ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
В наследственных отношениях с иностранным элементом можно выделить три группы вопросов в зависимости от особенностей их коллизионно-право-вого регулирования. 1. Наследование по закону.Данная ситуация предполагает вопросы о круге наследников и очередности их призвания. Общей привязкой для их решения в РФ является закон последнего места жительства наследодателя. 2. Наследование по завещанию.В этом случае самыми важными вопросами являются установление завещательной способности наследодателя и соблюдение требований по форме и содержанию завещания. По российскому коллизионному праву способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права. 3. Наследование недвижимого имущества.В РФ наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где оно находится, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в РФ, – по российскому праву.
В наследственных отношениях с иностранным элементом может возникнуть довольно непростая ситуация выморочного имущества.Она имеет место, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства. Выморочное имущество переходит в собственность государства. В МЧП могут возникнуть непростые вопросы о том, к какому именно государству переходит такое имущество. Ведь если отношения осложнены иностранным элементом и связаны с разными правопорядками, то несколько государств могут его оспаривать, напр. государство последнего места жительства и государство местонахождения имущества. Национальное право, как правило, не содержит коллизионных норм по этим вопросам и регулирует только переход выморочного имущества к государству суда. Несколько дополняют картину правового регулирования договоры о правовой помощи. В частности, столкновение интересов нескольких государств-участников в отношении выморочного имущества регулируются ст. 46 Конвенции о правовой помощи и правовых взаимоотношениях государств – участников СНГ 1993 г. – движимое имущество переходит государству-участнику, гражданином которого являлся наследодатель в момент смерти, а недвижимое имущество остается за государством-участником, на территории которого оно находится.
На практике наследственные отношения с иностранным элементом не ограничиваются выбором применимого права. Наследование предполагает некоторые формальности,связанные с действиями определенных органов, выполнением ряда процедур и представлением некоторых документов. Очень важные функции в области наследования осуществляют дипломатические представительства и консульские учреждения.
Регулирование наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, осуществляется в Российской Федерации в основном посредством коллизионно-правового метода.
Коллизионный метод, выраженный в национальной форме, — это наличие в российском законодательстве статьи 1224 ГК РФ, в которой сформулировано несколько коллизионнных норм.
Во-первых, закрепляется основная коллизионная норма, подчиняющая регулирование отношений по наследованию праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства.
Во-вторых, российский законодатель сформулировал специальную норму, определяющую выбор права для наследования недвижимого имущества — им является право страны, где находится это имущество. Если недвижимое имущество занесено в государственный реестр РФ — по праву Российской Федерации.
В-третьих, отдельно сформулированы нормы в отношении способности лица к составлению и отмене завещания, а также действительности формы завещания или акта его отмены. Российский законодатель предусмотрел для решения данных вопросов своего рода цепочку последовательных норм, именуемых в науке МЧП «ассоциацией норм».
Эта «ассоциация» начинается генеральной нормой о том, что способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и акта его отмены определяются по праву страны, где наследодатель имел место жительства в момент составления завещания. В случае если указанная генеральная норма «не срабатывает», то действительность завещания (акта его отмены) может определяться альтернативно: либо правом места составления акта, либо российским правом.
Вышеизложенные комментарии сформулированы в пункте 2 ст. 1224 ГК РФ в следующей фразе: «Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены или требованиям российского права».
Указанная норма представляет интерес с точки зрения иллюстрации общетеоретических вопросов МЧП: в ней дается пример дифференциации коллизионных норм на генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные). Субсидиарная норма осуществляет свое регулирование тогда, когда требования генеральной нормы не выполняются.
Коллизионный метод, выраженный в международной форме, реализуется посредством закрепления специальных норм по наследованию в международных договорах, чаще всего — в договорах о правовой помощи.
Традиционно в качестве классического примера таких договоров приводится Конвенция стран СНГ 1993 г., которая в числе прочих включает в предмет регулирования наследственные отношения.
Вопросам наследования в Конвенции 1993 г. посвящена часть V, состоящая из семи статей (ст. 44 — 50).
Государства—участники в вопросах наследования закрепили принцип равенства, который означает, что граждане любого договаривающегося государства, независимо от того, на территории какого государства-участника они призываются к наследованию, имеют те же права, что и отечественные граждане соответствующего государства.
Коллизионным принципом в вопросах наследования является закон последнего постоянного места жительства наследодателя. Исключение составляют отношения по наследованию недвижимого имущества: эти отношения подчиняются праву государства, на территории которого находится недвижимое имущество.
В случае, если наследником является государство, устанавливается смешанный режим для движимого и недвижимого имущества: движимое переходит к государству, гражданином которого был наследодатель в момент смерти; недвижимое — к государству, на территории которого оно находится.
Способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма завещания и акта его отмены определяются по праву страны, где наследодатель имел место жительства в момент составления акта.
Субсидиарной нормой, регулирующей данное правоотношение, является определение действительности завещания или акта его отмены по праву места составления. Следует обратить внимание на определенное расхождение с российской коллизионной нормой, в соответствии с которой действительность завещания (или акта отмены) может определяться альтернативно: или по праву места составления, или по российскому праву.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1158;