Вопрос 3 Марксистская экономическая теория
При жизни идеи Маркса не получили широкого распространения, однако с конца XIX в. влияние марксизма было необыкновенно большим. По размаху распространения и вовлеченных в процессы марксизм сравним только с мировыми религиями: в 20 веке не только миллионы людей, но и целые государства считали себя его последователями и пытались реализовать эти идеи в действительность. Основные его заслуги – это исторический материализм (материалистический подход к трактовке исторических событий), теория прибавочной стоимости, анализ развития капитализма и учение о неизбежности его гибели в результате пролетарской революции.
Политическая экономия является наиболее разработанной частью марксизма, ей Маркс посвятил большую часть своих исследований и своей жизни. Экономическое учение, созданное Марксом, в основном изложено им в «К критике политической экономии» (1859) и в «Капитале» (1867-1894гг). В этих трудах переплетаются новейшие для того времени идеи, тщательный экономический анализ и острая критика буржуазной действительности. Труды К.Маркса являются завершением классической политической экономии, они оказали глобальное воздействие на ход исторического процесса в XX веке.
«Капитал» – это самый главный труд Карла Маркса, который направлен на то, чтобы понять экономический закон, который движет людьми в современном обществе. Полное название этого труда звучит так: «Капитал: Критика политической экономики». Четыре тома «Капитала» являют собой четкую и строгую структуру, последовательно раскрывающие суть буржуазных отношений. В первом томе Марксом исследован процесс производства капитала. Начало этой книги в большей степени посвящено свойствам и функциям денег. В этом томе очень подробно и четко освещен вопрос об исторической тенденции накопления капитала. Второй том посвящен вопросам обращения капитала, он как бы продолжает то, что не закончил в своей экономической таблице предшественник Маркса Франсуа Кенэ. Карл Маркс далее развивает его теорию о кругообороте общественного продукта. Также во втором томе он анализирует воспроизводство общественного капитала. Для этого Маркс проводит анализ всей экономики вообще, а не отдельных ее частей, как это делали экономисты до него. Там же Карл Маркс показывает, какую ошибку в этом вопросе допустили представители классической школы. По его словам, общественное воспроизводство следует разделить по крайней мере на две части:
· производство самих средств производства для того, чтобы в будущем производить что-либо новое;
· производство того, что потребляют каждый день.
Третий том содержит анализ форм единства производства и обращения, Он посвящен таким важным вопросам, как ростовщичество, торговый и денежный капитал, земельная рента. Также третий том освещает вопрос о получении средней нормы прибыли. Для получения средней нормы прибыли приходится пользоваться законом стоимости. Новизна этого анализа достигается опять-таки путем исследования экономики в целом, а не по отдельным частям. Самое первое, что анализирует Карл Маркс, – это само происхождение прибавочной стоимости. Затем он берется за анализ того, как эта прибавочная прибыль подразделяется на земельную ренту, процент и прибыль. Прибыль – это то, как относится прибавочная стоимость ко всему капиталу, который вложен в предприятие. По словам Маркса, если повысить производительность труда, то произойдет самый быстрый прирост постоянного капитала, если на этот момент сравнивать его с переменным капиталом. Четвертый том этого труда - это отражение капитала в обыденном и научном мышлении.
Свою основную идею, объясняющую ход событий в истории, Маркс называл «материалистическим пониманием истории». Он считал, что основной отправной точкой в понимании человеческой культуры и истории является труд человека, его производственная деятельность, а все остальное – учения, теории, религии, политика – является вторичным. Поэтому историю нельзя трактовать как результат случайных стечений обстоятельств, или мыслей и действий отдельных выдающихся личностей, или каких либо чрезвычайных событий. В понимании Маркса история развивается в соответствии с конкретными четкими законами и является итогом человеческой деятельности в целом. Суть исторического материализма можно выразить знаменитой цитатой Маркса: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Особый интерес Маркс проявлял к исследованию периода становления буржуазных отношений – первоначальному накоплению капитала, во время которого и сформировалась буржуазия, монополизировавшая собственность на главные средства производства общества. Для раскрытия сущности капитала Маркс предложил две схемы обращения средств: Т-Д-Т (товар – деньги – товар или продажа ради купли) и Д-Т-Д (купля ради продажи). Именно эти две схемы по Марксу иллюстрируют различие между деньгами как средством обращения и как капиталом соответственно. К.Маркс различает деньги, затрачиваемые на товар в каждой из этих схем в случае Т-Д-Т речь идёт о потреблении и в конечном итоге о потребительской стоимости. А в схеме Д-Т-Д затраты составляют не потребительскую, а меновую стоимость. Однако Маркс подчёркивал, что схема Д-Т-Д верна и имеет смысл только в таком виде: Д-Т-Д’, где Д’= Д+DД. То есть только в случае приращения первоначально авансированной суммы. Сам К.Маркс сказал так: «Это приращение… я называю прибавочной стоимостью». И благодаря ей «первоначально авансированная стоимость не только сохраняется в обращении, но и изменяет свою величину… И как раз это движение <стоимости> превращает её в капитал». Маркс, исходя из этого, утверждал, что данное движение имеет форму кругооборота, т.к. получаемая в результате меновой сделки прибавочная стоимость сразу же становится частью первоначально авансированной стоимости но уже в новом цикле. И так будет до тех пор, пока эта стоимость будет находиться в сфере обращения. Извлечённый из оборота капитал прибавочной стоимости не даёт. Самодвижущуюся, самовозрастающую стоимость Маркс и называл капиталом. Движение капитала с целью возрастания его стоимости К.Маркс назвал самоцелью этого капитала и счёл, что это движение ничем не ограничено. А формулу Д-Т-Д’ – всеобщей формулой капитала. Марксом дано и такое яркое определение капитала: «Превращая деньги в товары, которые служат вещественными элементами нового продукта, или факторами процесса труда, присоединяя к их мёртвой предметности живую рабочую силу, капиталист превращает стоимость – прошлый, овеществлённый, мёртвый труд – в капитал, в самовозрастающую стоимость…». Маркс дал такое определение капитала: «Обращающиеся деньги, употреблённые с производительной целью». Деньги, счёл Маркс, это одна из форм капитала. Именно они определяют его величину в численном выражении и потому они являются исходным и конечным пунктом процесса возрастания стоимости.
Однако само обращение денег и товаров ещё не создаёт приращения капитала, т.е. прибавочной стоимости. Оно только перераспределяет уже созданный капитал. А потому торговый и ростовщический капитал не являются самовозрастающими. Изменение стоимости денег, которые должны обратиться в капитал, не может совершиться в самих деньгах, т.к. это всего лишь средство реализации цены товаров, покупаемых или продаваемых. Не возникает это изменение и в части формулы Т – Д’, потому, что в данном случае происходит лишь перевод товара из натуральной в денежную форму. Следовательно, изменение стимости денег должно произойти в части Д – Т, т.е. возникнуть только из потребительский стоимости товара. Но для этого товар должен обладать тем свойством, что его потребление было бы овеществлением труда, а следовательно созданием стоимости. По Марксу, такой товар – это способность к труду или рабочая сила. Именно она создаёт приращение капитала при потреблении самой рабочей силы. Таким образом, владелец денег может превратить их в самовозрастающий капитал только в том случае, если найдёт на рынке свободных рабочих. Поэтому капитализм сложился гораздо позже возникновения товарного и денежного обращения. Только когда рабочая сила рабочего приняла форму товара, принадлежащего ему, а труд рабочего стал наёмным, началась капиталистическая эпоха.
Основой трудов Карла Маркса является теория трудовой стоимости. Об основах этой теории упоминается еще в трудах Адама Смита. Суть ее такова: обмен товаров происходит в соответствии с тем количеством труда, которое затрачено на их получение.
Карл Маркс развил эту теорию дальше и указал на то, что характер труда двойственный, т. е. «конкретный» и «абстрактивный». Абстрактивный труд – это стоимость товара или услуги, которая делает их соизмеримыми. Конкретный труд – это материально-вещественная форма товара, которой Маркс присвоил название потребительской стоимости.
По мнению Карла Маркса, прибавочная стоимость сама по себе не сможет появиться из обращения товара, поскольку это равносильный обмен, или же тот, кто владеет деньгами, должен найти совершенно удивительный товар, который сам бы стал источником стоимости. В процессе анализа действия закона стоимости, сформулированного теоретиками классической политэкономии в виде всеобщей формулы капитала Д-Т-Д (деньги-товар-деньги), Маркс приходит к выводу, что этот закон нарушается, когда речь идет об особом товаре – рабочей силе. Самое простое, что может найти человек, обладающий деньгами, – это наемный труд другого человека, т. е. его рабочая сила. Тот, кто владеет деньгами, способен купить рабочую силу, стоимость которой можно определить так же, как и цену на любой товар. Рабочая сила, по Марксу, имеет как стоимость, так и потребительскую стоимость. Стоимость – это та минимальная сумма, на которую могут прожить работник и его семья. Потребительская стоимость – это способность работника усердно трудиться. Однако, по мнению Маркса, обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является несправедливым. Рабочая сила, участвуя в производственном процессе и соединяясь со средствами производства (постоянным капиталом), способна создавать стоимость выше того, во что она обходится капиталисту (переменного капитала) – эта дополнительная стоимость является прибавочной стоимостью, в этом заключается тайна капиталистического производства. Таким образом, наемный работник каждый день трудится больше, чем ему заплачено, а капиталист присваивает эти излишки – прибавочную стоимость. Феномен прибавочной стоимости был известен и до Маркса, особенностью же теории Маркса было систематическое выведение из него экономики буржуазного общества.
Прибавочная стоимость по Марксу имеет две формы: абсолютная прибавочная стоимость является результатом увеличения продолжительности рабочего дня при неизменных технических условиях труда, это происходит в начале формирования буржуазных отношений, относительная прибавочная стоимость – появляется в результате совершенствующихся технических условий труда при неизменной продолжительности рабочего дня, и это происходит уже при зрелом капитализме.
Карл Маркс долгое время занимался анализом относительной прибавочной стоимости. Он предложил целых три варианта появления такого увеличения капитала:
· кооперация;
· простое разделение труда, а также мелкое мануфактурное производство;
· техническое развитие и появление более крупной промышленности.
Карл Маркс сделал новый фундаментальный анализ в области накопления капитала. По его словам, накопление капитала – это такой процесс, который превращает часть прибавочной стоимости в капитал, который используется не для расширения производства, а на личные потребности его владельца.
Большое значение, считает Маркс, имеет то, что буржуазные отношения стоят на эксплуатации капиталистами работников, которые в свою очередь вынуждены работать больше, чем требуется для простого воспроизводства необходимого для их семей – еды, одежды, жилья и т.п. Желая увеличить свои доходы, капиталисты заменяют дорогой ручной труд на дешевый механизированный, Однако машины не приносят прибавочной собственности, поэтому норма прибыли капиталистов имеет тенденцию к понижению, а свои потери они вынуждены компенсировать усилением эксплуатации работников, что отражается на их доходах, при этом усиливающаяся конкуренция на рынке труда постоянно грозит безработицей.
По Марксу, цель эксплуатации рабочих, цель любого процесса капиталистического производства – получение прибавочной стоимости. Его суть, пишет К.Маркс, в удлинении рабочего дня за те границы, в которых рабочий производит только эквивалент стоимости своей рабочей силы, и присвоении этого прибавочного труда капиталом. Сразу надо указать – производство абсолютной прибавочной стоимости связано только с длиной рабочего дня и является исходным пунктом производства относительной прибавочной стоимости. Его же цель – повысив производительность труда, сократить рабочее время, затрачиваемое на производство эквивалента заработной платы. Или иначе: получение абсолютной прибавочной стоимости просто увеличивает рабочий день, а получение относительной прибавочной стоимости меняет сооношение между необходимым трудом (производящим эквивалент заработной платы) и прибавочным трудом (производящим собственно прибавочную стоимость) в сторону увеличения доли прибавочного труда.
Очень большое значение Маркс придавал норме прибавочной стоимости или, по-другому, норме эксплуатации рабочей силы. Он вывел следующие формулы: (прибавочная стоимость)/(переменный капитал) = (прибавочная стоимость)/(стоимость рабочей силы)=(прибавочный труд)/(необходимый труд). Две первых в виде отношения стоимостей выражают то же, что последняя выражает в виде отношения отрезков времени, за которое вырабатываются эти стоимости.
Карл Маркс считал, что капиталистом оплачивается не труд, а рабочая сила трудящегося. Поэтому капиталист получает в период необходимого труда продукт, равный авансированной цене рабочей силы, а в период прибавочного труда получает продукт вообще бесплатно. Потому прибавочный труд можно назвать неоплаченным трудом, в обладании которым Маркс и видел тайну самовозрастания капитала.
При определении нормы и массы прибавочной стоимости Маркс вывел несколько законов: во-первых, масса производимой прибавочной стоимости равна величине авансированного переменного капитала, умноженной на норму прибавочной стоимости или стоимости одной рабочей силы, умноженной на степень её эксплуатации (т.е. на отношение прибавочного труда к необходимому) и на количество одновременно применяемых сил. Во- вторых, абсолютная граница среднего рабочего дня, по природе не превышающего 24 часа, образует абсолютную границу для компенсации уменьшения переменного капитала увеличением нормы прибавочной стоимости или для уменьшения числа эксплуатируемых рабочих путём повышения степени эксплуатации рабочей силы. В-третьих, чем больше переменный капитал, тем больше масса производимой и прибавочной стоимости. Следовательно, при заданной норме прибавочной стоимости и заданной стоимости рабочей силы, масса производимой прибавочной стоимости прямо пропорциональна величине авансированного переменного капитала. Речь во всех перечисленных законах идёт об абсолютной прибавочной стоимости.
Что касается относительной, то для её увеличения по Марксу должна произойти «революция в производственных условиях его (трудящегося) труда, т.е. в его способе производства, а потому и в самом процессе труда». Под «повышением производительности силы труда» он подразумевал любое изменение в процессе труда, сокращающее рабочее время, необходимое для производства какого-либо товара, так, что меньшее количество труда приобретает способность произвести большее количество потребительской стоимости. Кроме того, при повышении производительности труда, считал Маркс, понижается стоимость рабочей силы, что уменьшает время производства продукта, эквивалентного ей по стоимости и соответственно увеличивает прибавочный труд.
Увеличение его Маркс описывает в свойственном ему стиле: «…капиталист, применяющий улучшенный способ производства, присваивает в виде прибавочного труда большую часть рабочего дня, чем остальные капиталисты той же самой отрасли производства».
Однако по мнению Маркса этот процесс не может длиться бесконечно. Как приговор звучат его предсказания: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Слом буржуазной системы, считает Маркс, не может произойти сам собой, для этого необходима революция, в ходе которой должно быть разрушено действующее государство, а также упразднена частная собственность и классы. Существенную роль должна сыграть именно политическая революция, поскольку государство - главный институт капиталистического общества. Политическая власть, по Марксу, - организованная сила одного класса для подавления и угнетения другого. «Современная государственная власть - не что иное, как комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В ходе истории каждый способ производства - античный, феодальный и капиталистический - порождает соответствующие политические организации для защиты интересов правящего класса. Крупная промышленность и всеобщая конкуренция современного капитализма создали современное либерально-демократическое государство, позволившее буржуазии наиболее эффективно проводить в жизнь свои классовые интересы.
Сам Маркс ожидал, что пролетарская революция произойдет в индустриализованных странах Западной Европы, хотя в конце жизни предположил, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и построить коммунизм на базе традиционной крестьянской общины. Такая революция должна быть насильственной, хотя некоторые страны (Великобритания или США), по его мнению, могли бы прийти к социализму и мирным путем. Хотя Маркс неоднократно подчеркивал, что не намеревается писать «рецепты для кухни будущего», он все же набросал грубыми штрихами свою концепцию посткапиталистического общества. Коммунизм невозможно осуществить сразу после революции, поскольку «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
После смерти Карла Маркса многие его произведения были подготовлены к печати и опубликованы Ф. Энгельсом. Взгляды основателя марксизма легли в основу социалистического движения и государственной политики многих стран и оставались влиятельными вплоть до конца 20 века. Но, как говорил Отто Бисмарк, революции подготавливаются гениями, совершаются фанатиками, а плодами революций пользуются проходимцы. Как показала история, железный канцлер оказался совершенно прав.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1497;