ВВП говорит о том, насколько хорошо мы живем.
Показатель ВВП не говорит ни о том, насколько мы богаты, ни о том, как мы работаем, ни о том, как хорошо нам живется.
Можно предположить, что во многих странах люди, несмотря на то, что ВВП на душу населения у них меньше, чем в Германии, материально живут не хуже, чем немцы (мы уже не говорим о нематериальных категориях – счастье и хорошем самочувствии, которые деньгами и вовсе не измерить).
Дело в том, что, наряду со статистикой, ВВП несет с собой еще две большие проблемы. Во-первых, он подсчитывает только товары, за которые мы должны работать, но не те, которые мы получаем бесплатно. Если люди живут в жаркой стране, где для обогрева жилища не нужно ни газа, ни угля, ВВП сразу же (при прочих равных условиях) становится меньше по сравнению со странами, отличающимися суровым климатом, где от людей требуется расходовать большие средства, чтобы не замерзнуть зимой. А в раю ВВП равнялся бы нулю. Во-вторых, в выражении ВВП недостаточно проводится различие между товарами, которыми мы можем пользоваться, и так называемыми «полуфабрикатами», которые необходимы для изготовления другого товара. Ведь нас в конечном счете интересует, что мы можем использовать и что пригодно для инвестиций, что же касается использованного при этом сырья и полупродуктов, то потребителю это неинтересно. Если Робинзон Крузо на своем необитаемом острове получает урожай пшеницы в 3 центнера, но оставляет один для посева на следующий год, то его валовой продукт составляет только два центнера. На практике отслеживание этого параметра сильно затруднено. Скажем, усилия полиции, суда и пожарных сами по себе нас не интересуют, напротив, лучше всего было бы, если бы ничто не горело, а все люди вели себя как ангелы. Таким образом, работа судейских, пожарных и полиции – так сказать, полупродукт, необходимый для нормального функционирования общества. Их вклад в наше благосостояние ощущается только в экстремальных ситуациях, они нужны для обеспечения того, что необходимо нормальному человеку, – мира, надежности, порядка. И все же в статистике услуги такого рода социальных институтов причисляются к ВВП. По той же технологии землетрясения, ураганы, наводнения, катастрофы с нефтеналивными судами, которые заливают и загрязняют берега и наносят огромный ущерб окружающей среде, увеличивают валовой национальный продукт. Ведь работа спасателей и рабочих полностью засчитывается в валовой сумме, хотя, конечно же, выполненные ими работы даже в лучшем случае не компенсируют полностью нанесенный ущерб.
По улицам американских городов патрулируют тысячи полицейских машин, чтобы не дать «свободным» гражданам США поубивать друг друга. Стоимость полицейской службы входит в зачет национального валового продукта, и чем больше полицейских машин на дорогах, тем больше ВНП. Соответственно в таких спокойных странах, как Швеция или Финляндия, полиции мало и ВВП за счет этого меньше, хотя, конечно же, финны и шведы на это не жалуются.
Для отличника. Отрывок из интервью В.А. Акулича на тему «О ловушке бедности».
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1004;