Полуперевороты
Большинство полупереворотов сложнее соответствующих пере воротов, однако некоторые из них относительно просты и могу; служить подводящими упражнениями.
Подъем разгибом.Основные компоненты техники: энергичный мах ногами с последующим торможением, толчок руками от пола и приземление на носки прямых ног с подачей таза вперед. Элемент выполняется из упора лежа согнувшись на лопатках, руки опираются ладонями о пол у плеч. Из этого исходного положения выполняется энергичный разгиб в тазобедренных суставах, направ-
ленный под углом вверх, который завершается толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, заканчивающаяся приземлением < на прямые ноги.
Последовательность разучивания:
а) из положения
лежа на лопатках
согнувшись, руки
чперед подъем раз-
'ибом с помощью 1вух партнеров, подкидывающих гимнаста за руки (рис. 229);
б) из упора лежа
согнувшись, руки у
плеч разгиб в стойку
на руках (с по
мощью) ;
в) подъем разги-
бом на руки партнеров (создается представление о направлении разгиба);
г) подъем разгибом в целом с помощью. Помогать одной рукой
Юд плечо, другой под поясницу;
д) подъем разгибом на возвышение из матов с помощью; то же
";амое самостоятельно на ровном месте.
Курбет (рис. 230), то есть прыжок с рук на ноги, напоминает вторую половину переворота назад. Махом одной и толчком другой яогой сделать стойку на руках. Не доходя до стойки, прогнуться и согнуть ноги в коленных суставах. Занимающийся должен почувствовать, что растянулись мышцы передней поверхности тела. Далее следует быстрый разгиб ног в коленных суставах и торможение. После толчка руками от пола происходит резкое сгибание в тазо-едренных суставах, а затем поднимание плеч. Полет заканчива-гся приземлением на носки прямых ног в положение, близкое к Прямому (руки вверху), и выполняется прыжок вверх с небольшим родвижением назад.
—6ЭЭ 393
Последовательность разучивания:
а) стойка на руках;
б) со стойки на руках быстро опустить прямые ноги в упор стоя
согнувшись;
в) в стойке на руках прогнуться и согнуть ноги в коленных су
ставах (партнер поддерживает за ноги и под живот). Резко разо
гнуть ноги под углом вверх (партнер отпускает ноги) и, оттолкнув
шись руками, быстро согнуться в тазобедренных суставах. Поставив
ноги на мат, выпрямиться, руки вверху; то же без помощи;
г) курбет в целом с прыжком вверх;
д) курбет с трамплина (руки ставить на трамплин).
Сальто
Сальто — наиболее эффектные и сложные акробатические прыжки. Они выполняются с вращением вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись и прогнувшись.
Переднеесальто. На последнем шаге разбега выполняется прыжок с одной ноги на две (наскок) и руки отводятся назад. С постановкой ног на опору делается резкий взмах руками вперед с после-
дующим торможением в положении вперед и толчком ногами от пола (толчок должен быть стопорящим и закончиться до вертикали). Туловище — в вертикальном положении (без наклона вперед). В полете гимнаст группируется, причем должно быть такое чувство, что он подтягивает плечи к ногам, а не ноги к плечам. Объективно такое чувство появится при достаточно большой скорости движения ног назад. Руки из положения вперед опускаются вниз и захватывают голени. Колени в группировке должны быть несколько разведены
врозь. Когда гимнаст почти закончит сальто и окажется лицом вперед, он должен разгруппироваться ногами к полу, но не точно, а немного вперед от вертикальной линии о. ц. т., чтобы сохранить равновесие.
Существуют еще два способа выполнения сальто вперед: движением рук спереди вниз-назад и движением рук сверху вниз (применяется главным образом при выполнении с места). При всех способах не наклоняться вперед в момент отталкивания и заканчивать толчок до вертикали площади опоры (вблизи нее). Передние сальто могут выполняться с приземлением на одну и переходом на другую ногу (применяются в соединениях), согнувшись и прогнувшись.
Последовательность разучивания:.
а) повторить кувырок вперед;
б) изучить правильную группировку, стоя на одной ноге
(рис.231);
..
в) с нескольких шагов толчком двумя ногами кувырок вперед
на возвышение из гимнастических матов (высота около 1 м);
г) с разбега кувырок на маты без опоры руками. Требовать все
большей и большей высоты, пока занимающиеся не начнут выпол
нять сальто в сед в группировке, а затем и в присед в группировке.
Следить за правильными движениями руками (снизу-сзади, вперед-
вверх); тоже через веровочку, натянутую перед возвышением на высоте 1 м 20 см — 1 м 30 см. После освоения этого упражнения постепенно снижать возвышение (после каждых 2—3 попыток убирать один мат), пока упражнение не будет выполняться на ровном месте. Веревочку оставлять на первоначальной высоте;
д) переднее сальто с разбега на дорожке (со страховкой);
е) самостоятельное выполнение.
Маховое сальто(рис. 232). Для выполнения этого прыжка требуется значительная гибкость, поэтому выполняют его главным образом женщины. Основные компоненты техники: резкий мах ногой до отказа назад, создающий вращение, мощный толчок другой но-
14* - 395
гой, обеспечивающий необходимую высоту и быстрое движение руками назад-вверх, увеличивающее эту высоту. Все эти движения должны закончиться одновременно к моменту прохождения вертикали площади опоры. Поэтому темповой подскок следует делать высоко, выставляя толчковую ногу на пятку на большой шаг вперед. К моменту завершения толчка ноги почти в полном шпагате, туловище наклонено к толчковой ноге почти до касания грудью колена. В полете и при приземлении голова отклонена назад и прогиб еще увеличивается. Занимающийся должен стремиться поставить маховую ногу как можно ближе к месту отталкивания. В момент приземления толчковую ногу не приставлять к маховой, а удерживать в положении вперед, делая в дальнейшем широкий шаг
вперед.
Последовательность разучивания:
а) освоить правильный мах руками. Вначале движение руками
выполнять в замедленном темпе, акцентируя мах назад-вверх. За
тем эти движения руками делать в прыжке вверх после темпового
подскока;
б) повторить переворот колесом вперед, обращая внимание на
увеличение прогиба после маха маховой ногой;
в) колесо вперед прыжком с таким же движением руками, как
при маховом сальто, с возможно более поздней постановкой рук;
г) маховое сальто с трамплина на поясе. Обращать особое вни
мание занимающихся на увеличение прогиба в полете и на дви
жения руками;
д) сальто на дорожке с 2—3 шагов на поясе или с помощью.
Одной рукой поддерживать под поясницу, а другой под плечо в
момент окончания маха руками. Постепенно помощь уменьшать.
Чтобы соединить маховое сальто с другими прыжками, надо научиться выполнять его в пробежку и на достаточной высоте.
Заднее сальто.При исполнении сальто с места делается предварительный мах руками назад с одновременным приседанием, затем резкий мах руками вверх с последующим торможением и толчок ногами от пола до полного выпрямления ног. Если сальто выполняется после рондата или переворота назад, то после толчка от пола на предыдущем прыжке руки сразу быстро поднимаются вверх. К моменту прохождения вертикали площади опоры надо закончить взмах руками и торможение, а также толчок ногами от пола до полного их выпрямления. Далее начинается фаза полета. Гимнаст сгибает ноги в группировку и направляет руки сверху (сгибая в локтевых суставах) круговым движением назад, вниз, вперед. К этому моменту ноги должны быть согнуты в группировку; захватывая руками за голени, гимнаст уплотняет группировку. В момент захвата группировки он резко отклоняет голову назад. В это время гимнаст находится спиной к полу. Сделав 2/з сальто и находясь лицом к полу, спортсмен начинает разгруппировываться, направляя ноги к полу и поднимая руки вверх. Чем больше скорость вращательного и поступательного движения, тем дальше от вертикали о. ц. т. гимнаст должен поставить ноги.
Основные ошибки: неполное выпрямление ног при толчке, вялый взмах руками, сильный наклон плеч назад, вялая группировка, подача таза назад (при выполнении в соединениях). Последовательность разучивания: а) прыжок вверх с правильным взмахом руками;
б) серии прыжков вверх со взмахом руками
(10—12 прыжков в темпе);
в) из стойки руки вверху, отводя локти макси
мально назад (круговым движением), захватить од
ну ногу в группировку. При этом резко отклонить
голову назад. Так же быстро разгруппироваться
(руки вверх);
г) прыжок вверх с захватом группировки; парт
нер поддерживает гимнаста сзади под лопатки (рис.
233);
д) заднее сальто в целом на поясе (партнер, си
дящий на полу, подбрасывает гимнаста под ступни);
е) заднее сальто с трамплина (на поясе);
ж) заднее сальто с места на поясе. Чередовать
выполнение сальто с прыжками вверх со взмахом
руками (2—3 прыжка и одно сальто);
з) заднее сальто с помощью (двумя руками); то же, но помогать одной рукой; то же со страховкой и, наконец, без страховки;
и) курбет — заднее сальто на поясе и со страховкой;
к) с разбега рондат с высоким прыжком вверх (темп для заднего сальто). Партнер поддерживает гимнаста под спину;
л) рондат — заднее сальто на поясе (с 2—3 шагов); то же со страховкой;
м) с места переворот назад — заднее сальто (со страховкой);
н) рондат — переворот назад — прыжок вверх (партнер поддерживает под спину);
о) рондат — переворот назад — заднее сальто (со страховкой и самостоятельно).
Темповое сальто(рис. 234) выполняется на небольшой высоте с быстрым вращением и значительным продвижением назад, а поэтому его называют иногда переворотом назад без опоры руками. В первой половине полета тело гимнаста максимально прогнуто, а во второй — согнуто в тазобедренных суставах. Толчок ногами сле-
дует после того, как тело пройдет вертикаль площади опоры. Для этого в конце предыдущего прыжка гимнасту нужно больше согнуться и поставить ноги ближе к месту отталкивания на предыдущем прыжке. Мах руками, направленный назад'за голову, должен способствовать переворачиванию, наращиванию поступательного движения назад и некоторому взлету вверх. В отличие от маха руками при перевороте назад, в темповом сальто мах руками должен заканчиваться торможением относительно туловища. Сгибание в тазобедренных суставах начинается только после прохождения вертикального положения (головой вниз). Перед приземлением надо
1) руки разводятся в стороны, 2) сгибаются к груди или 3) дугами вперед движутся вниз. В первом случае сальто выглядит наиболее эффектно, однако это самый трудный способ, так как тело имеет наибольший момент инерции. Второй способ менее зрелищный, но самый перспективный, поскольку этим способом выполняются все пируэты. Наконец, третий способ (им чаще всего пользуются гимнасты)—самый легкий, но наименее зрелищный и наименее перспективный.
В полете необходимо максимально прогнуться в грудной части (при умеренном прогибе в пояснице) и отклонить голову назад.
согнуться так, чтобы прийти в конечное положение, выгодное для начала последующего прыжка.
Последовательность разучивания:
а) с трамплина сальто назад прогнувшись (на поясе). Если
гимнаст не умеет выполнять сальто прогнувшись, то у него полу
чится высокое темповое сальто;
б) то же, но потребовать более резкого движения руками назад
и сгибания в тазобедренных суставах;
в) то же, но после темпового сальто выполнить переворот назад;
г) с места темповое сальто на дорожке (на поясе);
д) переворот назад — темповое сальто;
е) переворот назад — темповое сальто — переворот назад;
ж) то же после рондата на поясе и со страховкой.
Заднее сальто прогнувшись (рис. 235). Прежде чем изучать это сальто, необходимо хорошо освоить сальто в группировке с высоким вылетом и энергичным махом руками вверх. При выполнении сальто прогнувшись нужно сообщить телу при толчке значительно больше вращения, так как в группировочном положении момент инерции меньше. Для этого необходимо сильно оттолкнуться руками на предыдущем прыжке и сразу же сделать энергичный мах вверх или вверх-назад, в зависимости от скорости вращательного и поступательного движения. К моменту окончания толчка ногами тело должно быть полностью выпрямлено и находиться у вертикали площади опоры. С этого момента начинается безопорная фаза.
Существует три варианта движения руками в безопорной фазе:
398 .
Совершенствуя этот прыжок, следует добиваться возможно большей высоты и возможно меньшего прогибания. Последовательность разучивания:
а) со стойки на руках перекат в упор лежа на бедрах;
б) полупереворот назад с перекатом в упор лежа на бедрах;
то же на возвышение из гимнастических матов (перечисленные уп
ражнения помогают усвоить вторую половину сальто прогнувшись);
в) с трамплина высокое сальто в группировке с энергичным
взмахом руками вверх;
г) с трамплина заднее сальто прогнувшись (на поясе). Основ
ное внимание обращать на правильный взмах руками и на то, что
бы гимнасты не сгибались в тазобедренных суставах, а сохраняли
прогнутое положение тела, особенно в грудной части. После взма
ха руки следует согнуть к груди;
д) рондат — высокое заднее сальто в группировке с энергичным
взмахом руками вверх;
е) рондат — заднее сальто прогнувшись (на поясе); то же со
страховкой и без нее.
Сальто прогнувшись с поворотом кругом (полпируэта). Первая половина данного прыжка выполняется так же, как сальто прогнувшись, но с большим вращением, поскольку во второй половине тело выпрямляется (рис. 236). Достигнув высшей точки траектории, гимнаст выпрямляется и одновременно делает поворот — вначале плечами, а затем тазом (таз должен описывать небольшую окружность относительно оси голова — ноги). Выполнив полный поворот,
гимнаст вновь прогибается, стараясь поставить ноги как можно дальше назад. Сгибание после поворота — грубая ошибка. Последовательность разучивания:
а) переворот назад с поворотом на 180° или курбет с поворотом
на 180° с возвышения (обращать внимание занимающихся на дви
жения плечами и руками);
б) повторить сальто прогнувшись с трамплина;
в) с трамплина полпируэта (на поясе или со страховкой ру
ками);
г) повторить сальто прогнувшись на дорожке;
д) в том же соединении полпируэта (на поясе или со страхов
кой руками).
Сальто с поворотом на 360° (пируэт, рис. 237). Существует два способа выполнения пируэта. В одном из них вращение относительно продольной оси создается еще в опорном положении, в другом— в безопорной фазе. Первый способ предпочтительней, так как позволяет в дальнейшем перейти к освоению таких прыжков, как полтора и два пируэта.
После энергичного толчка руками на предыдущем прыжке (переворот назад, рондат) следует широкий энергичный мах руками вверх и несколько назад с последующим резким торможением. В конце отталкивания уже в выпрямленном положении гимнаст начинает поворот головой и плечами (как бы скручивается). Далее в безопорной фазе, выпрямляясь, он притягивает руки к плечу, одноименному повороту, и вслед за поворотом плечами делает поворот тазом. Руки постепенно опускаются на живот (к моменту выполнения половины поворота), и гимнаст продолжает вращение в выпрямленном положении. В данном случае поворот выполняется толчком от опоры. В процессе совершенствования прыжка гимнасты интуитивно видоизменяют технику и придают своему телу меньшее вращение в опорном положении, а остальное вращение создают в безопорной фазе за счет избыточного вращения относительно поперечной оси. Для этого гимнаст не находится все время в вы-
прямленном положении, а делает небольшие последовательные изгибы вокруг продольной оси.
При втором способе пируэт выполняется за счет последовательных круговых движений руками. В опорном положении гимнаст делает все движения так же, как и в предыдущем способе, но плечи не поворачивает. В безопорной фазе из положения руки вверху он выполняет быстрое круговое движение одной рукой и поворачивает тело навстречу к ней. Когда рука окажется внизу, начинается круговое движение второй рукой, а первая продолжает круг. Таким образом, обе руки делают полный круг и оказываются вверху. Это движение руками приводит к полному повороту на 360°.
Последовательность разучивания:
а) имитация движений руками как при пируэте;
б) то же с одновременным поворотом относительно продольной
оси (стоя на одной ноге);
в) то же с прыжком вверх;
г) с места пируэт на руках преподавателя;
д) с трамплина повторить сальто прогнувшись;
е) с трамплина пируэт на поясе (предварительно закрутить ве
ревки в противоположном направлении на 360°). Во время выпол
нения страхующие помогают вращению, растягивая веревки пояса;
ж) после рондата или рондата и переворота назад сальто про
гнувшись с прямым положением тела;
з) в том же соединении пируэт (на поясе, со страховкой и само
стоятельно):
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 909;