии в потоке людей, принять SMS- сообщение с одного мобильного телефона и передать его на другой и т.д.

Модель описывает то, что должна сделать программа для решения поставленной задачи, но не как она это должна сделать. Созданные в мышление человека модели предметной области могут относиться как к явлениям реального мира, например, движение космического объекта в гравитационном поле и атмосфере Земли, так и к идеальным понятиям, таким как интернет-магазин. Модель – это образ будущего инструмента, который позволит нам решить поставленную задачу.

Ключевым понятием в определении программы является задача. Как неразумно обсуждать техническую систему в отрыве от задачи, которую она решает, так бессмысленно рассматривать программу вне целей, для которых она создается. Для решения разных задач даже в одной предметной области будут созданы разные модели и разработаны разные программы.

Любой алгоритм, как мы знаем, есть последовательность предписаний, выполнив которые можно за конечное число шагов перейти от исходных данных к результату.

Итак,

Определение 1: Программа – это записанное на понятном некоторому вычислителю языке решение стоящей перед нами задачи.

Определение 2: Компьютерная программа - набор определенных команд, выполняющихся по заданному алгоритму.

Определение 3: Программа - данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определённого алгоритма. (ГОСТ 19781—90. ЕСПД. Термины и определения)

Определение 4:Программное обеспечение - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации. (ГОСТ 19781—90. ЕСПД. Термины и определения)

Существенно, что ПО - это программы, предназначенные для многократного использования и применения разными пользователями. В связи с этим следует обратить внимание на ряд необходимых свойств ПО.

1. Необходимость документирования. По определению программы становятся ПО только при наличии документации. Конечный пользователь не может работать, не имея документации. Документация делает возможным тиражирование ПО и продажу его без его разработчика. По Бруксу ошибкой в ПО является ситуация, когда программное изделие функционирует не в соответствии со своим описанием, следовательно, ошибка в документации также является ошибкой в программном изделии.

2. Эффективность. ПО, рассчитанное на многократное использование (например, ОС, текстовый редактор и т.п.) пишется и отлаживается один раз, а выполняется многократно. Таким образом, выгодно переносить затраты на этап производства ПО и освобождать от затрат этап выполнения, чтобы избежать тиражирования затрат.

3. Надежность. В том числе:

    • Тестирование программы при всех допустимых спецификациях входных данных
    • Защита от неправильных действий пользователя
    • Защита от взлома - пользователи должны иметь возможность взаимодействия с ПО только через легальные интерфейсы.

Готье: "Ошибки в системе возможны из-за сбоев аппаратуры, ошибок ПО, неправильных действий пользователя. Первые - неизбежны, вторые - вероятны, третьи - гарантированы". Появление ошибок любого уровня не должно приводить к краху системы. Ошибки должны вылавливаться диагностироваться и (если их невозможно исправить) превращаться в корректные отказы.

Системные структуры данных должны сохраняться безусловно.

Сохранение целостности пользовательских данных желательно.

4. Возможность сопровождения. Возможные цели сопровождения - адаптация ПО к конкретным условиям применения, устранение ошибок, модификация.

Во всех случаях требуется тщательное структурирование ПО и носителем информации о структуре ПО должна быть программная документация.

Адаптация во многих случаях м.б. передоверена пользователю - при тщательной отработке и описании сценариев инсталляции и настройки.

Исправление ошибок требует развитой сервисной службы, собирающей информацию об ошибках и формирующей исправляющие пакеты.

Модификация предполагает изменение спецификаций на ПО. При этом, как правило, должны поддерживаться и старые спецификации. Эволюционное развитие ПО экономит вложения пользователей.

Существуют различные направления программирования:

- искусственный интеллект;

- распознавание образов (изображения, звуки, анализ движения, ..);

- автоматное проектирование/программирование;

- теория алгоритмов ( например, методы кодирования, сжатия, шифрования, параллельная обработка информации);

- компьютерная лингвистика;

- объектно-ориентированное проектирование/программирование;

- математическое программирование;

- информационная безопасность (в том числе компьютерная вирусология, взлом/защита вычислительных систем)

- исследования в области обеспечения надёжности и эффективности разрабатываемого программного обеспечения;

- системы массового обслуживания (электронные платёжные системы, массовое распространение информации - электронная почта, медиа-сервисы, онлайн –клиники и магазины, поисковые системы, переводчики и т.д.);

- разработка приложений и игр на мобильные платформы (Android/ IPhone и т.д.)

- системное программирование;

- разработка игр и приложений для lin/win;

- разработка баз данных;

- низкоуровневое программирование.

 

 

При разработке программ применяются различные языки программирования. Выделяют:

- низкоуровневыйязык программирования - близкий к программированию непосредственно в машинных кодах используемого реального или виртуального (например, Java, Microsoft .NET) процессора. (ассемблер)

- высокоуровневый язык программирования - разработанный для быстроты и удобства использования программистом. Они имитируют естественные языки, используя некоторые слова разговорного языка и общепринятые математические символы. Основная черта высокоуровневых языков - это абстракция, то есть введение смысловых конструкций, кратко описывающих такие структуры данных и операции над ними, описания которых на машинном коде (или другом низкоуровневом языке программирования) очень длинны и сложны для понимания. Языкам высокого уровня свойственно умение работать с комплексными структурами данных. В большинстве из них интегрирована поддержка строковых типов, объектов, операций файлового ввода-вывода и т. п. (C++, C#, Java, JavaScript, Python, PHP, Ruby, Perl, Паскаль, Delphi, Лисп)

Языки высокого уровня делятся на:

· процедурные (алгоритмические) (Basic, Pascal, C и др.), которые предназначены для однозначного описания алгоритмов; для решения задачи процедурные языки требуют в той или иной форме явно записать процедуру ее решения;

· логические (Prolog, Lisp и др.), которые ориентированы не на разработку алгоритма решения задачи, а на систематическое и формализованное описание задачи с тем, чтобы решение следовало из составленного описания;

· объектно-ориентированные (Object Pascal, C++, Java и др.), в основе которых лежит понятие объекта, сочетающего в себе данные и действия над нами. Программа на объектно-ориентированном языке, решая некоторую задачу, по сути описывает часть мира, относящуюся к этой задаче. Описание действительности в форме системы взаимодействующих объектов естественнее, чем в форме взаимодействующих процедур.

 

- ультра-высокоуровневый язык программирования - характеризуется наличием дополнительных структур и объектов, ориентированных на прикладное использование. Использование его снижает временные затраты на разработку программного обеспечения и повышает качество конечного продукта за счет уменьшения объёма исходных кодов.

- сверхвысокоуровневый язык программирования - с очень высоким уровнем абстракции. В отличие от языков программирования высокого уровня, где описывается принцип «как нужно сделать», в сверхвысокоуровневых языках программирования описывается лишь принцип «что нужно сделать». Термин впервые появился в середине 1990-х годов для идентификации группы языков, используемых для быстрого прототипирования, написания одноразовых скриптов и подобных задач (пример Icon). К языкам сверхвысокого уровня также часто относят такие современные сценарные и декларативные (в частности функциональные) языки как Ruby и Haskell, а также Perl.

- предметно-ориентированный язык - большой класс языков сверхвысокого уровня, используемые для специфических приложений и задач.

Примеры:

· TeX/LaTeX для подготовки (компьютерной вёрстки) текстовых документов;

· Perl для манипулирования текстами;

· SQL для СУБД;

· Tcl/Tk для графического интерфейса пользователя;

· HTML и SGML для разметки документов;

· Verilog и VHDL для описания аппаратного обеспечения;

· Mathematica и Maple для символьных вычислений;

· AutoLisp для компьютерного моделирования (САПР);

· Prolog для задач, сформулированных в терминах исчисления предикатов;

· ML и Haskell для задач, сформулированных в терминах функций.

По мнению Валида Тахи, с позиции языково-ориентированного програмирования Microsoft Excel оказывается едва ли не наиболее широко применяемым в мире языком программирования.

Другими примерами предметно-ориентированных языков служат FoxPro, командные языки операционных систем (языки пакетных заданий, такие как JCL, языки интерактивной командной оболочки, такие как bash и batch), языки структурирования данных (XML, .ini, .conf), язык Вики-разметки, языки моделирования (UML, GPSS), Erlang для многопользовательских серверов, функционирующих в бесперебойном режиме. Следует отметить, что примеры не всегда являются показательными, некоторые предметно-ориентированные языки подвергаются критике.

При разработке программного продукта мы пользуемся различными инструментами, т.е. средствами, которые обеспечивают и облегчают выполнение поставленных задач.

Инструмента́льное програ́ммное обеспе́чение - программное обеспечение, предназначенное для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ, в отличие от прикладного и системного программного обеспечения.

Инструментальное ПО условно можно разбить на четыре группы:

1) необходимое – те, без которых невозможно в принципе получить исполняемый код;

К необходимым можно отнести:

- редакторы текстов (Word, WordPad, Блокнот);

- компиляторы и ассемблеры;

- компоновщики или редакторы связей (linkers);

2) часто используемое – средства, использования которых, в отличие от необходимых, можно избежать. Но без них процесс разработки весьма затрудняется и удлиняется;

Из часто используемых средств стоит назвать:

- утилиты автоматической сборки проекта;

- отладчики;

- программы создания инсталляторов;

- редакторы ресурсов;

- профилировщики;

- программы поддержки версий;

- программы создания файлов помощи (документации).

3) специализированное – используются в исключительных случаях, решают довольно специфичные задачи:

- программы отслеживания зависимостей;

- парсеры;

- дизассемблеры;

- декомпиляторы;

- hex-редакторы;

- программы отслеживания активности системы и изменений, происходящих в системе;

- программы-вериферы и контейнеры;

- программы для защиты разрабатываемого программного обеспечения (протекторы);

- CASE-средства для моделирования и проектирования ПО (BP Win, MS Visio, MS Net и др. средства логического проектирования (Ration Rose или любой UML-редактор и RBin, Coad)

- и т.д.

- специфическое– используются при разработке определенных видов программного обеспечения:

1) SDK, DDK, PDK, JDK;

2) API;

3) различные dll-библиотеки;

4) пользовательские компоненты.

5) технологические стандарты (Microsoft - OLE,ODBC, MAPI)

4) интегрированные среды – включают в себя большую часть выше перечисленных средств и обеспечивают их взаимосвязь.

Представители: Borland Delphi, Borland C++ Builder, Kylix (Borland Software Corporation), Power Builder(SY Base), Designer, Developer(Oracle), Visual Bаsic, Visual C++, Microsoft Visual Studio (.Net) (Microsoft Corp.), NuMega Driver Studio (NuMega), Eclipse (IBM).

Отдельно стоит отметить такие инструменты как методологии разработки ПО (например, RUP) и языки моделирования (например, ER-диаграммы, IDEF, DFD, UML), которые применяются в различных CASE-средствах, но могут использоваться и без них.

В каждом классе существуют огромное число продуктов, каждый со своими особенностями, достоинствами и недостатками.

Дадим краткую характеристику названным классам программ и приведем некоторые критерии оценки, по которым можно сравнивать программы из одного класса.

Но сначала укажем на характеристики, универсальные для всех программ:

- фирма-производитель, автор (зачастую имя производителя значит больше, чем все остальное).

- название продукта;

- номер последней версии;

- класс продукта, который установил для него производитель (например, HackersViewer, который включает в себя неплохой дизассемблер и редактор PE-файлов, поставляется просто как hex-редактор);

- тип дистрибьюции программы (с открытыми кодами/бесплатная (freeware)/условно-бесплатная (shareware)/платная) и стоимость;

- наличие и тип поддержки, ее стоимость;

- доступность и качество документации;

- простота и понятность интерфейса;

- наличие пробных версий (для платных программ);

- сайт программы и возможность ее скачки;

- размер дистрибутива и его состав;

- дополнительные (не основные) возможности, предоставляемые программой;

Теперь рассмотрим отдельно основные классы инструментов.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 13091;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.