Культура России в XVII в.
Литература. В XVII в. Созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына» и др.) Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. Жанра сатирической литературы, где действуют вымышленные герои («Служба кабаку», «Повесть о Ерше Ершовиче»). Новыми жанрами были мемуары («Житие прототипа Аваакума»).
Просвещение. Во второй половине XVII в. Было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.
Театр. В 1672 г. был создан придворный театр в Москве. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли играли мужчины.
В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки.
Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. Отличаются живописностью. Здания XVII в. Многоцветны, декоративны. Складывание нарышкинского стиля или московского барокко. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т.п.
Живопись. Крупнейшим художником XVII в. Был Симон Ушаков. Новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица. Распространение в России портретной живописи – парсуны (персоны).
XVIII ВЕК – ВЕК МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.
XVIII столетие часто именуется в науке «эрой Просвещения». По мере того как религиозные догматы утрачивали свой авторитет и вес в обществе, в духовной сфере образовывался своеобразный вакуум. Этот процесс проходил на фоне бурного развития естественных наук, безусловные достижения которых привели к устойчивому мнению, что разум может и должен заменить веру. Возникает убежденность во всесилии человеческого разума, вера в возможность перестройки общественной жизни в соответствии с рационалистическими законами. Век Просвещения дал миру целую плеяду великих мыслителей – Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Джефферсон и др. Просветители считали, что от научного развития, степени образованности общественных масс зависит благополучие и благосостояние государства. Другим элементом идеологии просветителей была вера в прогресс, подразумевающий постоянный и поступательный характер развития общества.
Осознание просветителями прогресса было сугубо европоцентричным, признающим западную цивилизацию эталоном, который было необходимо распространить на весь мир. Огромную роль в идеологии Просвещения сыграла концепция гражданского общества, возникшая на основе теорий естественных прав, которыми человек обладает изначально, и общественного договора, согласно которому общество передает часть своих прав государству. Государство же должно ограничивать свои функции лишь защитой прав граждан, не вмешиваясь в их жизнь. К достижениям Просвещения в сфере политической науки можно отнести разработку концепции разделения властей, сформулированную Д.Локком и дополненную Ш.Монтескье.
Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 772;