Испания XVII в.
В конце XV в. Испания полностью освободилась от мавров.
Первым подлинно великим испанским художником был грек родом с острова Крит, за что был прозван Эль Греко. Эль Греко (1545-1614) был учеником уже старого Тициана. Он перенял многотональность от своего учителя. Можно сказать, что цвет у него становится абстрактным, передавая лишь психологическую выразительность темы, не определяя большие предметные категории. В своих работах он усилил страстное движение фигур Тинторетто до экстатического видения и превратил «усмирение» цвета Веронезе в свободные и выразительные цветовые симфонии. Эль Греко было 35 лет, когда он переехал в Испанию. Его живопись не понравилась Филиппу II, и художник не стал придворным живописцем, а поселился в Толедо. Скромная панорама города часто изображалась на его картинах. Вытянутость и деформированность фигур отражают дух художника. О Эль Греко после его смерти вспомнили лишь в XXв.
Подлинными наследниками Караваджо, развившими его прогрессивные идеи, были художники не Италии, а Испании, и отчасти Фландрии. Испанцам оказались близки контрасты света и тени, материализация чуда (Франсиско Рибальта, Хусепе Рибера, Франсиско Сурбаран).
Рибера воспринимал жизнь драматически. Частыми сюжетами его картин были мученичества или портреты людей нелегкой жизни: изможденных нищих, пилигримов, калек («Святая Инесса», «Хромоножка»).
Величие Сурбарана – величие простоты. Светотень в его ранних работах караваджисткая. Еще задолго до Сезанна Сурбаран находил в природных формах первоформы.
Диего Веласкес был в течении почти 40 лет придворным живописцем короля Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных, карликов, шутов. Им написано всего несколько картин на мифологические темы («Кузница Вулкана», «Вакх», «Венера и Амур»), одно историческое полотно – «Сдача Бреды». Папа Иннокентий X, портрет которого Веласкес писал в Италии, воскликнул при виде картины: «Чересчур правдиво!». Художник был психологом, живописцем характеров. Веласкес воспринял уроки итальянского барокко, его волшебную воздушность, естественность движений. Он оценил бескомпромиссную правдивость, могучую светотень и пластику Караваджо, угловатую напряженность итальянского искусства. Живопись Веласкеса проста, богата сопоставлениями, психологической проницательностью, блеском света и ощущением воздуха («Менины», «Венера», «Пряхи»).
В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы: фламандскую (территория современной Бельгии) и голландскую.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 603;