Сценарные механизмы.
Для создания полноценного сценария у человека должны быть сформированы определенные сценарные механизмы, позволяющие полностью автоматизировать жизненный процесс. Именно эти сценарные механизмы получаются при переработке с помощью «марсианского» и «юридического» мышления установок, даваемых ребенку, родителями в процессе воспитания.
К основным сценарным механизмам можно отнести:
«Сценарный итог». Каждый человек, несомненно, смертен. Для многих людей важно, как после их смерти о них будут вспоминать другие люди. Такое беспокойство об этом «жизненном» моменте передается и от родителей к детям. Многие родители хотят, что бы об их детях вспоминали хорошо и после смерти, и дают им соответствующие установки по тому, как они должны умереть и чего достигнуть к концу своей жизни. Не всегда, к сожалению, формирование «сценарного итога» бывает конструктивным. У лиц, страдающих зависимостью от психоативных веществ, «сценарный итог» было бы правилнее назвать «проклятием». Чаще всего такое «проклятие» звучит таким образом: «Здохнешь, как твой отец (дед, дядька и т.д.) под забором», «Намучаешься ты в жизни, смерть за счастье почтешь» и т.д. Обычно достичь самого страшного сценарного «проклятия» очень легко с помощью злопотребления алкоголем или наркотиками. Наиболее частые результаты (итоги) таких деструктивных сценариев («проклятий») – это: одиночество, сумасшедствие, бродяжничество и смерть.
Практически, пред тем, как дать сценарное «проклятие» родители, формирующие сценарий, дают возможность ребенку избежать его. Это проявляется в предоставлении «охраняющих предписаний». Такие предписания выглядят обычно как: «Отвяжись!». Если ребенок не выполняет их, то получает «проклятие». Например:
«Мама, купи мороженое».
«Отвяжись, денег нет».
«Ну, купи».
«Отвяжись, отстань!».
«Ну, купи!».
«Ты такой же как твой отец, и здохнешь ты так же», – «проклятие» получено.
Достаточно важными для формирования сценария являются предписания родителей по структурированию времени, даваемые своим детям, для реализации их в дальнейшей (взрослой) жизни ребенка. Не менее важно выяснить, как эти предписания адаптированы человеком к собственному сценарию с помощью «юридического мышления». Примеры:
Установка: «Работай на совесть».
После применения «юридического мышления»: «Как отдыхать, не сказано. В выходные и на отдыхе могу пить». В результате такой «переработки» получаем Алкоголика пьющего по пятницам, субботам и воскресениям, и если он даже будет пить среди недели, то на работу он ходить будет обязательно. Правда, качество работы будет только таким, каким позволит быть ему «совесть» личности, разрушенной потреблением алкоголя.
Установка: «Береги каждую копейку».
После применения «юридического мышления»: «Как тратить деньги, не сказано. Могу все пропить». И действительно, более бережливых людей, чем больные зависимостью, особенно в период трезвости, не найдешь. Они контролируют все траты в семье и копят деньги. Правда, потом все эти деньги и пропивают. Примером адаптации такой установки в жизни может служить судьба одного пациента, которого мне удалось наблюдать в течение 3-х лет подряд. В тот период (середина 80-х) лечение алкоголизма в наркологическом стационаре заключалось в длительной работе пациентов на производствах, прикрепленных к наркологическим больницам (вариант социальной и трудовой реабилитации). Пациенты лежали на лечении и работали на производстве по пол-года и получали в конце лечения вполне приличные суммы денег. У этого пациента была квартира, полностью пустая, т.к. все вещи из нее были пропиты в последний запой. В течение всего срока лечения данный пациент тщательно контролировал правильность начисления себе заработной платы за выполненную им работу. После выписки он, как полагается, начинал «новую жизь». «Новая жизнь» начиналась с определенных покупок. Покупались им себе в квартиру: диван, стол, посуда, холодильник, стулья, радиола, пластинки (для прослушивания на радиоле) и еще какая-нибудь мелочь. Оставалась небольшая сумма денег, на которую пациент начинал «праздновать» столь достойные приобретения. Деньги, соответственно, быстро кончались. Тогда он начинал пропивать все купленное, но в обратном порядке: пластинки, радиолу, стулья, холодильник, посуду, стол и диван. Когда уже ничего не оставалось, он вновь ложился в больницу. И так 3-и года…
«Главное, чтобы сын любил меня, а остальное меня не интересует». После применения «юридического мышления»: «Делай вид, что маму любишь, и делай что хочешь (пей, колись…)». И так далее.
Следующий сценарный механизм, необходимый уже собственно для запуска сценария (прежде всего патологического, деструктивного), называется: «Сценарная провокация». Обычно «сценарная провокация» выглядит как обычная фраза, но где-то внутри человека, говорящего такую фразу, как-бы звучит злобно-ироническое «ХА-ХА!». Например:
«Выпей глоток вина» («ХА-ХА! И катись по наклонной плоскости»).
Часто, подобного вида провокации готовятся воспитателями за долго до собственно самой провокации, очевидно, что бы потом уж точно такая провокация «сработала». Примерами могут служить отдельные разговоры молодых мамаш, гуляющих возле песочниц, со своими маленькими детьми:
«Ой! Посмотрите на моего сыночка, дурень-дурнем, то и дело головой обо что-нибудь стукается. ХА-ХА!», - что получится потом из такого «сыночка»?
«Ой! А моя-то, как увидит мальчика, так у нее трусики и спадают. ХА-ХА!», - результат такого воспитания тоже, к сожалению, предсказуем.
Главное, что на такую, подготовленную воспитанием, благодатную почву очень легко, в дальнейшем, лягут соответствующие «сценарные провокации»:
«Ты парень, хоть и глуп, но стену своим лбом пробить можешь. ХА-ХА!». Результат: наличие проблем, бессмысленное «набивание шишек» и фраза провокатора: «Я так и знал (а)».
«Что ты, дочка, теряешься, удержи парня, хотя бы с помощью секса. ХА-ХА!». Результат: попытка «удержать» всех подряд и фраза провокатора: «Я так и знал (а)».
«Просвещение» или обучение. Человек должен знать, как делать те или иные вещи, необходимые для реализации своего сценария. Для лиц, которые должны стать зависимыми от алкоголя или наркотиков, очень важно встретить людей, которые смогут научить их, как им наиболее правильно и быстро дойти с помощью алкоголизации или наркотизации до «сценарного итога» или «проклятия».
Снятие «заклятия» по сценарию. Очень редко такое встречается в сценариях, больных зависимостью людей. Однако если такое «снятие» возможно, то выглядет оно где-то так: «Когда тебя хватит «удар», тогда пить и бросишь» и т.д. В результате человек, имеющий такую сценарную установку, «вынужден» вначале допиться до инфаркта или инсульта, а только потом подумать о возможности прекращения алкоголизации.
Иногда, так же встречаются «побуждения» детей против, даваемого им родителями деструктивного сценария. В таких случаях ребенок, как правило, в подростковом возрасте, начинает бунтовать, не слушать своих родителей (воспитателей) и пытаться найти свой путь в жизни. К сожалению, не всегда такие попытки дают освобождение от таких деструктивных последствий уже полученного жизненного сценария.
Вышеназванные побуждения людей против сформированного у них сценария могут иметь внешнее сходство друг с другом, но, одновременно, отличаться друг от друга по сути происходящих процессов. Можно выделить несколько, отличных друг от друга, причин такого подросткового (и иного) «бунтарства»:
«Бунт», который запланирован в самом сценарии. Обычно, в таких случаях, в семьях таких подростков звучат фразы: «У него, просто, подростковый период. Подурит и перестанет, когда повзрослеет».
Как правило, в дальнейшем такие «бунтари» действительно, с того момента, когда человек, согласно культуральным установкам данной местности, национальности или семьи, считается взрослым, начинают четко выполнять все требования и установки, имеющиеся в его сценарии.
Иногда человеку надоедает реализовывать тот сценарий, который у него никак, воплотить в жизнь не получается из-за недостатка врожденных способностей. Тогда такой человек вынужден пересмотреть свои взгляды на жизнь и, часто, кардинально поменять свой сценарий.
Вариантов таких резких перемен в судьбах людей много, к сожалению, не все они ведут к изменению жизненного плана (сценария) в лучшую сторону. В частности, в алкогольных семьях достаточно распространено требовать от ребенка что бы он во всех делах «был идеальным». Многие дети из таких семей в силу конституциональных особенностей могут не обладать уникальными способностями и, в дальнейшем, несоответствие личностных возможностей и способностей сценарным требованиям способны привести их к возникновению выраженного чувства вины перед родителями, и, как следствие, к началу алкоголизации или наркотизации. Бывают, конечно, случаи, когда человек по сценарию должен спиться, но в силу физических особенностей его организма ему очень сложно потреблять спиртное. В таких случаях человек может перестать безуспешно потреблять спиртное и начать формировать свой новый более конструктивный сценарий.
Иногда, в какой-то момент, человек может осознать гибельность того образа жизни, который он ведет. Если в такой момент он попадет на консультацию или лечение к хорошему специалисту, занимающимуся психотерапией, или в систему групп самопомощи (например: АА, АН АлАнон и т.д.), которые считают, что наиболее полноценный способ избавиться от имеющихся проблем – это осознать и поменять свое мировозрение и, сответственно, всю свою жизнь, а так же те сценарные установки, которые «обеспечивали» деструктивную судьбу данного субъекта. То есть человек напрямую или косвенно должен произвести анализ собственного сценария и совершить определенные действия по его изменению.
Многие люди, даже честно пытающиеся изменить свою жизнь в лучшую сторону, не могут это сделать до конца и вновь возвращаются к своему деструктивному сценарию. Есть много проблем, которые мешают им полноценно завершить начатый процесс внутренних изменений. Большинство таких проблем содержится непосредственно в сценарном плане и системе восприятия мира личностью такого человека.
Больше всего мешают работе по изменению сценария сценарные указания, исходящие от Я-состояния «злобный Ребенок» родителей, и направленные на сохранение уже имеющегося у человека деструктивного сценария. В ситуациях контакта непосредственно со своими родителями (или лицами их заменившими, например, женами или мужьями) человек, задумавший что-либо изменить в своей жизни, будет получать, подкрепляющие деструктивный сценарий, фразы и установки. Например: «Ты что это удумал?! Умным решил стать?!». Причем в ситуациях, когда реальные родители уже мертвы, работа по изменению сценария осложняется еще и чувством вины, которое провоцируется у пациента собственным Я-состоянием Родитель, взявшим на себя функцию контроля за жестким исполнением сценарного плана.
Часто в процесс изменения сценария вмешиваются такие феномены психики больного человека как: «иллюзии» и «обманы».
К «иллюзиям» относятся собственные инфантильные надежды человека на то, что кто-то или что-то может решить все его проблемы без его личного участия. Такая своеобразная надежда на «волшебство», приводит человека к абсолютной бездеятельности и пустому мечтанию о том, что:
Если только моя жена измениться, я брошу пить.
Если только начнут платить нормальную зарплату, я брошу пить и пойду работать и т.д.
Когда-нибудь я стану трезвым (после визита Деда Мороза) и т.д.
К «обманам» относится нереальное и некритичное отношение к таким же нереальным обещаниям, которые дают родители (или заменяющие их лица, например, жены, мужья) своим воспитанникам (мужьям, женам). Например:
«Бросишь пить, в нашей жизни проблем больше не будет», - говорят алкоголику.
Он бросает. Проблем от этого не убавляется и жизнь становиться все хуже и хуже (по многим причинам, характерным для данного заболевания). Соответственно, что? «Обманули?!» Раз «обманули», значит можно «обидеться на всех» продолжать потребление дальше.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1072;