Системы с базовой виртуальной адресацией
В системах с открытой памятью возникают большие сложности при организации многозадачной работы. Самым простым способом разрешения этих проблем оказалось предоставление каждому процессу своего виртуального адресного пространства. Простейшим методом организации различных адресных пространств является так называемая базовая адресация. Мы называли таким образом адресацию по схеме reg[offset]. Метод, о котором сейчас идет речь, состоит в формировании адреса по той же схеме. Отличие состоит в том, что регистр, относительно которого происходит адресация, не доступен прикладной программе. Кроме того, его значение прибавляется ко всем адресам, в том числе к “абсолютным” адресным ссылкам или переменным типа указатель. По существу, такая адресация является способом организации виртуального адресного пространства. Как правило, машины, использующие базовую адресацию, имеют два регистра. Один из регистров задает базу для адресов, второй устанавливает верхний предел. Если адрес выходит за установленную границу, возникает исключительная ситуация (exception) ошибочной адресации. Как правило, это приводит к тому, что система принудительно завершает работу программы. При помощи этих двух регистров мы сразу решаем две важные проблемы. Во-первых, мы можем изолировать процессы друг от друга – ошибки в программе одного процесса не приводят к разрушению или повреждению образов других процессов или самой системы. Благодаря этому мы можем обеспечить защиту системы не только от ошибочных программ, но и от злонамеренных действий пользователей, направленных на разрушение системы или доступ к чужим данным. Во-вторых, мы получаем возможность передвигать образы процессов по физической памяти так, что программа каждого из них не замечает перемещения. За счет этого мы решаем проблему фрагментации памяти и даем процессам возможность наращивать свое адресное пространство. Действительно, в системе с открытой памятью процесс может добавлять себе память только до тех пор, пока не доберется до начала образа следующего процесса. После этого мы должны либо говорить о том, что памяти нет, либо мириться с тем, что процесс может занимать несмежные области физического адресного пространства. Второе решение резко усложняет управление памятью как со стороны системы, так и со стороны процесса, и часто оказывается неприемлемым. В случае же базовой адресации мы можем просто сдвинуть мешающий нам образ вверх по физическим адресам.
Часто ОС, работающие на таких архитектурах, умеют сбрасывать на диск образы тех процессов, которые долго не получают управления. Это самая простая из форм своппинга (swapping – обмен).
Решив перечисленные выше проблемы, мы создаем другие, довольно неожиданные. Мы оговорили, что базовый регистр недоступен прикладным задачам. Но какой-то задаче он должен быть доступен. Иначе, каким же образом процессор узнает, исполняет ли он системную или прикладную задачу, и не сможет ли злонамеренная прикладная программа его убедить в том, что является системной. Другая проблема состоит в том, что, если мы хотим предоставить прикладным программам возможность вызывать систему и передавать ей параметры, мы должны обеспечить процессы (как системные, так и прикладные) теми или иными механизмами доступа к адресным пространствам друг друга. На самом деле, эти две проблемы тесно взаимосвязаны – например, если мы предоставим прикладной программе свободный доступ к системному адресному пространству, нам придется распрощаться с надеждами обеспечить защиту от злонамеренных действий пользователей. Раз проблемы взаимосвязаны, то и решать их следует в комплексе. Стандартное решение этого комплекса проблем состоит в следующем. Мы снабжаем процессор флагом, который указывает, исполняется системный или пользовательский процесс. Код пользовательского процесса не может манипулировать этим флагом, однако ему доступна специальная команда. В различных архитектурах эти специальные команды имеют разные мнемонические обозначения. Эта команда одновременно переключает флаг в положение “системный” и передает управление на определенный адрес в системном адресном пространстве. Процедура, находящаяся по этому адресу, называется диспетчером системных вызовов. Возврат из системного вызова осуществляется другой специальной командой. Эта команда передает управление на указанный адрес в указанном адресном пространстве и одновременно переводит флаг в состояние “пользователь”.
ОС обычно имеет полный доступ к адресным пространствам пользовательских задач.
В современных системах базовая виртуальная адресация используется редко. Дело не в том, что она плоха, а в том, что более сложные методы, такие как сегментная и страничная трансляция адресов, оказались намного лучше. Часто под словами “виртуальная память” подразумевают именно сегментную или страничную адресацию. В системах с сегментной и страничной адресацией виртуальный адрес имеет сложную структуру. Он разбит на два битовых поля: селектор страницы (сегмента) и смещение в нем. Соответственно, адресное пространство оказывается состоящим из дискретных блоков. Если все эти блоки имеют фиксированную длину и образуют вместе непрерывное пространство, они называются страницами. Если длина каждого блока может задаваться, такие блоки называются сегментами.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 784;